Совершение отдельного процессуального действия
Подборка наиболее важных документов по запросу Совершение отдельного процессуального действия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Достоверность, допустимость и достаточность доказательств в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Как было указано выше в настоящем постановлении, в соответствии с пунктом 2 статьи 75 АПК РФ к письменным доказательствам относятся протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним. По смыслу указанной нормы, а также правил статьи 155 АПК РФ к доказательствам могут быть отнесены только протоколы, составленные при рассмотрении дела арбитражным судом. Иные протоколы не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, поскольку не соответствуют требованиям допустимости доказательств (статья 68 Кодекса)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Как было указано выше в настоящем постановлении, в соответствии с пунктом 2 статьи 75 АПК РФ к письменным доказательствам относятся протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним. По смыслу указанной нормы, а также правил статьи 155 АПК РФ к доказательствам могут быть отнесены только протоколы, составленные при рассмотрении дела арбитражным судом. Иные протоколы не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства, поскольку не соответствуют требованиям допустимости доказательств (статья 68 Кодекса)..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока на подачу частной жалобы в гражданском процессе по заявлению стороны
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 2.1 статьи 113 ГПК РФ... известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий, в том числе в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 2.1 статьи 113 ГПК РФ... известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий, в том числе в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные риски при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции: первый опыт правоприменения
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2023, N 4)Риски, связанные с отсутствием законодательной регламентации
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2023, N 4)Риски, связанные с отсутствием законодательной регламентации
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Раздел VI. ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Раздел VI. ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8
(ред. от 27.06.2017)
"О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"V. О порядке направления поручений арбитражных судов
(ред. от 27.06.2017)
"О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"V. О порядке направления поручений арбитражных судов
Федеральный закон от 24.07.2002 N 96-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Статья 5. Обязанности по ведению протокола судебного заседания и протокола о совершении отдельного процессуального действия в соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 1 сентября 2002 года могут возлагаться на судью впредь до назначения помощника судьи, на помощника судьи впредь до назначения секретаря судебного заседания.
(ред. от 30.12.2021)
"О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Статья 5. Обязанности по ведению протокола судебного заседания и протокола о совершении отдельного процессуального действия в соответствии со статьей 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 1 сентября 2002 года могут возлагаться на судью впредь до назначения помощника судьи, на помощника судьи впредь до назначения секретаря судебного заседания.
Статья: Аудиозапись судебного заседания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аудиопротоколирование не ведется при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, в случае неявки в судебное заседание или в место совершения отдельного процессуального действия участвующих в деле лиц, а также в случае рассмотрения дела (заявления, ходатайства) или совершения отдельного процессуального действия без извещения участвующих в деле лиц (ч. 2 ст. 228 ГПК РФ.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Аудиопротоколирование не ведется при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, в случае неявки в судебное заседание или в место совершения отдельного процессуального действия участвующих в деле лиц, а также в случае рассмотрения дела (заявления, ходатайства) или совершения отдельного процессуального действия без извещения участвующих в деле лиц (ч. 2 ст. 228 ГПК РФ.)
