Состав государственного совета РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Состав государственного совета РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об укреплении правового статуса Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации
(Щепачев К.В.)
("Местное право", 2024, N 3)1) о представителях местного самоуправления, подлежащих включению в состав Государственного Совета Российской Федерации;
(Щепачев К.В.)
("Местное право", 2024, N 3)1) о представителях местного самоуправления, подлежащих включению в состав Государственного Совета Российской Федерации;
Статья: Роль Государственного Совета Российской Федерации в профилактике конституционных конфликтов
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)<15> Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 311-рп "Об утверждении состава комиссии Государственного Совета Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46223 (дата обращения: 15.04.2021); Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 312-рп "Об утверждении состава комиссии Государственного Совета Российской Федерации по координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46223 (дата обращения: 15.04.2021).
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)<15> Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 311-рп "Об утверждении состава комиссии Государственного Совета Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46223 (дата обращения: 15.04.2021); Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 312-рп "Об утверждении состава комиссии Государственного Совета Российской Федерации по координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46223 (дата обращения: 15.04.2021).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 22.07.2024 N 613
(ред. от 02.04.2025)
"О комиссиях Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и их председателях"пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 12 июля 2022 г. N 445 "О внесении изменений в состав Государственного Совета Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 799, и в Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 800 "Вопросы Государственного Совета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5458).
(ред. от 02.04.2025)
"О комиссиях Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и их председателях"пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 12 июля 2022 г. N 445 "О внесении изменений в состав Государственного Совета Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 799, и в Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 800 "Вопросы Государственного Совета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5458).
Указ Президента РФ от 21.12.2020 N 800
(ред. от 10.03.2025)
"Вопросы Государственного Совета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о рабочих органах Государственного Совета Российской Федерации и Секретаре Государственного Совета Российской Федерации")распоряжение Президента Российской Федерации от 1 мая 2019 г. N 128-рп "Об утверждении состава консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18, ст. 2233);
(ред. от 10.03.2025)
"Вопросы Государственного Совета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о рабочих органах Государственного Совета Российской Федерации и Секретаре Государственного Совета Российской Федерации")распоряжение Президента Российской Федерации от 1 мая 2019 г. N 128-рп "Об утверждении состава консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18, ст. 2233);
Статья: Гарантии деятельности субъектов общественного контроля: состояние и развитие
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)5. Важно обеспечить деятельность субъектов общественного контроля конституционно-правовыми мерами, закрепив в Конституции РФ положения об общественном контроле, обозначив его как форму взаимодействия общества и государства. Интересным представляется законодательное регулирование возможности включения представителей союзов и ассоциаций общественного контроля в состав Государственного Совета РФ, которому для выполнения своих задач предоставлена возможность взаимодействия с институтами гражданского общества <17>. В предложенном формате допустимо расширение коллегиального состава иных федеральных органов власти (Совета Федерации, Счетной палаты РФ). Подобные меры способны дать новый импульс в развитии гражданского общества и установить новый конституционно-правовой статус субъектов общественного контроля.
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)5. Важно обеспечить деятельность субъектов общественного контроля конституционно-правовыми мерами, закрепив в Конституции РФ положения об общественном контроле, обозначив его как форму взаимодействия общества и государства. Интересным представляется законодательное регулирование возможности включения представителей союзов и ассоциаций общественного контроля в состав Государственного Совета РФ, которому для выполнения своих задач предоставлена возможность взаимодействия с институтами гражданского общества <17>. В предложенном формате допустимо расширение коллегиального состава иных федеральных органов власти (Совета Федерации, Счетной палаты РФ). Подобные меры способны дать новый импульс в развитии гражданского общества и установить новый конституционно-правовой статус субъектов общественного контроля.
