Создание мест накопления тко
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание мест накопления тко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обязанности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)5. Создание мест (площадок) накопления ТКО
(КонсультантПлюс, 2025)5. Создание мест (площадок) накопления ТКО
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Доводы заявителя о том, что вопросы организации сбора, установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО относятся исключительно к органам местного самоуправления, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах - товариществе собственников жилья, управляющих организациях, жилищных кооперативах и т.д. (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Создание и содержание мест накопления ТКО по общему правилу относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют установленные законодательством случаи, когда такая обязанность лежит на других лицах (ст. 8 Закона N 89-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Создание и содержание мест накопления ТКО по общему правилу относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют установленные законодательством случаи, когда такая обязанность лежит на других лицах (ст. 8 Закона N 89-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039).
Готовое решение: Как заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора)
(КонсультантПлюс, 2025)Создают места (площадки) накопления ТКО и определяют схему их размещения органы местного самоуправления (п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО).
(КонсультантПлюс, 2025)Создают места (площадки) накопления ТКО и определяют схему их размещения органы местного самоуправления (п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)24. Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)24. Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
Статья: Лишение юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В силу требования п. 40 Правил нарушения должны быть подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Например, арбитражным судом отказано в удовлетворении требования о расторжении соглашения с региональным оператором в Республике Хакасия в связи с недоказанностью неисполнения соглашения. Региональный оператор не оспаривал в суде отдельные факты нарушений графиков сбора ТКО, но объяснил их тем, что в городе в нарушение законодательства не приняты решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и не определена схема их размещения, что затрудняет сбор и транспортирование ТКО; суд не усмотрел недобросовестности и виновных нарушений в действиях регионального оператора по фактам жалоб граждан на нарушения графика вывоза ТКО. В деле не представлены акты, составленные с участием регионального оператора или в присутствии двух незаинтересованных лиц, в связи с чем в них не зафиксированы время, место, причины нарушения, объяснения регионального оператора. В актах не указаны сведения о потребителе услуг, объекте, на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия, правомочие на объект, которым обладает сторона, направившая акт, сведения о нарушении договора; акты с фотографиями, на которых зафиксированы сложенные пакеты с мусором, касаются взаимоотношений регионального оператора с потребителями. Данные акты суд не признал надлежащими доказательством нарушения схемы потоков отходов.
(Андреечев И.С.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В силу требования п. 40 Правил нарушения должны быть подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО. Например, арбитражным судом отказано в удовлетворении требования о расторжении соглашения с региональным оператором в Республике Хакасия в связи с недоказанностью неисполнения соглашения. Региональный оператор не оспаривал в суде отдельные факты нарушений графиков сбора ТКО, но объяснил их тем, что в городе в нарушение законодательства не приняты решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и не определена схема их размещения, что затрудняет сбор и транспортирование ТКО; суд не усмотрел недобросовестности и виновных нарушений в действиях регионального оператора по фактам жалоб граждан на нарушения графика вывоза ТКО. В деле не представлены акты, составленные с участием регионального оператора или в присутствии двух незаинтересованных лиц, в связи с чем в них не зафиксированы время, место, причины нарушения, объяснения регионального оператора. В актах не указаны сведения о потребителе услуг, объекте, на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия, правомочие на объект, которым обладает сторона, направившая акт, сведения о нарушении договора; акты с фотографиями, на которых зафиксированы сложенные пакеты с мусором, касаются взаимоотношений регионального оператора с потребителями. Данные акты суд не признал надлежащими доказательством нарушения схемы потоков отходов.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Противоречие законодательства в сфере обращения с отходами состоит в том, что создание мест (площадок) накопления отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В то же время собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома. Администрация города обратилась в суд с требованием к обществу об обязании создать места (площадки) накопления отходов для многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. Общество заявило встречный иск о возложении обязанности по созданию места (площадки) накопления отходов на орган местного самоуправления. В удовлетворении требований администрации отказано в силу того, что площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 <7>, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда <8>, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления. Соответственно, обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для такого многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" <9>) <10>. Неисполнение названной обязанности, повлекшее образование мест несанкционированного размещения отходов, является формой нарушения, которое может быть квалифицировано как совершение умышленных действий, повлекшее образование несанкционированной свалки.
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Действительно, как следует из ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, потребители обязаны складировать ТКО в специально организуемых местах (площадках) для их накопления. Пунктом 15 Правил 2016 г. запрещено складировать ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом ответственными за создание мест (площадок) для накопления ТКО по общему правилу являются органы местного самоуправления <11>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Действительно, как следует из ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, потребители обязаны складировать ТКО в специально организуемых местах (площадках) для их накопления. Пунктом 15 Правил 2016 г. запрещено складировать ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом ответственными за создание мест (площадок) для накопления ТКО по общему правилу являются органы местного самоуправления <11>.
Статья: Гарбологическая паспортизация
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Прямого указания на то, в каких случаях обязанность по созданию мест накопления ТКО ложится на иных лиц, а не на ОМСУ, законодательство РФ не содержит. Можем предположить, что обязанность по созданию контейнерных площадок будет возложена на лицо, которому принадлежит место (земельный участок), предназначенное для размещения такой площадки.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Прямого указания на то, в каких случаях обязанность по созданию мест накопления ТКО ложится на иных лиц, а не на ОМСУ, законодательство РФ не содержит. Можем предположить, что обязанность по созданию контейнерных площадок будет возложена на лицо, которому принадлежит место (земельный участок), предназначенное для размещения такой площадки.