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)Часть 4. ДОКАЗЫВАНИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)Часть 4. ДОКАЗЫВАНИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Необходимость оперативного рассмотрения дела и совершения отдельных процессуальных действий ставит вопрос о применении институтов оставления административного искового заявления без движения (ст. 130 КАС РФ), возвращении административного искового заявления (ст. 129 КАС РФ) и отказа в его принятии (ст. 128 КАС РФ). Формально-юридически оснований для неприменения данных институтов закон не содержит, так как отсутствуют специальные правила по этому поводу и применению подлежат общие правила. Буквальное толкование нормы ч. 3 ст. 267 КАС РФ также не дает повода для подобного вывода, поскольку закон не обязывает в любом случае принимать административное исковое заявление по данной категории дел, но лишь устанавливает правило о незамедлительном решении судом вопроса о принятии, предполагая возможность непринятия. Такой вывод также следует из второго правила, содержащегося в ч. 3 ст. 267 КАС РФ, которое начинается с указания на соответствующий юридический факт ("а в случае принятия заявления"), который может отсутствовать <1>. Однако применение общих правил об оставлении административного искового заявления без движения, его возвращении или отказе в принятии не соответствует материальному регулированию (специфике рассматриваемых административных дел), а также требованиям оперативности <2> и активности суда при рассмотрении данных дел. Поэтому следует прийти с следующему выводу. Если нарушения порядка обращения (в том числе нарушения формы и содержания административного искового заявления) имеют устранимый характер, то суд не вправе препятствовать движению данного дела. В таком случае суд должен принять административное исковое заявление к производству и по своей инициативе истребовать необходимые документы (ч. 4 ст. 267 КАС РФ), в том числе обязать заявителя исправить выявленные недостатки. Интерес представляет вопрос, связанный с нарушением правил подсудности при подаче административного искового заявления, что по общему правилу является основанием для возвращения административного искового заявления (п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ). Представляется, что и в этом случае суд должен принять административное исковое заявление, продлить срок пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении на период рассмотрения данного дела и незамедлительно направить дело в другой суд по подсудности в порядке ст. 27 КАС РФ. При таком алгоритме процессуальных действий нарушение оперативности возможно лишь в контексте применения правил о передаче дела из одного суда в другой (ч. 3 ст. 27 КАС РФ), поскольку передача дела осуществляется лишь после истечения срока на обжалование либо после разрешения по существу такой жалобы. Однако в этом случае иностранный гражданин будет находиться в специальном учреждении на основании резолюции суда. Возможен и другой вариант с незамедлительным возвращением административного искового заявления, поданного с нарушением правил подсудности, с указанием компетентного суда, в который следует обратиться. Представляется, что из двух предложенных вариантов первый является более предпочтительным, поскольку именно в рамках этого механизма обеспечивается необходимый судебный контроль. Второй вариант предполагает, что ответственность несет сам уполномоченный орган - заявитель. В контексте оснований для депортации (которыми, например, могут быть реальная угроза обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения) перекладывать ответственность на уполномоченный орган не следует.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Необходимость оперативного рассмотрения дела и совершения отдельных процессуальных действий ставит вопрос о применении институтов оставления административного искового заявления без движения (ст. 130 КАС РФ), возвращении административного искового заявления (ст. 129 КАС РФ) и отказа в его принятии (ст. 128 КАС РФ). Формально-юридически оснований для неприменения данных институтов закон не содержит, так как отсутствуют специальные правила по этому поводу и применению подлежат общие правила. Буквальное толкование нормы ч. 3 ст. 267 КАС РФ также не дает повода для подобного вывода, поскольку закон не обязывает в любом случае принимать административное исковое заявление по данной категории дел, но лишь устанавливает правило о незамедлительном решении судом вопроса о принятии, предполагая возможность непринятия. Такой вывод также следует из второго правила, содержащегося в ч. 3 ст. 267 КАС РФ, которое начинается с указания на соответствующий юридический факт ("а в случае принятия заявления"), который может отсутствовать <1>. Однако применение общих правил об оставлении административного искового заявления без движения, его возвращении или отказе в принятии не соответствует материальному регулированию (специфике рассматриваемых административных дел), а также требованиям оперативности <2> и активности суда при рассмотрении данных дел. Поэтому следует прийти с следующему выводу. Если нарушения порядка обращения (в том числе нарушения формы и содержания административного искового заявления) имеют устранимый характер, то суд не вправе препятствовать движению данного дела. В таком случае суд должен принять административное исковое заявление к производству и по своей инициативе истребовать необходимые документы (ч. 4 ст. 267 КАС РФ), в том числе обязать заявителя исправить выявленные недостатки. Интерес представляет вопрос, связанный с нарушением правил подсудности при подаче административного искового заявления, что по общему правилу является основанием для возвращения административного искового заявления (п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ). Представляется, что и в этом случае суд должен принять административное исковое заявление, продлить срок пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении на период рассмотрения данного дела и незамедлительно направить дело в другой суд по подсудности в порядке ст. 27 КАС РФ. При таком алгоритме процессуальных действий нарушение оперативности возможно лишь в контексте применения правил о передаче дела из одного суда в другой (ч. 3 ст. 27 КАС РФ), поскольку передача дела осуществляется лишь после истечения срока на обжалование либо после разрешения по существу такой жалобы. Однако в этом случае иностранный гражданин будет находиться в специальном учреждении на основании резолюции суда. Возможен и другой вариант с незамедлительным возвращением административного искового заявления, поданного с нарушением правил подсудности, с указанием компетентного суда, в который следует обратиться. Представляется, что из двух предложенных вариантов первый является более предпочтительным, поскольку именно в рамках этого механизма обеспечивается необходимый судебный контроль. Второй вариант предполагает, что ответственность несет сам уполномоченный орган - заявитель. В контексте оснований для депортации (которыми, например, могут быть реальная угроза обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения) перекладывать ответственность на уполномоченный орган не следует.
