Создание условий для оказания медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание условий для оказания медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Оспариваемое законоположение, предоставляющее гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы право на обслуживание в медицинских организациях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию, направлено на создание наиболее благоприятных условий их обеспечения доступной и качественной медицинской помощью. Следовательно, данная норма является элементом правового механизма социальной защиты названных категорий граждан, в наибольшей степени пострадавших вследствие воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, и ни сама по себе, ни во взаимосвязи с частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу которой указанная мера социальной поддержки не распространяется на членов семей таких лиц, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы, являющейся вдовой инвалида-чернобыльца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Статья: Реализация права на охрану здоровья граждан на местном уровне: теория, практика, контроль
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)В современном мире основополагающим документом, определяющим правовое положение человека, является Всеобщая декларация прав человека <1>, выступающая своеобразным эталоном для любого государства. В статье 25 она закрепляет необходимость обеспечения каждому человеку такого жизненного уровня, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Спустя 20 лет после принятия Декларации данные нормы были дополнены и конкретизированы в соответствующих положениях Международного пакта о экономических, социальных и культурных правах, среди которых можно отметить такие, как необходимость государств - участников Пакта осуществлять меры, направленные на создание условий, обеспечивающих медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними и др. <2>.
(Будаев А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)В современном мире основополагающим документом, определяющим правовое положение человека, является Всеобщая декларация прав человека <1>, выступающая своеобразным эталоном для любого государства. В статье 25 она закрепляет необходимость обеспечения каждому человеку такого жизненного уровня, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Спустя 20 лет после принятия Декларации данные нормы были дополнены и конкретизированы в соответствующих положениях Международного пакта о экономических, социальных и культурных правах, среди которых можно отметить такие, как необходимость государств - участников Пакта осуществлять меры, направленные на создание условий, обеспечивающих медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними и др. <2>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6) участие в осуществлении охраны здоровья граждан на территории муниципального образования, включая обеспечение доступности медицинской помощи, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе в создании условий для оказания медицинской помощи населению (за исключением территорий, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6) участие в осуществлении охраны здоровья граждан на территории муниципального образования, включая обеспечение доступности медицинской помощи, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе в создании условий для оказания медицинской помощи населению (за исключением территорий, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
Статья: Аварийно-восстановительные работы: понятие, требования к проведению
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Статья: Особенности правового положения органов публичной власти, осуществляющих местное самоуправление в границах федеральной территории "Сириус"
(Маркин М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Рассмотрим перечень тех полномочий, которые передаются городу-курорту Сочи для последующей их реализации в границах федеральной территории. Так, предметом соглашений являются: организация благоустройства; организация электро-, газо-, тепло- и водоснабжения; водоотведение; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству и реконструкции; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; мероприятия по охране окружающей среды; создание условий для оказания медицинской помощи; организация ритуальных услуг; обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов; охрана и защита лесов; осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; муниципальный лесной контроль; библиотечное обслуживание населения; организация перевозок <17>.
(Маркин М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Рассмотрим перечень тех полномочий, которые передаются городу-курорту Сочи для последующей их реализации в границах федеральной территории. Так, предметом соглашений являются: организация благоустройства; организация электро-, газо-, тепло- и водоснабжения; водоотведение; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству и реконструкции; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; мероприятия по охране окружающей среды; создание условий для оказания медицинской помощи; организация ритуальных услуг; обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов; охрана и защита лесов; осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; муниципальный лесной контроль; библиотечное обслуживание населения; организация перевозок <17>.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Жизнь и здоровье граждан являются основными конституционными ценностями. Государство призвано не только обеспечивать их неприкосновенность, но и создавать условия для получения гражданами квалифицированной медицинской помощи, без которой поддержание здоровья в удовлетворительном состоянии в ряде случаев было бы невозможным.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Жизнь и здоровье граждан являются основными конституционными ценностями. Государство призвано не только обеспечивать их неприкосновенность, но и создавать условия для получения гражданами квалифицированной медицинской помощи, без которой поддержание здоровья в удовлетворительном состоянии в ряде случаев было бы невозможным.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15. Так, например, Постановлением Правительства Омской области от 22.12.2021 N 636-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15. Так, например, Постановлением Правительства Омской области от 22.12.2021 N 636-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;