Статья: Российская модель разделения власти: конституционное поправление
(Осетров С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Седьмое направление - появление новых органов в системе публичной власти. К числу таких органов относится Государственный Совет РФ. На данный момент сложно определить значимость данного элемента системы реализации публичной власти. Формально данный орган способствует реализации обновленной координационно-арбитражной функции главы государства, в орбиту которой включаются и органы местного самоуправления. Указом Президента России от 21 декабря 2020 г. N 799 "Об утверждении состава Государственного Совета Российской Федерации" Государственный Совет образован в обновленном конституционном формате. Вместе с тем уже сейчас можно отметить складывающуюся диспропорцию между органами государственной власти и местного самоуправления - в состав Государственного Совета РФ включены всего двое глав муниципальных образований с численностью населения порядка 200 тыс. человек из двух федеральных округов. Полагаем, что законодательное регулирование порядка деятельности данного органа должно включать такие параметры нормирования состава, которые бы обеспечивали определенный уровень репрезентативности функционирования данного института. Нужно отметить, что в науке конституционного права уже появилась критика, касающаяся состава данного конституционного органа в контексте возможности реализации им возложенных функций <25>.
(Осетров С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Седьмое направление - появление новых органов в системе публичной власти. К числу таких органов относится Государственный Совет РФ. На данный момент сложно определить значимость данного элемента системы реализации публичной власти. Формально данный орган способствует реализации обновленной координационно-арбитражной функции главы государства, в орбиту которой включаются и органы местного самоуправления. Указом Президента России от 21 декабря 2020 г. N 799 "Об утверждении состава Государственного Совета Российской Федерации" Государственный Совет образован в обновленном конституционном формате. Вместе с тем уже сейчас можно отметить складывающуюся диспропорцию между органами государственной власти и местного самоуправления - в состав Государственного Совета РФ включены всего двое глав муниципальных образований с численностью населения порядка 200 тыс. человек из двух федеральных округов. Полагаем, что законодательное регулирование порядка деятельности данного органа должно включать такие параметры нормирования состава, которые бы обеспечивали определенный уровень репрезентативности функционирования данного института. Нужно отметить, что в науке конституционного права уже появилась критика, касающаяся состава данного конституционного органа в контексте возможности реализации им возложенных функций <25>.
Статья: Права и законные интересы субъектов общественного контроля: содержание и классификация
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Сегодня можно наблюдать стремление субъектов общественного контроля участвовать в работе отдельных органов государства. Так, законодатель установил, что по решению Президента РФ в состав Государственного Совета РФ, помимо прямо указанных в законе должностных лиц, представителей парламентских политических партий и местного самоуправления, могут быть включены иные лица. Кроме этого, для выполнения своих задач данному конституционному государственному органу предоставлена возможность взаимодействия с институтами гражданского общества <10>. Можно предположить, что представители Общественной палаты РФ, формируемых союзов и ассоциаций субъектов общественного контроля, достойны включения в состав Государственного Совета РФ, что может продемонстрировать принцип разумной пропорциональности баланса частных и публичных интересов, которые, как указывает Конституционный Суд РФ, лежат в основе поддержания взаимного доверия государства и общества <11>.
(Тепляшин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Сегодня можно наблюдать стремление субъектов общественного контроля участвовать в работе отдельных органов государства. Так, законодатель установил, что по решению Президента РФ в состав Государственного Совета РФ, помимо прямо указанных в законе должностных лиц, представителей парламентских политических партий и местного самоуправления, могут быть включены иные лица. Кроме этого, для выполнения своих задач данному конституционному государственному органу предоставлена возможность взаимодействия с институтами гражданского общества <10>. Можно предположить, что представители Общественной палаты РФ, формируемых союзов и ассоциаций субъектов общественного контроля, достойны включения в состав Государственного Совета РФ, что может продемонстрировать принцип разумной пропорциональности баланса частных и публичных интересов, которые, как указывает Конституционный Суд РФ, лежат в основе поддержания взаимного доверия государства и общества <11>.
Статья: Религиозные объединения в единой системе публичной власти
(Дробот С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Конституционализацию статуса религиозных объединений в единой системе публичной власти нельзя рассматривать в отрыве от конституционной модернизации функционирования государственной власти и прежде всего института президентства. Конституционной реформой 2020 г. существенно преобразован статус Президента РФ. Согласно новым положениям расширение претерпели конституционные функции президентской власти. В.В. Комарова справедливо отмечает, что их новые формулировки актуализировали доктрину имплицитных полномочий главы государства <15>. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной (не только государственной, как до реформы 2020 г.) власти, а также президентская функция поддержания гражданского мира и согласия в стране могут трактоваться расширительно и применяться к органам общественной власти. Закон о Государственном Совете РФ <16>, принятый в развитие конституционных положений, не включил в единую систему органов публичной власти органы общественной власти, указав лишь на органы федеральной и региональной государственной власти и на органы местного самоуправления, координацию которых осуществляет глава государства. Вместе с тем концепция триединой публичной власти требует, на наш взгляд, участия представителей институтов гражданского общества в составе Государственного Совета РФ. Президент РФ должен обеспечить нормальное функционирование институтов гражданского общества, включая религиозные организации, а также разрешать конфликты между общественными институтами. В римском законодательстве византийского периода существовало положение о "симфонии властей", сформулированное императором Юстинианом в своих законодательных актах V - VI столетий, согласно которому император, как высшее должностное лицо Империи, наделялся специфическими прерогативами в области внутрицерковных отношений, обеспечивая баланс епископата, монашества и мирян. Это учение повлияло не только на последующую практику существования Церкви в Византии, но и нашло отражение в теории и практике государственно-конфессиональных отношений имперского периода российской истории. После революции в России даже при трансформации формы правления и изменении модели государственно-конфессиональных отношений государственная власть не упустила из сферы своей деятельности контрольные и координационные функции в отношении религиозных конфессий. В советской действительности значительное время действовал Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который обеспечивал взаимодействие государства и религиозных конфессий. В настоящее время при Президенте РФ либо в структуре его Администрации предусмотрены различные вспомогательные органы, направленные на достижение задач по укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия. Так, создан и функционирует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, который изучает проблемы поддержания межконфессионального мира и взаимоотношений государства и религиозных объединений <17>. Однако для главы государства как гаранта стабильности конституционного строя должен быть важен не только межрелигиозный, но и внутрирелигиозный мир, а также мир и согласие в контексте отношений религиозных и нерелигиозных сегментов гражданского общества, отсутствие которого может явиться одним из факторов, дестабилизирующих систему конституционализма и государственности в целом. Усовершенствовать механизм реализации этой функции главы государства можно было бы посредством включения в состав Государственного Совета РФ представителей основных религиозных конфессий, а также представителей нерелигиозных общественных институтов. В России действует Общественная палата, включающая в свой состав представителей гражданского общества, однако конституционная реформа 2020 г., подвергнув конституционализации Государственный Совет РФ, связала процесс совершенствования функционирования публичной власти с этим совещательным органом, который призван интегрировать ветви власти под президентским руководством, что предопределяет необходимость участия институтов общественной власти именно в составе Государственного Совета РФ.