Статья: Изменения в АПК РФ: подсудность, процессуальные сроки, приказное производство
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 1)Также необходимо отметить, что законопроект не содержит специальных правил о действии измененной нормы ст. 37 АПК РФ во времени. Это дает основания предполагать, что соглашения о подсудности, заключенные до вступления в силу новой редакции нормы ст. 37 АПК РФ, будут действительны, поскольку на момент их заключения указанная норма еще не действовала. Согласно общему правилу о действии процессуального закона во времени судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ).
(Вялых Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 1)Также необходимо отметить, что законопроект не содержит специальных правил о действии измененной нормы ст. 37 АПК РФ во времени. Это дает основания предполагать, что соглашения о подсудности, заключенные до вступления в силу новой редакции нормы ст. 37 АПК РФ, будут действительны, поскольку на момент их заключения указанная норма еще не действовала. Согласно общему правилу о действии процессуального закона во времени судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ).
Готовое решение: Как выдать судебную доверенность для представительства интересов юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)конкретно. В частности, можно дать представителю полномочия на ведение определенного судебного дела или только на совершение отдельных процессуальных действий (например, подписать и подать определенный иск в суд).
(КонсультантПлюс, 2025)конкретно. В частности, можно дать представителю полномочия на ведение определенного судебного дела или только на совершение отдельных процессуальных действий (например, подписать и подать определенный иск в суд).
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению председателя Владимирского областного суда А.В. Малышкина, презюмирует наличие существенных нарушений со стороны суда в части исследования и оценки доказательств и влечет безусловную отмену судебного акта нарушение предусмотренных процессуальным законом требований к направлению лицам, участвующим в деле, соответствующих документов; к правильному установлению разумных сроков совершения отдельных процессуальных действий; к правильному определению того, получило ли лицо, участвующее в деле, судебную корреспонденцию (о рассмотрении дела, о необходимости представления доказательств и возражений и т.д.) <3>.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению председателя Владимирского областного суда А.В. Малышкина, презюмирует наличие существенных нарушений со стороны суда в части исследования и оценки доказательств и влечет безусловную отмену судебного акта нарушение предусмотренных процессуальным законом требований к направлению лицам, участвующим в деле, соответствующих документов; к правильному установлению разумных сроков совершения отдельных процессуальных действий; к правильному определению того, получило ли лицо, участвующее в деле, судебную корреспонденцию (о рассмотрении дела, о необходимости представления доказательств и возражений и т.д.) <3>.
Статья: Аудиопротокол судебного заседания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 228 ГПК РФ предусмотрено, что наряду с протоколом в письменной форме ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) как в ходе каждого судебного заседания первой и апелляционной инстанций (включая предварительное), так и при совершении процессуальных действий вне судебного заседания. Аудиопротоколирование не ведется при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, в случае неявки в судебное заседание или в место совершения отдельного процессуального действия участвующих в деле лиц, а также в случае рассмотрения дела (заявления, ходатайства) или совершения отдельного процессуального действия без извещения участвующих в деле лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 228 ГПК РФ предусмотрено, что наряду с протоколом в письменной форме ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) как в ходе каждого судебного заседания первой и апелляционной инстанций (включая предварительное), так и при совершении процессуальных действий вне судебного заседания. Аудиопротоколирование не ведется при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, в случае неявки в судебное заседание или в место совершения отдельного процессуального действия участвующих в деле лиц, а также в случае рассмотрения дела (заявления, ходатайства) или совершения отдельного процессуального действия без извещения участвующих в деле лиц.
Статья: Уплата госпошлины при процессуальном правопреемстве
(Камаева А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 333.16, п. 1 ст. 333.17 НК РФ под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в гражданском или арбитражном процессе.
(Камаева А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 333.16, п. 1 ст. 333.17 НК РФ под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в гражданском или арбитражном процессе.