Создание дискриминационных условий
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание дискриминационных условий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой анализ запрета на создание дискриминационных условий при предоставлении субсидий в сфере сельского хозяйства
(Сайдашева М.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4
(Сайдашева М.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли по договору аренды взыскивать с арендатора дополнительную плату за сдачу имущества в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Можно ли по договору аренды взыскивать с арендатора дополнительную плату за сдачу имущества в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) создание дискриминационных условий;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) создание дискриминационных условий;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В названном постановлении Пленума Верховный Суд разъяснил, что антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 35); антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии (пункт 36).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В названном постановлении Пленума Верховный Суд разъяснил, что антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 35); антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии (пункт 36).
Статья: Комментарий к Решению ВС РФ от 18.04.2024 по делу N АКПИ23-1033 <В Общедоступных критериях оценки рисков не нашли противоречий закону>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)- пункт 7 Критериев противоречит статье 31 ключевого фискального документа, пункту 7 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Дело в том, что законодательство не позволяет налоговикам закреплять цифровые относительные показатели между доходами и расходами коммерсантов. ФНС России в общем случае не может заниматься в своей сфере нормативно-правовым регулированием. Оспариваемое предписание создает дискриминационные условия по отношению к плательщикам с тем же видом деятельности, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)- пункт 7 Критериев противоречит статье 31 ключевого фискального документа, пункту 7 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Дело в том, что законодательство не позволяет налоговикам закреплять цифровые относительные показатели между доходами и расходами коммерсантов. ФНС России в общем случае не может заниматься в своей сфере нормативно-правовым регулированием. Оспариваемое предписание создает дискриминационные условия по отношению к плательщикам с тем же видом деятельности, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя;
Статья: "Действия" или "деятельность"? К проблеме юридических фактов конкурентного права
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Очевидно, однако, что занимать доминирующее положение и злоупотреблять им - это не одно и то же <16>. Что же в таком случае представляют собой пресловутые злоупотребления - единый длящийся процесс, деятельность (факт-"отрезок") или опять-таки отдельные действия (факты-"точки")? Читаем "запев" ч. 1 ст. 10 Закона: "Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие)" - пока, как видим, и тут речь о традиционных действиях, - но вот мы переходим к конкретным действиям, и (наконец!) впервые все меняется, ибо запрещаются (п. 1 - 11 ч. 1) "установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара" (подробнее об этих понятиях см. ст. 6 и 7 Закона); "изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара"; "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора"; "сокращение или прекращение производства товара"; "отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками)"; "установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар"; "установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги"; "создание дискриминационных условий"; "создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам"; "нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования"; "манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)". Какие из перечисленных "действий" могут быть совершены одномоментно - представлять собой факты-"точки"? Безусловно - отказ от заключения договора; наверное, могут быть разложены на единичные действия некоторые (не шибко грамотные, прямолинейные) практики навязывания невыгодных договорных условий; но все остальное - это всегда деятельность, зачастую длительная, всегда дорогостоящая и, разумеется, рисковая (с непонятным заранее ни производственно-сбытовым, ни торгово-рыночным результатом).
(Белов В.А.)
("Закон", 2024, N 7)Очевидно, однако, что занимать доминирующее положение и злоупотреблять им - это не одно и то же <16>. Что же в таком случае представляют собой пресловутые злоупотребления - единый длящийся процесс, деятельность (факт-"отрезок") или опять-таки отдельные действия (факты-"точки")? Читаем "запев" ч. 1 ст. 10 Закона: "Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие)" - пока, как видим, и тут речь о традиционных действиях, - но вот мы переходим к конкретным действиям, и (наконец!) впервые все меняется, ибо запрещаются (п. 1 - 11 ч. 1) "установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара" (подробнее об этих понятиях см. ст. 6 и 7 Закона); "изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара"; "навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора"; "сокращение или прекращение производства товара"; "отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками)"; "установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар"; "установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги"; "создание дискриминационных условий"; "создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам"; "нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования"; "манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)". Какие из перечисленных "действий" могут быть совершены одномоментно - представлять собой факты-"точки"? Безусловно - отказ от заключения договора; наверное, могут быть разложены на единичные действия некоторые (не шибко грамотные, прямолинейные) практики навязывания невыгодных договорных условий; но все остальное - это всегда деятельность, зачастую длительная, всегда дорогостоящая и, разумеется, рисковая (с непонятным заранее ни производственно-сбытовым, ни торгово-рыночным результатом).
Статья: Комментарий к содержанию пятого антимонопольного пакета
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Следующая поправка, которая подлежит рассмотрению, касается запрета дискриминационного доступа к пользовательским данным (это также первая рассматриваемая нами поправка, которая была исключена из ПАП). Ее суть не совсем понятна даже из текста проекта ПАП. Согласно ему пп. 8 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" планировалось изложить в следующей редакции: "8) создание дискриминационных условий, включая дискриминационные условия доступа к данным, в том числе данным о потребителях".
(Грушин Ю.О.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Следующая поправка, которая подлежит рассмотрению, касается запрета дискриминационного доступа к пользовательским данным (это также первая рассматриваемая нами поправка, которая была исключена из ПАП). Ее суть не совсем понятна даже из текста проекта ПАП. Согласно ему пп. 8 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" планировалось изложить в следующей редакции: "8) создание дискриминационных условий, включая дискриминационные условия доступа к данным, в том числе данным о потребителях".
Статья: Эффективность антимонопольного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Действительно, правила недискриминационного доступа в значительной степени способствуют снижению риска совершения нарушений, связанных с созданием дискриминационных условий, навязывания невыгодных условий, необоснованного отказа в заключении договора. Подобные действия прямо поименованы в качестве форм злоупотребления доминирующим положением.
