Создание оопт местного значения
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание оопт местного значения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Памятники садово-паркового искусства как особо охраняемая природная территория местного значения
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<11> См.: Постановление Мэрии города Магадана от 15 апреля 2011 г. N 1329 "О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования "Город Магадан" // Вечерний Магадан. 2011. 28 апреля.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<11> См.: Постановление Мэрии города Магадана от 15 апреля 2011 г. N 1329 "О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования "Город Магадан" // Вечерний Магадан. 2011. 28 апреля.
Статья: Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)В тех случаях, когда планируемая для создания ООПТ местного значения территория будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о ее создании орган местного самоуправления должен согласовать с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование. Организация и деятельность каждой ООПТ, в том числе и местного значения, регламентируются специально принятым положением о соответствующей ООПТ.
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)В тех случаях, когда планируемая для создания ООПТ местного значения территория будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о ее создании орган местного самоуправления должен согласовать с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование. Организация и деятельность каждой ООПТ, в том числе и местного значения, регламентируются специально принятым положением о соответствующей ООПТ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)45. Органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые природные территории местного значения лишь на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)45. Органы местного самоуправления вправе создавать особо охраняемые природные территории местного значения лишь на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Согласно п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых или расширения существующих ООПТ органы государственной власти принимают решение о резервировании земель с последующим изъятием и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Земельные участки ООПТ образуются путем территориального планирования Российской Федерации на основании отраслевых документов стратегического планирования РФ - решения Минприроды о создании ООПТ федерального значения и согласованного с ним решения органов исполнительной власти субъектов РФ о создании ООПТ регионального значения; органы местного самоуправления принимают решение о создании ООПТ местного значения, но, если создаваемая ООПТ будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о ее создании орган местного самоуправления согласовывает с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, п. п. 6 - 8 ст. 2 ФЗ об ООПТ). Обязательным условием создания ООПТ являются сведения о границах такой территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ).
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Согласно п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых или расширения существующих ООПТ органы государственной власти принимают решение о резервировании земель с последующим изъятием и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Земельные участки ООПТ образуются путем территориального планирования Российской Федерации на основании отраслевых документов стратегического планирования РФ - решения Минприроды о создании ООПТ федерального значения и согласованного с ним решения органов исполнительной власти субъектов РФ о создании ООПТ регионального значения; органы местного самоуправления принимают решение о создании ООПТ местного значения, но, если создаваемая ООПТ будет занимать более 5% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о ее создании орган местного самоуправления согласовывает с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, п. п. 6 - 8 ст. 2 ФЗ об ООПТ). Обязательным условием создания ООПТ являются сведения о границах такой территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ).
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)4) геопарк как самостоятельная категория ООПТ, вводимая региональными нормативными правовыми актами (в Экологическом кодексе Республики Татарстан предусмотрено создание двух ООПТ местного значения - рекреационные местности и микрозаказники) <4>.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)4) геопарк как самостоятельная категория ООПТ, вводимая региональными нормативными правовыми актами (в Экологическом кодексе Республики Татарстан предусмотрено создание двух ООПТ местного значения - рекреационные местности и микрозаказники) <4>.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Алексеев А.П. предложил следующую классификацию полномочий органов местного самоуправления: "...во-первых, в области охраны окружающей среды в целом, и, во-вторых, указанием полномочий в области использования и охраны отдельных природных ресурсов, создания особо охраняемых природных территорий местного значения, охраны природы в отдельных сферах деятельности человека на территории муниципальных образований" [2, с. 10].
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Алексеев А.П. предложил следующую классификацию полномочий органов местного самоуправления: "...во-первых, в области охраны окружающей среды в целом, и, во-вторых, указанием полномочий в области использования и охраны отдельных природных ресурсов, создания особо охраняемых природных территорий местного значения, охраны природы в отдельных сферах деятельности человека на территории муниципальных образований" [2, с. 10].
