Создание площадок накопления ТКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание площадок накопления ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Городское поселение
(КонсультантПлюс, 2025)Правомерно представление прокурора в связи с неисполнением администрацией городского поселения полномочий по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов на землях, находящихся в муниципальной собственности с видом разрешенного использования под санкционированную свалку
(КонсультантПлюс, 2025)Правомерно представление прокурора в связи с неисполнением администрацией городского поселения полномочий по созданию площадки накопления твердых коммунальных отходов на землях, находящихся в муниципальной собственности с видом разрешенного использования под санкционированную свалку
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обязанности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)5. Создание мест (площадок) накопления ТКО
(КонсультантПлюс, 2025)5. Создание мест (площадок) накопления ТКО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)24. Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)24. Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
Статья: Гарбологическая паспортизация
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приказ департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования "Город Краснодар" от 10.01.2019 N 2 "Об утверждении форм заявлений на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Краснодар", на внесение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Краснодар".
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приказ департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования "Город Краснодар" от 10.01.2019 N 2 "Об утверждении форм заявлений на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Краснодар", на внесение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Краснодар".
Статья: Лишение юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В силу требования п. 40 Правил нарушения должны быть подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Например, арбитражным судом отказано в удовлетворении требования о расторжении соглашения с региональным оператором в Республике Хакасия в связи с недоказанностью неисполнения соглашения. Региональный оператор не оспаривал в суде отдельные факты нарушений графиков сбора ТКО, но объяснил их тем, что в городе в нарушение законодательства не приняты решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и не определена схема их размещения, что затрудняет сбор и транспортирование ТКО; суд не усмотрел недобросовестности и виновных нарушений в действиях регионального оператора по фактам жалоб граждан на нарушения графика вывоза ТКО. В деле не представлены акты, составленные с участием регионального оператора или в присутствии двух незаинтересованных лиц, в связи с чем в них не зафиксированы время, место, причины нарушения, объяснения регионального оператора. В актах не указаны сведения о потребителе услуг, объекте, на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия, правомочие на объект, которым обладает сторона, направившая акт, сведения о нарушении договора; акты с фотографиями, на которых зафиксированы сложенные пакеты с мусором, касаются взаимоотношений регионального оператора с потребителями. Данные акты суд не признал надлежащими доказательством нарушения схемы потоков отходов.
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В силу требования п. 40 Правил нарушения должны быть подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Например, арбитражным судом отказано в удовлетворении требования о расторжении соглашения с региональным оператором в Республике Хакасия в связи с недоказанностью неисполнения соглашения. Региональный оператор не оспаривал в суде отдельные факты нарушений графиков сбора ТКО, но объяснил их тем, что в городе в нарушение законодательства не приняты решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и не определена схема их размещения, что затрудняет сбор и транспортирование ТКО; суд не усмотрел недобросовестности и виновных нарушений в действиях регионального оператора по фактам жалоб граждан на нарушения графика вывоза ТКО. В деле не представлены акты, составленные с участием регионального оператора или в присутствии двух незаинтересованных лиц, в связи с чем в них не зафиксированы время, место, причины нарушения, объяснения регионального оператора. В актах не указаны сведения о потребителе услуг, объекте, на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия, правомочие на объект, которым обладает сторона, направившая акт, сведения о нарушении договора; акты с фотографиями, на которых зафиксированы сложенные пакеты с мусором, касаются взаимоотношений регионального оператора с потребителями. Данные акты суд не признал надлежащими доказательством нарушения схемы потоков отходов.
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Для сравнения: согласно ЕСИ "Закупки" цена заключенного в 2023 г. администрацией муниципального образования "Бегуницкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области" контракта на создание мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения (деревни Ивановское, Смедово, Синковицы, Терпилицы, Бегуницы) составила 1 315,4 тыс. руб. <20>. Кроме того, нужно учитывать расходы не только на создание, но и на текущее содержание контейнерных площадок (для складирования ТКО) и специальных площадок (для складирования крупногабаритных отходов). Например, начальная цена объявленного в январе 2024 г. электронного аукциона на содержание контейнерных и специальных площадок в г. Шексна Вологодской области с населением в 16 тыс. чел. составляет 700 тыс. руб. <21>. Очевидно, что уровень собственных доходов многих муниципальных образований не позволяет им за счет собственных средств оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Для сравнения: согласно ЕСИ "Закупки" цена заключенного в 2023 г. администрацией муниципального образования "Бегуницкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области" контракта на создание мест (контейнерных площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения (деревни Ивановское, Смедово, Синковицы, Терпилицы, Бегуницы) составила 1 315,4 тыс. руб. <20>. Кроме того, нужно учитывать расходы не только на создание, но и на текущее содержание контейнерных площадок (для складирования ТКО) и специальных площадок (для складирования крупногабаритных отходов). Например, начальная цена объявленного в январе 2024 г. электронного аукциона на содержание контейнерных и специальных площадок в г. Шексна Вологодской области с населением в 16 тыс. чел. составляет 700 тыс. руб. <21>. Очевидно, что уровень собственных доходов многих муниципальных образований не позволяет им за счет собственных средств оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
Готовое решение: Как заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора)
(КонсультантПлюс, 2025)Создают места (площадки) накопления ТКО и определяют схему их размещения органы местного самоуправления (п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО).
(КонсультантПлюс, 2025)Создают места (площадки) накопления ТКО и определяют схему их размещения органы местного самоуправления (п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО).