Создания особо охраняемых территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Создания особо охраняемых территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Заинтересованное лицо вправе требовать формирования границ земельного участка под многоквартирным домом, в том числе расположенном на особо охраняемой природной территории, если этот дом не признан самовольной постройкой
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11-9-692
Применимые нормы: п. 2 ст. 27 ЗК РФ, п. 2 ст. 222 ГК РФ, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗПраво общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Соответственно, лицо вправе требовать формирования границ этого участка и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен он в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11-9-692
Применимые нормы: п. 2 ст. 27 ЗК РФ, п. 2 ст. 222 ГК РФ, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗПраво общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Соответственно, лицо вправе требовать формирования границ этого участка и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен он в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФТаким образом, статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 22 Федерального закона N 33-ФЗ допускают создание особо охраняемой природной территории без изъятия земельных участков у их владельцев и собственников, не исключая ее нахождение на землях федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и находящихся в муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<11> См.: Постановление Мэрии города Магадана от 15 апреля 2011 г. N 1329 "О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования "Город Магадан" // Вечерний Магадан. 2011. 28 апреля.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<11> См.: Постановление Мэрии города Магадана от 15 апреля 2011 г. N 1329 "О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования "Город Магадан" // Вечерний Магадан. 2011. 28 апреля.
Статья: Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Охрана окружающей среды является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Ее реализация производится различными способами, но одним из наиболее эффективных является создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Охрана окружающей среды является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Ее реализация производится различными способами, но одним из наиболее эффективных является создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Статья: Региональный аспект привлечения к административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий на примере Кировской области
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Одним из способов, позволяющих сохранить и восстановить популяции редких, находящихся на грани исчезновения животных и растений, является создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <4> под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки с особым режимом природопользования, преследующие природоохранные, культурные, научные, эстетические, рекреационные и оздоровительные функции, а также обособленные из хозяйственной деятельности решениями государственных органов полностью или частично.
(Луппова М.А., Мухлынин Д.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Одним из способов, позволяющих сохранить и восстановить популяции редких, находящихся на грани исчезновения животных и растений, является создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <4> под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки с особым режимом природопользования, преследующие природоохранные, культурные, научные, эстетические, рекреационные и оздоровительные функции, а также обособленные из хозяйственной деятельности решениями государственных органов полностью или частично.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Ситуация: В каком порядке осуществляется резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории; документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; а также утвержденных государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (п. 3 Положения N 561).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории; документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; а также утвержденных государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (п. 3 Положения N 561).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Право постоянного землевладения <653> определено в проекте как "право владения и пользования чужим земельным участком, устанавливаемое бессрочно или на определенный срок для ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, организации рыболовства, рыбоводства, охоты, создания особо охраняемых территорий, а также для иных предусмотренных законом целей, достижение которых связано с использованием природных свойств и качеств земельного участка" (п. 1 ст. 299).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Право постоянного землевладения <653> определено в проекте как "право владения и пользования чужим земельным участком, устанавливаемое бессрочно или на определенный срок для ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, организации рыболовства, рыбоводства, охоты, создания особо охраняемых территорий, а также для иных предусмотренных законом целей, достижение которых связано с использованием природных свойств и качеств земельного участка" (п. 1 ст. 299).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Решение Приморского краевого суда от 29 августа 2005 г. о признании недействующими п. 3, 4 ст. 2 (в части положения о том, что ботанические сады и дендрологические парки являются научно-исследовательскими и культурно-просветительскими учреждениями), п. 6 ч. 1 ст. 4, а также абз. 1 ч. 2 ст. 6 (в части обязательного согласования органами местного самоуправления решений о создании особо охраняемых территорий местного значения с администрацией Приморского края) Закона Приморского края от 11 мая 2005 г. N 245-КЗ "Особо охраняемые природные территории Приморского края" // СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Решение Приморского краевого суда от 29 августа 2005 г. о признании недействующими п. 3, 4 ст. 2 (в части положения о том, что ботанические сады и дендрологические парки являются научно-исследовательскими и культурно-просветительскими учреждениями), п. 6 ч. 1 ст. 4, а также абз. 1 ч. 2 ст. 6 (в части обязательного согласования органами местного самоуправления решений о создании особо охраняемых территорий местного значения с администрацией Приморского края) Закона Приморского края от 11 мая 2005 г. N 245-КЗ "Особо охраняемые природные территории Приморского края" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Сотрудничество государств в сфере правовой охраны Мирового океана от загрязнения и сохранения биоразнообразия морской среды
(Авхадеев В.Р., Боброва Ю.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Конвенция о сотрудничестве в сфере сохранения и устойчивого развития среды морей и побережий в северо-восточной части Тихого океана 2002 г. <25> обязывает Стороны приложить усилия к созданию прибрежных особо охраняемых районов в целях поддержания биологической целостности и разнообразия (п. 2(h) ст. 10), принимать соответствующие меры для защиты уязвимых экосистем, а также мест обитания находящихся под угрозой видов, в том числе путем создания особо охраняемых территорий (п. 5 ст. 10). По смыслу положений Конвенции стороны создают особо охраняемые районы в соответствии с национальным законодательством в акваториях, находящихся под своей юрисдикцией, самостоятельно определяя их форму и содержание и обеспечивая режим территориальной охраны.
(Авхадеев В.Р., Боброва Ю.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Конвенция о сотрудничестве в сфере сохранения и устойчивого развития среды морей и побережий в северо-восточной части Тихого океана 2002 г. <25> обязывает Стороны приложить усилия к созданию прибрежных особо охраняемых районов в целях поддержания биологической целостности и разнообразия (п. 2(h) ст. 10), принимать соответствующие меры для защиты уязвимых экосистем, а также мест обитания находящихся под угрозой видов, в том числе путем создания особо охраняемых территорий (п. 5 ст. 10). По смыслу положений Конвенции стороны создают особо охраняемые районы в соответствии с национальным законодательством в акваториях, находящихся под своей юрисдикцией, самостоятельно определяя их форму и содержание и обеспечивая режим территориальной охраны.
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Правовое регулирование отношений в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), основанное на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иных федеральных, региональных и местных нормативных правовых актах, сохраняет свою актуальность и в течение последних десятилетий обеспечивает защиту и развитие наиболее ценных природных пространств и объектов государства.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Правовое регулирование отношений в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), основанное на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иных федеральных, региональных и местных нормативных правовых актах, сохраняет свою актуальность и в течение последних десятилетий обеспечивает защиту и развитие наиболее ценных природных пространств и объектов государства.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий <1>. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 33-ФЗ (в ред. Закона N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Информация об особо охраняемых природных территориях дополнительно фиксируется в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий <1>. В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона N 33-ФЗ (в ред. Закона N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности, а формирование уникальной системы ООПТ является одним из наиболее значимых природоохранных достижений России. Экологическая доктрина РФ <1> рассматривает создание и развитие ООПТ разных уровней в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Законодательство РФ об ООПТ призвано создать условия для формирования и развития сети ООПТ, сохранения природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности, а формирование уникальной системы ООПТ является одним из наиболее значимых природоохранных достижений России. Экологическая доктрина РФ <1> рассматривает создание и развитие ООПТ разных уровней в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Законодательство РФ об ООПТ призвано создать условия для формирования и развития сети ООПТ, сохранения природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.