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Учитывая наличие вышеперечисленных требований к нормативным правовым актам, содержащим обязательные требования, в частности требования к сроку их действия, обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Фактически сегодня можно заметить, что сроки действия отдельных муниципальных нормативных правовых актов, соблюдение требований которых отнесено к предмету отдельных видов муниципального контроля, в том числе земельного, лесного, за сохранностью и использованием ООПТ местного значения, в сфере благоустройства, в дорожном хозяйстве, и которые потенциально могут содержать обязательные требования (это и правила благоустройства территорий муниципальных образований, и акты о создании ООПТ местного значения и утверждении положений о них и т.д.), не ограничены. В связи с изложенным возникает вопрос: действительно ли указанные акты по замыслу законодателя являются нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования, нужно ли ограничивать срок их действия? Ведь, например, ООПТ создаются не на определенный срок, а бессрочно.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Учитывая наличие вышеперечисленных требований к нормативным правовым актам, содержащим обязательные требования, в частности требования к сроку их действия, обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Фактически сегодня можно заметить, что сроки действия отдельных муниципальных нормативных правовых актов, соблюдение требований которых отнесено к предмету отдельных видов муниципального контроля, в том числе земельного, лесного, за сохранностью и использованием ООПТ местного значения, в сфере благоустройства, в дорожном хозяйстве, и которые потенциально могут содержать обязательные требования (это и правила благоустройства территорий муниципальных образований, и акты о создании ООПТ местного значения и утверждении положений о них и т.д.), не ограничены. В связи с изложенным возникает вопрос: действительно ли указанные акты по замыслу законодателя являются нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования, нужно ли ограничивать срок их действия? Ведь, например, ООПТ создаются не на определенный срок, а бессрочно.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)<48> См., напр.: Постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 05.04.2023 N 638 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город-курорт Геленджик природной рекреационной зоны "Лес в Бобруковой щели" и утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город-курорт Геленджик природной рекреационной зоне "Лес в Бобруковой щели"; п. 9 решения городской думы Краснодара от 15.12.2022 N 51 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город Краснодар природной рекреационной зоны "Озеро Лотосов" и утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город Краснодар природной рекреационной зоне "Озеро Лотосов".
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)<48> См., напр.: Постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 05.04.2023 N 638 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город-курорт Геленджик природной рекреационной зоны "Лес в Бобруковой щели" и утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город-курорт Геленджик природной рекреационной зоне "Лес в Бобруковой щели"; п. 9 решения городской думы Краснодара от 15.12.2022 N 51 "О создании особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город Краснодар природной рекреационной зоны "Озеро Лотосов" и утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения муниципального образования город Краснодар природной рекреационной зоне "Озеро Лотосов".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо уточнить, что государственная собственность на земельный участок, на котором расположен природный парк "Самаровский чугас", не разграничена. С учетом ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании судебного решения распоряжение частью земельного участка этого парка, отнесенного к городским лесам, было возложено на органы местного самоуправления Ханты-Мансийска. Также судом администрация города была понуждена к содержанию, использованию, охране, защите, воспроизводству городского леса, невзирая на то что он фактически является частью природного парка. При этом в судебном решении указано на необходимость осуществления муниципального лесного контроля <1>. Администрацией города во исполнение судебного решения был принят Административный регламент осуществления муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска <2>, однако урочище "Городские леса" относится к территории регионального природного парка "Самаровский чугас", поэтому на практике осуществление муниципального лесного контроля затруднительно. Неслучайно поэтому в Регламенте было записано, что "в ходе исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля наряду с департаментом муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска и административной комиссией при администрации города Ханты-Мансийска участвуют органы государственной власти" (п. 5). В связи с этим также следует отметить недостаточное урегулирование в Законе N 248-ФЗ механизма взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении муниципального контроля. Возможность осуществления муниципального лесного контроля в г. Ханты-Мансийске может быть реализована только при условии исключения участка "Урочище "Городские леса" из состава природного парка "Самаровский чугас" и создания особо охраняемой природной территории местного значения "Урочище "Городские леса". С учетом того что муниципальный лесной контроль может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и подведомственными им муниципальными учреждениями, целесообразно его возложить на специализированное муниципальное учреждение. Это позволит более эффективно сохранять природную среду, рекреационные ресурсы, поддерживать экологический баланс в городских лесах Ханты-Мансийска, в состав которых входит участок урочища "Городские леса". Однако необходимо отметить, что федеральным законодательством не установлены механизм создания