Совершенствование антикоррупционного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Совершенствование антикоррупционного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционализация антикоррупционного законодательства на примере Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Несмотря на активное развитие и постоянное совершенствование антикоррупционного законодательства, а также наличие достаточно сформированной теоретической основы в данной области, ряд проблем теоретического и практического характера остается неразрешенным.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Несмотря на активное развитие и постоянное совершенствование антикоррупционного законодательства, а также наличие достаточно сформированной теоретической основы в данной области, ряд проблем теоретического и практического характера остается неразрешенным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)50) статью 4 Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6720);
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)50) статью 4 Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6720);
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"94) статью 5 Федерального закона от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 51, ст. 7484);
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"94) статью 5 Федерального закона от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 51, ст. 7484);
Статья: Эффективность конфискации имущества в контексте официальной статистики
(Маслов В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<25> Киреева Ж.Б., Кудряшов К.В., Санькова А.А. Конфискация имущества: актуальные проблемы совершенствования антикоррупционного законодательства // Юристъ-Правоведъ. 2020. N 2 (93). С. 66.
(Маслов В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<25> Киреева Ж.Б., Кудряшов К.В., Санькова А.А. Конфискация имущества: актуальные проблемы совершенствования антикоррупционного законодательства // Юристъ-Правоведъ. 2020. N 2 (93). С. 66.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)130. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)130. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции".
Статья: Конфискация имущества: российский и зарубежный опыт правоприменения
(Маслов В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)<8> Киреева Ж.Б., Кудряшов К.В., Санькова А.А. Конфискация имущества: актуальные проблемы совершенствования антикоррупционного законодательства // Юристъ-Правоведъ. 2020. N 2 (93). С. 66.
(Маслов В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)<8> Киреева Ж.Б., Кудряшов К.В., Санькова А.А. Конфискация имущества: актуальные проблемы совершенствования антикоррупционного законодательства // Юристъ-Правоведъ. 2020. N 2 (93). С. 66.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В заключение настоящего краткого исследования следует отметить, что главная, магистральная задача законодательства и правоприменительной практики в области противодействия коррупции - это недопущение возникновения случаев самой коррупции, осуществление действенных мер профилактики коррупционных проявлений в системе муниципального управления. Таким образом, именно коррупция, а не люди являются конечной точкой приложения всей системы мер по противодействию коррупции. Вместе с тем и действующая модель правового регулирования вопросов противодействия коррупции, и складывающаяся практика правоприменения Федерального закона N 273 и связанных с ним смежных нормативных правовых актов еще далеки от совершенства, и, как следствие, страдают люди, принявшие на себя обязательства исполнять обязанности по должности, связанной с повышенными коррупционными рисками, и здесь вновь уместно вспомнить слова нашего Президента РФ, высказанные им на заседании Совета при Президенте по развитию местного самоуправления в апреле 2023 г.: "Чтобы эффективно отвечать на запросы людей, нужна прочная кадровая основа местного самоуправления" <23>, а поэтому совершенствование законодательства о противодействии коррупции и практики ее применения - это всего лишь один из маленьких шагов в решении кадровых вопросов накануне реализации четвертой реформы местного самоуправления в РФ в условиях современной российской государственности.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В заключение настоящего краткого исследования следует отметить, что главная, магистральная задача законодательства и правоприменительной практики в области противодействия коррупции - это недопущение возникновения случаев самой коррупции, осуществление действенных мер профилактики коррупционных проявлений в системе муниципального управления. Таким образом, именно коррупция, а не люди являются конечной точкой приложения всей системы мер по противодействию коррупции. Вместе с тем и действующая модель правового регулирования вопросов противодействия коррупции, и складывающаяся практика правоприменения Федерального закона N 273 и связанных с ним смежных нормативных правовых актов еще далеки от совершенства, и, как следствие, страдают люди, принявшие на себя обязательства исполнять обязанности по должности, связанной с повышенными коррупционными рисками, и здесь вновь уместно вспомнить слова нашего Президента РФ, высказанные им на заседании Совета при Президенте по развитию местного самоуправления в апреле 2023 г.: "Чтобы эффективно отвечать на запросы людей, нужна прочная кадровая основа местного самоуправления" <23>, а поэтому совершенствование законодательства о противодействии коррупции и практики ее применения - это всего лишь один из маленьких шагов в решении кадровых вопросов накануне реализации четвертой реформы местного самоуправления в РФ в условиях современной российской государственности.
