Специалист в области защиты окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Специалист в области защиты окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Материалами дела установлено, что ООО... в нарушение... положений законодательства об охране окружающей среды и природопользования на момент проведения проверки прокуратуры... не предоставило информацию об обучении руководителей организации и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
(КонсультантПлюс, 2025)Материалами дела установлено, что ООО... в нарушение... положений законодательства об охране окружающей среды и природопользования на момент проведения проверки прокуратуры... не предоставило информацию об обучении руководителей организации и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколога) (инженера по экологической безопасности, специалиста по охране окружающей среды) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
Статья: Проблемы и перспективы кодификации экологического законодательства Российской Федерации
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Настоящая работа посвящена рассмотрению одной из актуальных и дискуссионных тем среди представителей эколого-правовой науки - проблеме кодификации современного экологического законодательства с точки зрения необходимости разработки и принятия Экологического кодекса Российской Федерации. Для наиболее полного и всестороннего исследования в статье анализируется действующее экологическое законодательство, рассматриваются его структура и система источников экологического права. Автор особо подчеркивает, что наличие большого массива законодательных актов различного уровня усложняет реализацию экологических норм права, а также правоприменительную практику. В качестве одной из возможных причин такого рода затруднений называется отсутствие единого кодифицированного акта - Экологического кодекса Российской Федерации. Автором анализируются исследования ведущих специалистов и ученых в области охраны окружающей среды и природопользования, посвященные рассмотрению вопросов кодификации экологического законодательства. Мнения специалистов и научных деятелей в своем большинстве сводятся к необходимости разработки единого кодифицированного акта, но дискуссионными остаются вопросы о структуре будущего Экологического кодекса Российской Федерации и о том, как поступить с большим массивом действующих нормативно-правовых актов природоресурсного и природоохранного законодательства. Также рассматривается региональное законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования. В частности, особое внимание уделяется рассмотрению практики регионов Российской Федерации (республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия); Санкт-Петербург) в принятии экологических кодексов на региональном уровне. Делается вывод о декларативном характере указанных актов и их большой схожести с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также об отсутствии внимания со стороны регионального законодателя к природным, климатическим и другим особенностям регионов при разработке экологических кодексов. Несмотря на указанные недостатки регионального законодателя, можно говорить о кодификации природоохранных и природоресурсных норм права на региональном уровне. Последнее означает определенное продвижение к разработке и принятию Экологического кодекса Российской Федерации уже на федеральном уровне.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Настоящая работа посвящена рассмотрению одной из актуальных и дискуссионных тем среди представителей эколого-правовой науки - проблеме кодификации современного экологического законодательства с точки зрения необходимости разработки и принятия Экологического кодекса Российской Федерации. Для наиболее полного и всестороннего исследования в статье анализируется действующее экологическое законодательство, рассматриваются его структура и система источников экологического права. Автор особо подчеркивает, что наличие большого массива законодательных актов различного уровня усложняет реализацию экологических норм права, а также правоприменительную практику. В качестве одной из возможных причин такого рода затруднений называется отсутствие единого кодифицированного акта - Экологического кодекса Российской Федерации. Автором анализируются исследования ведущих специалистов и ученых в области охраны окружающей среды и природопользования, посвященные рассмотрению вопросов кодификации экологического законодательства. Мнения специалистов и научных деятелей в своем большинстве сводятся к необходимости разработки единого кодифицированного акта, но дискуссионными остаются вопросы о структуре будущего Экологического кодекса Российской Федерации и о том, как поступить с большим массивом действующих нормативно-правовых актов природоресурсного и природоохранного законодательства. Также рассматривается региональное законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования. В частности, особое внимание уделяется рассмотрению практики регионов Российской Федерации (республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия); Санкт-Петербург) в принятии экологических кодексов на региональном уровне. Делается вывод о декларативном характере указанных актов и их большой схожести с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также об отсутствии внимания со стороны регионального законодателя к природным, климатическим и другим особенностям регионов при разработке экологических кодексов. Несмотря на указанные недостатки регионального законодателя, можно говорить о кодификации природоохранных и природоресурсных норм права на региональном уровне. Последнее означает определенное продвижение к разработке и принятию Экологического кодекса Российской Федерации уже на федеральном уровне.