особо охраняемых природных территорий местного значения, их правовой режим, полномочия органов местного самоуправления, включая контрольные. В отдельных субъектах РФ этот механизм частично урегулирован <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо уточнить, что государственная собственность на земельный участок, на котором расположен природный парк "Самаровский чугас", не разграничена. С учетом ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании судебного решения распоряжение частью земельного участка этого парка, отнесенного к городским лесам, было возложено на органы местного самоуправления Ханты-Мансийска. Также судом администрация города была понуждена к содержанию, использованию, охране, защите, воспроизводству городского леса, невзирая на то что он фактически является частью природного парка. При этом в судебном решении указано на необходимость осуществления муниципального лесного контроля <1>. Администрацией города во исполнение судебного решения был принят Административный регламент осуществления муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска <2>, однако урочище "Городские леса" относится к территории регионального природного парка "Самаровский чугас", поэтому на практике осуществление муниципального лесного контроля затруднительно. Неслучайно поэтому в Регламенте было записано, что "в ходе исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля наряду с департаментом муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска и административной комиссией при администрации города Ханты-Мансийска участвуют органы государственной власти" (п. 5). В связи с этим также следует отметить недостаточное урегулирование в Законе N 248-ФЗ механизма взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении муниципального контроля. Возможность осуществления муниципального лесного контроля в г. Ханты-Мансийске может быть реализована только при условии исключения участка "Урочище "Городские леса" из состава природного парка "Самаровский чугас" и создания особо охраняемой природной территории местного значения "Урочище "Городские леса". С учетом того что муниципальный лесной контроль может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и подведомственными им муниципальными учреждениями, целесообразно его возложить на специализированное муниципальное учреждение. Это позволит более эффективно сохранять природную среду, рекреационные ресурсы, поддерживать экологический баланс в городских лесах Ханты-Мансийска, в состав которых входит участок урочища "Городские леса". Однако необходимо отметить, что федеральным законодательством не установлены механизм создания особо охраняемых природных территорий местного значения, их правовой режим, полномочия органов местного самоуправления, включая контрольные. В отдельных субъектах РФ этот механизм частично урегулирован <3>.
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В экологическом каркасе МО учитываются особенности их физико-географического положения в проекте системы расселения; такой каркас создает буфер для неблагоприятных воздействий промышленного сектора муниципальной экономики на жилую зону <29>. Базовыми элементами экологических каркасов МО также признаются ООПТ. При этом в экологический каркас МО помимо ООПТ и иных особо охраняемых территорий включаются лесные насаждения и массивы в пределах города <30>, озелененные участки в границах жилой, общественной и производственной застройки <31>, парки, озелененные набережные, скверы, сады, бульвары, рекреационные и парковые зоны, озелененные прибрежные ландшафты вдоль рек <32>, озелененные благоустроенные долины рек <33>, водные объекты <34>, водно-болотные комплексы <35>. Получается, что действующее правовое регулирование в структуру экологического каркаса МО включает в том числе и природные, и природно-антропогенные объекты, не имеющие особого охранного режима использования. Несмотря на то что МО относятся к самой малой планировочной единице социально-экономического развития территорий, такой подход к экологическому каркасу нельзя признать удачным. В приведенной ситуации у муниципалитетов отсутствует стимул для создания ООПТ местного значения. МО должны организовывать локальную сеть местных ООПТ, наделяя таким режимом городские леса, водоохранные зоны, парки, рекреационные местности и иные природные и природно-антропогенные объекты. Тогда экологический каркас МО будет состоять исключительно из элементов с особым охранным режимом использования.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В экологическом каркасе МО учитываются особенности их физико-географического положения в проекте системы расселения; такой каркас создает буфер для неблагоприятных воздействий промышленного сектора муниципальной экономики на жилую зону <29>. Базовыми элементами экологических каркасов МО также признаются ООПТ. При этом в экологический каркас МО помимо ООПТ и иных особо охраняемых территорий включаются лесные насаждения и массивы в пределах города <30>, озелененные участки в границах жилой, общественной и производственной застройки <31>, парки, озелененные набережные, скверы, сады, бульвары, рекреационные и парковые зоны, озелененные прибрежные ландшафты вдоль рек <32>, озелененные благоустроенные долины рек <33>, водные объекты <34>, водно-болотные комплексы <35>. Получается, что действующее правовое регулирование в структуру экологического каркаса МО включает в том числе и природные, и природно-антропогенные объекты, не имеющие особого охранного режима использования. Несмотря на то что МО относятся к самой малой планировочной единице социально-экономического развития территорий, такой подход к экологическому каркасу нельзя признать удачным. В приведенной ситуации у муниципалитетов отсутствует стимул для создания ООПТ местного значения. МО должны организовывать локальную сеть местных ООПТ, наделяя таким режимом городские леса, водоохранные зоны, парки, рекреационные местности и иные природные и природно-антропогенные объекты. Тогда экологический каркас МО будет состоять исключительно из элементов с особым охранным режимом использования.