(Дробот С.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Конституционализацию статуса религиозных объединений в единой системе публичной власти нельзя рассматривать в отрыве от конституционной модернизации функционирования государственной власти и прежде всего института президентства. Конституционной реформой 2020 г. существенно преобразован статус Президента РФ. Согласно новым положениям расширение претерпели конституционные функции президентской власти. В.В. Комарова справедливо отмечает, что их новые формулировки актуализировали доктрину имплицитных полномочий главы государства <15>. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной (не только государственной, как до реформы 2020 г.) власти, а также президентская функция поддержания гражданского мира и согласия в стране могут трактоваться расширительно и применяться к органам общественной власти. Закон о Государственном Совете РФ <16>, принятый в развитие конституционных положений, не включил в единую систему органов публичной власти органы общественной власти, указав лишь на органы федеральной и региональной государственной власти и на органы местного самоуправления, координацию которых осуществляет глава государства. Вместе с тем концепция триединой публичной власти требует, на наш взгляд, участия представителей институтов гражданского общества в составе Государственного Совета РФ. Президент РФ должен обеспечить нормальное функционирование институтов гражданского общества, включая религиозные организации, а также разрешать конфликты между общественными институтами. В римском законодательстве византийского периода существовало положение о "симфонии властей", сформулированное императором Юстинианом в своих законодательных актах V - VI столетий, согласно которому император, как высшее должностное лицо Империи, наделялся специфическими прерогативами в области внутрицерковных отношений, обеспечивая баланс епископата, монашества и мирян. Это учение повлияло не только на последующую практику существования Церкви в Византии, но и нашло отражение в теории и практике государственно-конфессиональных отношений имперского периода российской истории. После революции в России даже при трансформации формы правления и изменении модели государственно-конфессиональных отношений государственная власть не упустила из сферы своей деятельности контрольные и координационные функции в отношении религиозных конфессий. В советской действительности значительное время действовал Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который обеспечивал взаимодействие государства и религиозных конфессий. В настоящее время при Президенте РФ либо в структуре его Администрации предусмотрены различные вспомогательные органы, направленные на достижение задач по укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия. Так, создан и функционирует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, который изучает проблемы поддержания межконфессионального мира и взаимоотношений государства и религиозных объединений <17>. Однако для главы государства как гаранта стабильности конституционного строя должен быть важен не только межрелигиозный, но и внутрирелигиозный мир, а также мир и согласие в контексте отношений религиозных и нерелигиозных сегментов гражданского общества, отсутствие которого может явиться одним из факторов, дестабилизирующих систему конституционализма и государственности в целом. Усовершенствовать механизм реализации этой функции главы государства можно было бы посредством включения в состав Государственного Совета РФ представителей основных религиозных конфессий, а также представителей нерелигиозных общественных институтов. В России действует Общественная палата, включающая в свой состав представителей гражданского общества, однако конституционная реформа 2020 г., подвергнув конституционализации Государственный Совет РФ, связала процесс совершенствования функционирования публичной власти с этим совещательным органом, который призван интегрировать ветви власти под президентским руководством, что предопределяет необходимость участия институтов общественной власти именно в составе Государственного Совета РФ.
Статья: Конституционное правосознание и отечественный парламентаризм
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Однако надо учесть то, что в целом состав Совета Федерации в большей мере формируется под влиянием Администрации Президента РФ - это касается в особенности членов палаты от исполнительной власти субъектов РФ, к тому же главы исполнительной власти входят в состав Государственного совета РФ, а 30 сенаторов хотя и называются представителями Российской Федерации, в реальности это люди Президента РФ. Многие сенаторы, особенно от исполнительной власти, ранее были ответственными лицами преимущественно федеральных органов исполнительной власти. Полагаем, что является преувеличением утверждение, что они должны подстраховать Президента в случае претензий к нему и тем более обвинений, хотя это не снимает проблемы установления конституционно-правовой ответственности Президента РФ <5>.
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Однако надо учесть то, что в целом состав Совета Федерации в большей мере формируется под влиянием Администрации Президента РФ - это касается в особенности членов палаты от исполнительной власти субъектов РФ, к тому же главы исполнительной власти входят в состав Государственного совета РФ, а 30 сенаторов хотя и называются представителями Российской Федерации, в реальности это люди Президента РФ. Многие сенаторы, особенно от исполнительной власти, ранее были ответственными лицами преимущественно федеральных органов исполнительной власти. Полагаем, что является преувеличением утверждение, что они должны подстраховать Президента в случае претензий к нему и тем более обвинений, хотя это не снимает проблемы установления конституционно-правовой ответственности Президента РФ <5>.