Создание централизованной бухгалтерии
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание централизованной бухгалтерии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое централизованная бухгалтерия, какие у нее полномочия
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какой порядок создания централизованной бухгалтерии
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какой порядок создания централизованной бухгалтерии
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством РФ не предусмотрены передача иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, функций по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. Кроме того, создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (Письма Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219, от 18.01.2017 N 02-08-05/1949).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством РФ не предусмотрены передача иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, функций по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. Кроме того, создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (Письма Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219, от 18.01.2017 N 02-08-05/1949).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)5. Передача по решению субъекта учета полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение), на основании договора (соглашения).
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)5. Передача по решению субъекта учета полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение), на основании договора (соглашения).
Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н
(ред. от 13.09.2023)
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)14. В случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета (далее - субъекты централизованного учета), составляет единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений настоящего Стандарта, иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <1> (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), а также в случае передачи Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования (далее - уполномоченные органы) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы с учетом общих требований к передаче таких полномочий, установленных Правительством Российской Федерации <1.1>.
(ред. от 13.09.2023)
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)14. В случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета (далее - субъекты централизованного учета), составляет единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений настоящего Стандарта, иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <1> (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), а также в случае передачи Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования (далее - уполномоченные органы) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы с учетом общих требований к передаче таких полномочий, установленных Правительством Российской Федерации <1.1>.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)- в направлении делегирования полномочий (например, создание централизованных бухгалтерий, передача полномочий по исполнению местных бюджетов от поселенческого на районный уровень и пр.);
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)- в направлении делегирования полномочий (например, создание централизованных бухгалтерий, передача полномочий по исполнению местных бюджетов от поселенческого на районный уровень и пр.);
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В централизованных бухгалтериях расчетно-платежные ведомости составляются в отдельности на каждое обслуживаемое учреждение, подписываются его руководителем, руководителем группы учета и исполнителем. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В централизованных бухгалтериях расчетно-платежные ведомости составляются в отдельности на каждое обслуживаемое учреждение, подписываются его руководителем, руководителем группы учета и исполнителем. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В конце ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверить эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. В централизованных бухгалтериях расчетно-платежная ведомость составляется раздельно на каждое обслуживаемое учреждение, подписывается руководителем соответствующего обслуживаемого учреждения, руководителем группы учета и исполнителем. Разрешение на выплату заработной платы дается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В конце ведомости кассир должен сделать надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверить эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. В централизованных бухгалтериях расчетно-платежная ведомость составляется раздельно на каждое обслуживаемое учреждение, подписывается руководителем соответствующего обслуживаемого учреждения, руководителем группы учета и исполнителем. Разрешение на выплату заработной платы дается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее эффективная форма обучения в централизованных бухгалтериях и крупных учреждениях - это создание специального подразделения внутреннего контроля или собственной экспертной команды (комиссии) с привлечением юристов, бухгалтеров, специалистов по управлению кадрами, по закупкам и т.д. За счет этого обеспечивается снижение нагрузки, которую принято возлагать на бухгалтерию, посредством делегирования и децентрализации контрольных функций. При значительном документообороте и необходимости быстрой реакции на отклонения это представляется особенно важным. Система контроля становится более устойчивой и одновременно более адаптивной при рациональном распределении контрольных функций.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Наиболее эффективная форма обучения в централизованных бухгалтериях и крупных учреждениях - это создание специального подразделения внутреннего контроля или собственной экспертной команды (комиссии) с привлечением юристов, бухгалтеров, специалистов по управлению кадрами, по закупкам и т.д. За счет этого обеспечивается снижение нагрузки, которую принято возлагать на бухгалтерию, посредством делегирования и децентрализации контрольных функций. При значительном документообороте и необходимости быстрой реакции на отклонения это представляется особенно важным. Система контроля становится более устойчивой и одновременно более адаптивной при рациональном распределении контрольных функций.