Совет трудового коллектива
Подборка наиболее важных документов по запросу Совет трудового коллектива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Положение о совете трудового коллектива
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.2. Совет трудового коллектива является выборным, постоянно действующим органом системы управления, осуществляющим свои функции и права от имени всего трудового коллектива Организации, и призван обеспечивать взаимодействие руководителя Организации с трудовым коллективом и его работниками.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.2. Совет трудового коллектива является выборным, постоянно действующим органом системы управления, осуществляющим свои функции и права от имени всего трудового коллектива Организации, и призван обеспечивать взаимодействие руководителя Организации с трудовым коллективом и его работниками.
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Представители работников
(КонсультантПлюс, 2025)1. Совет трудового коллектива
(КонсультантПлюс, 2025)1. Совет трудового коллектива
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Отказ от отраслевого соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ от присоединения к отраслевому соглашению не считается законным, если работодатель из-за отсутствия органа первичной профсоюзной организации приложил к отказу протокол консультаций с советом трудового коллектива, избранным не тайным голосованием и не обладающим в полной мере полномочиями профсоюзной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ от присоединения к отраслевому соглашению не считается законным, если работодатель из-за отсутствия органа первичной профсоюзной организации приложил к отказу протокол консультаций с советом трудового коллектива, избранным не тайным голосованием и не обладающим в полной мере полномочиями профсоюзной организации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Заменяет ли мнение совета трудового коллектива при принятии работодателем локальных нормативных актов мнение профсоюза при его отсутствии?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Совет трудового коллектива (далее - СТК) это добровольное объединение работников с целью отстаивания своих прав и интересов. Трудовое законодательство не содержит определения СТК. На практике СТК объединяет часть трудового коллектива и не имеет статуса профессионального союза.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Совет трудового коллектива (далее - СТК) это добровольное объединение работников с целью отстаивания своих прав и интересов. Трудовое законодательство не содержит определения СТК. На практике СТК объединяет часть трудового коллектива и не имеет статуса профессионального союза.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(ред. от 29.09.2025)Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья: Участие работников в управлении организацией в государствах - членах ЕАЭС: традиции и новации
(Афанасьев А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В СССР была создана уникальная система участия работников в управлении через советы трудовых коллективов. Эти органы предоставляли работникам возможность обсуждать и решать вопросы, касающиеся производства, социального развития и других аспектов деятельности предприятия <2>. Однако, несмотря на формальное право участия в управлении, реальная власть советов трудовых коллективов была ограничена. Большинство ключевых решений принималось на более высоких уровнях управления, а советы часто выполняли роль "передаточного звена" между руководством и работниками <3>.
(Афанасьев А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)В СССР была создана уникальная система участия работников в управлении через советы трудовых коллективов. Эти органы предоставляли работникам возможность обсуждать и решать вопросы, касающиеся производства, социального развития и других аспектов деятельности предприятия <2>. Однако, несмотря на формальное право участия в управлении, реальная власть советов трудовых коллективов была ограничена. Большинство ключевых решений принималось на более высоких уровнях управления, а советы часто выполняли роль "передаточного звена" между руководством и работниками <3>.
Статья: Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Статья 29 ТК РФ предусматривает, что помимо ППО в конкретной компании представлять интересы работников может и иной представитель, в т.ч. представительный орган (не профсоюзный), например совет работников (или, как ранее называли подобный орган, совет трудового коллектива). Избрание иного представителя работников является правом работников <23>.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Статья 29 ТК РФ предусматривает, что помимо ППО в конкретной компании представлять интересы работников может и иной представитель, в т.ч. представительный орган (не профсоюзный), например совет работников (или, как ранее называли подобный орган, совет трудового коллектива). Избрание иного представителя работников является правом работников <23>.
Статья: Обзор мнений государственных органов о графике отпусков. С комментариями юриста
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Бывает, что в компании действует представительный орган работников, но он не имеет отношения к профсоюзу. Такой орган может называться совет работников, совет трудового коллектива и др. Закон не обязывает учитывать мнение такого органа при утверждении графика отпусков.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Бывает, что в компании действует представительный орган работников, но он не имеет отношения к профсоюзу. Такой орган может называться совет работников, совет трудового коллектива и др. Закон не обязывает учитывать мнение такого органа при утверждении графика отпусков.