Статья: Проблемы внесения представлений по делам об административных правонарушениях в сфере экологии
(Гусаров А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Гусаров Артем Владимирович, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Владимирской области, ведущий специалист-эксперт отдела экологического надзора и мониторинга окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
(Гусаров А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Гусаров Артем Владимирович, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Владимирской области, ведущий специалист-эксперт отдела экологического надзора и мониторинга окружающей среды Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
Статья: Экологическая безопасность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, иные юридические лица, граждан.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, иные юридические лица, граждан.
Информация: Совет Федерации одобрил Закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)"Кроме того, выделены деньги на ремонт зданий общежитий вузов, подготовлены изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся субсидирования государственных корпораций, предусмотрено повышение заработной платы специалистов лесного хозяйства, метеорологии и охраны окружающей среды, устранены недостатки единого налогового счета, для производителей сахаросодержащих напитков сняты ограничения на предоставление им субсидий, введен туристический налог", - добавил глава Комитета СФ.
("Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ", 2024)"Кроме того, выделены деньги на ремонт зданий общежитий вузов, подготовлены изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся субсидирования государственных корпораций, предусмотрено повышение заработной платы специалистов лесного хозяйства, метеорологии и охраны окружающей среды, устранены недостатки единого налогового счета, для производителей сахаросодержащих напитков сняты ограничения на предоставление им субсидий, введен туристический налог", - добавил глава Комитета СФ.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Статья: Нормативно-правовые механизмы регулирования климатических процессов в России
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)5. Большое значение в дальнейшем будет иметь подготовка специалистов в области управления климатом. Они должны обладать навыками оценки и предотвращения климатических рисков. Государство совместно с ведущими учебными заведениями начинает подготовку таких специалистов. В 2022 г. Институт экологии РУДН и Росаккредитация открыли программу подготовки специалистов в области управления парниковыми газами <65>. В настоящее время необходима четкая система организации обучения и переподготовки специалистов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Такая система начинает складываться на платформе Школы экологических компетенций Российского экологического общества. Есть специализированные курсы, которые учат навыкам управления экологическими и климатическими рисками компаний.
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)5. Большое значение в дальнейшем будет иметь подготовка специалистов в области управления климатом. Они должны обладать навыками оценки и предотвращения климатических рисков. Государство совместно с ведущими учебными заведениями начинает подготовку таких специалистов. В 2022 г. Институт экологии РУДН и Росаккредитация открыли программу подготовки специалистов в области управления парниковыми газами <65>. В настоящее время необходима четкая система организации обучения и переподготовки специалистов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Такая система начинает складываться на платформе Школы экологических компетенций Российского экологического общества. Есть специализированные курсы, которые учат навыкам управления экологическими и климатическими рисками компаний.
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Таким образом, ESG и Цели устойчивого развития (ЦУР) созвучны и пересекаются. Следует также отметить, что и ESG, и ЦУР, несмотря на формальное разделение на три блока, в конечном итоге влияют на экономику. Например, вопросы декарбонизации (снижения выбросов углекислого газа - CO2), носящие как будто совершенно "экологический характер", упомянуты в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в Нью-Йорке 9 мая 1992 г.) и Парижском соглашении (подписано в Париже 12 декабря 2015 г.). В России аспекты декарбонизации регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" и другими подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. N 707 "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, - с 1 января 2023 г. организации, выбросы которых составляют более 150 тысяч тонн CO2, должны будут отчитываться за них, и это вопрос не только охраны окружающей среды, но и работы специалистов по подготовке этих отчетов и расчетов, то есть вопрос и социальный, и экономический. Уже сейчас активно проводятся обучения и вебинары по этим темам <1>.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Таким образом, ESG и Цели устойчивого развития (ЦУР) созвучны и пересекаются. Следует также отметить, что и ESG, и ЦУР, несмотря на формальное разделение на три блока, в конечном итоге влияют на экономику. Например, вопросы декарбонизации (снижения выбросов углекислого газа - CO2), носящие как будто совершенно "экологический характер", упомянуты в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в Нью-Йорке 9 мая 1992 г.) и Парижском соглашении (подписано в Париже 12 декабря 2015 г.). В России аспекты декарбонизации регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" и другими подзаконными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. N 707 "Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, - с 1 января 2023 г. организации, выбросы которых составляют более 150 тысяч тонн CO2, должны будут отчитываться за них, и это вопрос не только охраны окружающей среды, но и работы специалистов по подготовке этих отчетов и расчетов, то есть вопрос и социальный, и экономический. Уже сейчас активно проводятся обучения и вебинары по этим темам <1>.