Создание оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Заинтересованное лицо вправе требовать формирования границ земельного участка под многоквартирным домом, в том числе расположенном на особо охраняемой природной территории, если этот дом не признан самовольной постройкой
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11-9-692
Применимые нормы: п. 2 ст. 27 ЗК РФ, п. 2 ст. 222 ГК РФ, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗПраво общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Соответственно, лицо вправе требовать формирования границ этого участка и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен он в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11-9-692
Применимые нормы: п. 2 ст. 27 ЗК РФ, п. 2 ст. 222 ГК РФ, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗПраво общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ. Соответственно, лицо вправе требовать формирования границ этого участка и в случае, если многоквартирный жилой дом расположен в границах особо охраняемой природной территории, независимо от того, введен он в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после (за исключением случаев возведения самовольных построек), что соответствует правилам п. 2 ст. 27 ЗК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФТаким образом, статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 22 Федерального закона N 33-ФЗ допускают создание особо охраняемой природной территории без изъятия земельных участков у их владельцев и собственников, не исключая ее нахождение на землях федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и находящихся в муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Правовое регулирование отношений в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), основанное на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иных федеральных, региональных и местных нормативных правовых актах, сохраняет свою актуальность и в течение последних десятилетий обеспечивает защиту и развитие наиболее ценных природных пространств и объектов государства.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Правовое регулирование отношений в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), основанное на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иных федеральных, региональных и местных нормативных правовых актах, сохраняет свою актуальность и в течение последних десятилетий обеспечивает защиту и развитие наиболее ценных природных пространств и объектов государства.
Ситуация: В каком порядке осуществляется резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории; документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; а также утвержденных государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (п. 3 Положения N 561).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о резервировании земель принимается на основании документации по планировке территории; документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; а также утвержденных государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (п. 3 Положения N 561).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 N 138
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 04.10.2021)
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Здесь в качестве примера можно привести дело об обжаловании сетевой компанией постановления об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, связанного с отказом в электрификации кордона охраны национального парка "Земля Леопарда". Судом было установлено, что строительство кордона охраны, в том числе обеспечение его электрической энергией, отвечает целям создания ООПТ, следовательно, относится к видам разрешенной на данной территории деятельности <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Здесь в качестве примера можно привести дело об обжаловании сетевой компанией постановления об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, связанного с отказом в электрификации кордона охраны национального парка "Земля Леопарда". Судом было установлено, что строительство кордона охраны, в том числе обеспечение его электрической энергией, отвечает целям создания ООПТ, следовательно, относится к видам разрешенной на данной территории деятельности <1>.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности в России, реализуемой всеми органами публичной власти. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования ООПТ имеют исключительное значение: для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью; воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов; поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации; реализации эколого-просветительских программ; проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности в России, реализуемой всеми органами публичной власти. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования ООПТ имеют исключительное значение: для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью; воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов; поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации; реализации эколого-просветительских программ; проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук <1>.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий в центральной экологической зоне (территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" предусмотрен запрет на перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий в центральной экологической зоне (территории, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо уточнить, что государственная собственность на земельный участок, на котором расположен природный парк "Самаровский чугас", не разграничена. С учетом ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании судебного решения распоряжение частью земельного участка этого парка, отнесенного к городским лесам, было возложено на органы местного самоуправления Ханты-Мансийска. Также судом администрация города была понуждена к содержанию, использованию, охране, защите, воспроизводству городского леса, невзирая на то что он фактически является частью природного парка. При этом в судебном решении указано на необходимость осуществления муниципального лесного контроля <1>. Администрацией города во исполнение судебного решения был принят Административный регламент осуществления муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска <2>, однако урочище "Городские леса" относится к территории регионального природного парка "Самаровский чугас", поэтому на практике осуществление муниципального лесного контроля затруднительно. Неслучайно поэтому в Регламенте было записано, что "в ходе исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля наряду с департаментом муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска и административной комиссией при администрации города Ханты-Мансийска участвуют органы государственной власти" (п. 5). В связи с этим также следует отметить недостаточное урегулирование в Законе N 248-ФЗ механизма взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении муниципального контроля. Возможность осуществления муниципального лесного контроля в г. Ханты-Мансийске может быть реализована только при условии исключения участка "Урочище "Городские леса" из состава природного парка "Самаровский чугас" и создания особо охраняемой природной территории местного значения "Урочище "Городские леса". С учетом того что муниципальный лесной контроль может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и подведомственными им муниципальными учреждениями, целесообразно его возложить на специализированное муниципальное учреждение. Это позволит более эффективно сохранять природную среду, рекреационные ресурсы, поддерживать экологический баланс в городских лесах Ханты-Мансийска, в состав которых входит участок урочища "Городские леса". Однако необходимо отметить, что федеральным законодательством не установлены механизм создания особо охраняемых природных территорий местного значения, их правовой режим, полномочия органов местного самоуправления, включая контрольные. В отдельных субъектах РФ этот механизм частично урегулирован <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо уточнить, что государственная собственность на земельный участок, на котором расположен природный парк "Самаровский чугас", не разграничена. С учетом ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании судебного решения распоряжение частью земельного участка этого парка, отнесенного к городским лесам, было возложено на органы местного самоуправления Ханты-Мансийска. Также судом администрация города была понуждена к содержанию, использованию, охране, защите, воспроизводству городского леса, невзирая на то что он фактически является частью природного парка. При этом в судебном решении указано на необходимость осуществления муниципального лесного контроля <1>. Администрацией города во исполнение судебного решения был принят Административный регламент осуществления муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска <2>, однако урочище "Городские леса" относится к территории регионального природного парка "Самаровский чугас", поэтому на практике осуществление муниципального лесного контроля затруднительно. Неслучайно поэтому в Регламенте было записано, что "в ходе исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального лесного контроля наряду с департаментом муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска и административной комиссией при администрации города Ханты-Мансийска участвуют органы государственной власти" (п. 5). В связи с этим также следует отметить недостаточное урегулирование в Законе N 248-ФЗ механизма взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении муниципального контроля. Возможность осуществления муниципального лесного контроля в г. Ханты-Мансийске может быть реализована только при условии исключения участка "Урочище "Городские леса" из состава природного парка "Самаровский чугас" и создания особо охраняемой природной территории местного значения "Урочище "Городские леса". С учетом того что муниципальный лесной контроль может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и подведомственными им муниципальными учреждениями, целесообразно его возложить на специализированное муниципальное учреждение. Это позволит более эффективно сохранять природную среду, рекреационные ресурсы, поддерживать экологический баланс в городских лесах Ханты-Мансийска, в состав которых входит участок урочища "Городские леса". Однако необходимо отметить, что федеральным законодательством не установлены механизм создания особо охраняемых природных территорий местного значения, их правовой режим, полномочия органов местного самоуправления, включая контрольные. В отдельных субъектах РФ этот механизм частично урегулирован <3>.