Статья: Противодействие коррупции в организациях: неопределенность закона в вопросе необходимого и достаточного набора профилактических мер и лучшие антикоррупционные практики российских компаний
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Ключевые слова: противодействие коррупции в организациях, меры по предупреждению коррупции в организациях, лучшие практики противодействия коррупции в организациях, антикоррупционный комплаенс, совершенствование антикоррупционного законодательства, лучшие антикоррупционные практики в организациях, Закон о противодействии коррупции, ответственные подразделения в организациях, антикоррупционная горячая линия, конфликт интересов, система менеджмента противодействия коррупции.
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Ключевые слова: противодействие коррупции в организациях, меры по предупреждению коррупции в организациях, лучшие практики противодействия коррупции в организациях, антикоррупционный комплаенс, совершенствование антикоррупционного законодательства, лучшие антикоррупционные практики в организациях, Закон о противодействии коррупции, ответственные подразделения в организациях, антикоррупционная горячая линия, конфликт интересов, система менеджмента противодействия коррупции.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую остроту вопрос об исключении возможности рассмотрения дела судьей, заинтересованным в исходе дела, равно как и вопрос об исключении вероятности возникновения у участвующих в деле лиц сомнений в его объективности и беспристрастности, получили в ходе совершенствования (развития) антикоррупционного законодательства.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую остроту вопрос об исключении возможности рассмотрения дела судьей, заинтересованным в исходе дела, равно как и вопрос об исключении вероятности возникновения у участвующих в деле лиц сомнений в его объективности и беспристрастности, получили в ходе совершенствования (развития) антикоррупционного законодательства.
Статья: Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Анализ ретроспективных аспектов конституционных поправок 2020 г. антикоррупционной направленности можно было бы продолжить. Но не менее актуальным является и их перспективное значение, в частности необходимость совершенствования антикоррупционного законодательства и практики его реализации. Более того, есть основания полагать, что конституционные поправки с их национальными ценностными, социокультурными ориентирами позволяют поставить вопрос о возможности разработки национальной модели конституционно-правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции.
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Анализ ретроспективных аспектов конституционных поправок 2020 г. антикоррупционной направленности можно было бы продолжить. Но не менее актуальным является и их перспективное значение, в частности необходимость совершенствования антикоррупционного законодательства и практики его реализации. Более того, есть основания полагать, что конституционные поправки с их национальными ценностными, социокультурными ориентирами позволяют поставить вопрос о возможности разработки национальной модели конституционно-правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции.
Статья: Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты
(Валов К.В.)
("Законность", 2024, N 7)В-четвертых, считаем правильным затронуть вопросы, касающиеся совершенствования российского антикоррупционного законодательства в части незаконного оборота цифровой валюты и цифровых финансовых активов. В этом контексте интересным видится опыт Республики Грузия.
(Валов К.В.)
("Законность", 2024, N 7)В-четвертых, считаем правильным затронуть вопросы, касающиеся совершенствования российского антикоррупционного законодательства в части незаконного оборота цифровой валюты и цифровых финансовых активов. В этом контексте интересным видится опыт Республики Грузия.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Данные проблемные вопросы и предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства заслуживают своего отдельного исследования.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Данные проблемные вопросы и предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства заслуживают своего отдельного исследования.
Статья: Уголовно-правовые средства противодействия коррупции
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Несмотря на регулярное совершенствование антикоррупционного законодательства, правоприменительная практика меняется медленно. Так, в 2021 г. количество зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось всего лишь на 1,6% - до 30,9 тыс. (прирост произошел в 45 субъектах РФ, их удельный вес - 1,5%, а уровень - 21 преступление на 100 тыс. населения), за совершение которых к ответственности привлекли 15,7 тыс. человек. При этом почти на 11% стало больше фактов взяточничества (до 13,8 тыс.), и то за счет мелких - 5,4 тыс.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 8)Несмотря на регулярное совершенствование антикоррупционного законодательства, правоприменительная практика меняется медленно. Так, в 2021 г. количество зарегистрированных коррупционных преступлений увеличилось всего лишь на 1,6% - до 30,9 тыс. (прирост произошел в 45 субъектах РФ, их удельный вес - 1,5%, а уровень - 21 преступление на 100 тыс. населения), за совершение которых к ответственности привлекли 15,7 тыс. человек. При этом почти на 11% стало больше фактов взяточничества (до 13,8 тыс.), и то за счет мелких - 5,4 тыс.