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Действительно, правила недискриминационного доступа в значительной степени способствуют снижению риска совершения нарушений, связанных с созданием дискриминационных условий, навязывания невыгодных условий, необоснованного отказа в заключении договора. Подобные действия прямо поименованы в качестве форм злоупотребления доминирующим положением.
Статья: Привлечение к уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК)
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Иными словами, в непосредственной близости от существующей котельной, управляемой не тем юридическим лицом, которое управляет всеми остальными котельными города <7>, строят новую котельную, подключают ее к той же линии, на которой находилась старая котельная, перераспределяют ее нагрузку на новую котельную, выводят из эксплуатации участок тепловой сети между старой и новой котельными. Действия должностных лиц муниципалитета были направлены именно на вывод из эксплуатации котельной ООО "Г", на устранение ее с городского рынка теплоснабжения и повлекли создание дискриминационных условий и необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности общества.
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Иными словами, в непосредственной близости от существующей котельной, управляемой не тем юридическим лицом, которое управляет всеми остальными котельными города <7>, строят новую котельную, подключают ее к той же линии, на которой находилась старая котельная, перераспределяют ее нагрузку на новую котельную, выводят из эксплуатации участок тепловой сети между старой и новой котельными. Действия должностных лиц муниципалитета были направлены именно на вывод из эксплуатации котельной ООО "Г", на устранение ее с городского рынка теплоснабжения и повлекли создание дискриминационных условий и необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности общества.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Наиболее вероятно, что критерий разумности будет оцениваться через целеполагание субъектов (отсутствие намерения причинить вред другому лицу) и через соблюдение баланса интересов. Так, в решении Апелляционной коллегии ФАС России от 7 августа 2018 г. по делу N 03-03/09-17 было указано, что суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данный хозяйствующий субъект в неравное положение по сравнению с другими при отсутствии объективного обоснования установления разных условий хозяйствующим субъектам - конкурентам. Под различными условиями понимаются как условия, предусмотренные договором, так и фактически применяемые в качестве условий сотрудничества. При этом обращено особое внимание на недопустимость формального подхода при установлении такого рода нарушений: дискриминационный характер условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Наиболее вероятно, что критерий разумности будет оцениваться через целеполагание субъектов (отсутствие намерения причинить вред другому лицу) и через соблюдение баланса интересов. Так, в решении Апелляционной коллегии ФАС России от 7 августа 2018 г. по делу N 03-03/09-17 было указано, что суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данный хозяйствующий субъект в неравное положение по сравнению с другими при отсутствии объективного обоснования установления разных условий хозяйствующим субъектам - конкурентам. Под различными условиями понимаются как условия, предусмотренные договором, так и фактически применяемые в качестве условий сотрудничества. При этом обращено особое внимание на недопустимость формального подхода при установлении такого рода нарушений: дискриминационный характер условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.
Статья: Как банки проиграли антимонопольный спор с операторами связи
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Статья 10 Закона "О защите конкуренции" прямо запрещает доминантам совершать действия (бездействие), результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара, создание дискриминационных условий.
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Статья 10 Закона "О защите конкуренции" прямо запрещает доминантам совершать действия (бездействие), результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара, создание дискриминационных условий.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Объединение в один лот товаров, значительная часть которых изготавливается конкретным производителем, не позволяет участникам закупки, способным поставить товар по иным позициям, принять участие в закупке, что создает дискриминационные условия и ограничивает количество участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Объединение в один лот товаров, значительная часть которых изготавливается конкретным производителем, не позволяет участникам закупки, способным поставить товар по иным позициям, принять участие в закупке, что создает дискриминационные условия и ограничивает количество участников закупки.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 67. О критериях отнесения решений, действий (бездействия)
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 67. О критериях отнесения решений, действий (бездействия)
Статья: Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Рыночная экономика, дающая определенную свободу для предпринимательской деятельности, одновременно диктует соблюдение установленных правил конкуренции, которые сопряжены с риском возникновения ограничения конкуренции, связанной с антимонопольными нарушениями, прежде всего речь идет о монополизации рынка, создании дискриминационных условий и т.д. в сфере недропользования. Антимонопольные риски в большей степени возникают по субъективным причинам (человеческий фактор), реже под воздействием внешних факторов (чрезвычайные ситуации). Принятие превентивных мер в деятельности компаний является эффективной мерой в контроле, регулировании, устранении рисков. Таким институтом превентивных мер является антимонопольная комплаенс-система. Целью исследования является разработка предложений по применению антимонопольных комплаенс-процедур в сфере недропользования. Авторами проанализированы нормативно-правовые акты в сфере антимонопольного законодательства и практика их применения, сделаны выводы о целесообразности применения комплаенс-процедур в сфере недропользования.
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Рыночная экономика, дающая определенную свободу для предпринимательской деятельности, одновременно диктует соблюдение установленных правил конкуренции, которые сопряжены с риском возникновения ограничения конкуренции, связанной с антимонопольными нарушениями, прежде всего речь идет о монополизации рынка, создании дискриминационных условий и т.д. в сфере недропользования. Антимонопольные риски в большей степени возникают по субъективным причинам (человеческий фактор), реже под воздействием внешних факторов (чрезвычайные ситуации). Принятие превентивных мер в деятельности компаний является эффективной мерой в контроле, регулировании, устранении рисков. Таким институтом превентивных мер является антимонопольная комплаенс-система. Целью исследования является разработка предложений по применению антимонопольных комплаенс-процедур в сфере недропользования. Авторами проанализированы нормативно-правовые акты в сфере антимонопольного законодательства и практика их применения, сделаны выводы о целесообразности применения комплаенс-процедур в сфере недропользования.