Статья: Общая профилактика розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-четвертых, негосударственные объединения, осуществляющие общественный контроль за торговыми организациями, реализующими алкогольную продукцию. Исследователи в числе таких объединений перечисляют добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики трудовых коллективов, внештатных сотрудников полиции и др. <5>. Вместе с тем, как указывает И.М. Мацкевич, в Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" общественности отведена вспомогательная роль второстепенного участника этой работы, при этом делается упор на государственные структуры. Он поясняет, что данный подход является ошибочным, поскольку к государственным структурам лица, нуждающиеся в помощи в связи с правонарушениями, обратятся в последнюю очередь, поскольку не вполне доверяют правоохранительной системе, то есть тем самым субъектам профилактики <6>.
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-четвертых, негосударственные объединения, осуществляющие общественный контроль за торговыми организациями, реализующими алкогольную продукцию. Исследователи в числе таких объединений перечисляют добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики трудовых коллективов, внештатных сотрудников полиции и др. <5>. Вместе с тем, как указывает И.М. Мацкевич, в Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" общественности отведена вспомогательная роль второстепенного участника этой работы, при этом делается упор на государственные структуры. Он поясняет, что данный подход является ошибочным, поскольку к государственным структурам лица, нуждающиеся в помощи в связи с правонарушениями, обратятся в последнюю очередь, поскольку не вполне доверяют правоохранительной системе, то есть тем самым субъектам профилактики <6>.
Статья: Общественный контроль в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Как показала практика, общественные советы, общественные палаты в Новосибирской области не создают собственных сайтов, используя страницы официальных сайтов органов местного самоуправления, обновляя информацию о своей деятельности от одного раза в квартал до раза в год. Для действующего субъекта общественного контроля этого недостаточно. Информация должна выкладываться по мере возникновения оснований. Как представляется, поводов для этого достаточно - участие в мероприятиях, среди которых заседания (пленарные, заседания комиссий), общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, участие в работе сессий районного совета депутатов, собрании трудовых коллективов и общественности, в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления, анкетирование населения с целью оценки качества предоставления услуг учреждениями здравоохранения, участие в районных мероприятиях и акциях, в публичных слушаниях, в работе организационных комитетов, комиссий, рабочих групп органов местного самоуправления. Существование перечисленных форм работы свидетельствует об интеграции субъектов общественного контроля в сферу деятельности органов власти. На основании вышеизложенного предлагается законодательно закрепить "организующую" обязанность по распространению сведений о проведенной работе: пункт 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающий обязанность субъектов общественного контроля при его осуществлении обнародовать информацию о своей деятельности и о результатах контроля, дополнить уточнением "по мере возникновения оснований, но не реже одного раза в квартал".
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Как показала практика, общественные советы, общественные палаты в Новосибирской области не создают собственных сайтов, используя страницы официальных сайтов органов местного самоуправления, обновляя информацию о своей деятельности от одного раза в квартал до раза в год. Для действующего субъекта общественного контроля этого недостаточно. Информация должна выкладываться по мере возникновения оснований. Как представляется, поводов для этого достаточно - участие в мероприятиях, среди которых заседания (пленарные, заседания комиссий), общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, участие в работе сессий районного совета депутатов, собрании трудовых коллективов и общественности, в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления, анкетирование населения с целью оценки качества предоставления услуг учреждениями здравоохранения, участие в районных мероприятиях и акциях, в публичных слушаниях, в работе организационных комитетов, комиссий, рабочих групп органов местного самоуправления. Существование перечисленных форм работы свидетельствует об интеграции субъектов общественного контроля в сферу деятельности органов власти. На основании вышеизложенного предлагается законодательно закрепить "организующую" обязанность по распространению сведений о проведенной работе: пункт 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающий обязанность субъектов общественного контроля при его осуществлении обнародовать информацию о своей деятельности и о результатах контроля, дополнить уточнением "по мере возникновения оснований, но не реже одного раза в квартал".
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Правомерно ли увеличить для отдельных категорий работников учетный период до года путем издания приказа и отражения новых условий в ЛНА и согласования с представительным органом работников (советом трудового коллектива)?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Правомерно ли увеличить для отдельных категорий работников учетный период до года путем издания приказа и отражения новых условий в ЛНА и согласования с представительным органом работников (советом трудового коллектива)?