Состав генерального плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Состав генерального плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"В то же время из содержания статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует, что красные линии могут обозначаться на картах в составе генерального плана городского округа."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 57.3 "Градостроительный план земельного участка" Градостроительного кодекса РФ"Поскольку срок действия или применения градостроительного плана земельного участка не определен в действующем градостроительном законодательстве, он разрабатывается, утверждается и выдается органом местного самоуправления по обращению заявителя в отношении конкретного земельного участка и содержит информацию о правовом режиме земельного участка и объекта капитального строительства на момент выдачи градостроительного плана земельного участка. Следовательно, не является нормативным правовым актом, как правила землепользования и застройки, или документом градостроительного регулирования, как генеральный план, проект планировки, проект межевания территории. Вся информация, которая указывается в градостроительного плана земельного участка, заимствуется из ранее утвержденных или подготовленных документов (генеральный план муниципального образования, градостроительные регламенты в составе правил землепользования и застройки муниципального образования, проект планировки и проект межевания, документы государственного кадастрового учета или технического учета и т.д.), поэтому ключевым содержанием градостроительного плана земельного участка является именно информация о правовом режиме земельного участка и предельных параметрах объекта капитального строительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание генерального плана поселения,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание генерального плана поселения,
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)20. Предложения, перечисленные в ч. 22 комментируемой статьи, в силу ч. 24 комментируемой статьи утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляются главе поселения, муниципального округа, городского округа для учета при подготовке карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон в составе генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)20. Предложения, перечисленные в ч. 22 комментируемой статьи, в силу ч. 24 комментируемой статьи утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляются главе поселения, муниципального округа, городского округа для учета при подготовке карты границ населенных пунктов и карты функциональных зон в составе генерального плана поселения, муниципального округа, городского округа.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 N 273
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"XXVII. Состав генерального плана городского округа,
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"XXVII. Состав генерального плана городского округа,
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Карта границ населенных пунктов является основной, она всегда включается в состав генплана, поскольку результатом его утверждения является установление границ населенных пунктов, что означает "автоматический" перевод в категорию земель населенных пунктов.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Карта границ населенных пунктов является основной, она всегда включается в состав генплана, поскольку результатом его утверждения является установление границ населенных пунктов, что означает "автоматический" перевод в категорию земель населенных пунктов.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный абзац введен с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, и воспроизведен Федеральным законом "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в новой редакции данного пункта. Соответственно, Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". Этим же Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ был признан утратившим силу абзац п. 8 комментируемой статьи в первоначальной редакции, устанавливавший, что отчуждению в соответствии с комментируемым Законом не подлежат земельные участки в составе земель предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный абзац введен с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, и воспроизведен Федеральным законом "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в новой редакции данного пункта. Соответственно, Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". Этим же Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ был признан утратившим силу абзац п. 8 комментируемой статьи в первоначальной редакции, устанавливавший, что отчуждению в соответствии с комментируемым Законом не подлежат земельные участки в составе земель предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Органы публичной власти должны обладать возможностью оперативно реагировать на возникающие потребности для защиты публичных интересов во всем их многообразии. Хрестоматийное чрезвычайное обстоятельство - пандемия COVID-19 - послужило своеобразным триггером для расширения пределов свободы органов публичной власти в принятии регулирования, необходимого для защиты прав и свобод <63>. При этом применительно к регулированию градостроительной деятельности свобода усмотрения органов публичной власти и в допандемийный период судебной практикой понималась широко, что находит свое отражение в правовых позициях ВС РФ, предполагающих, что (1) многоплановый и динамичный характер развития территорий предопределяет потребность в постоянной своевременной корректировке базовых градостроительных решений в составе генплана <64>; (2) политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав <65>.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Органы публичной власти должны обладать возможностью оперативно реагировать на возникающие потребности для защиты публичных интересов во всем их многообразии. Хрестоматийное чрезвычайное обстоятельство - пандемия COVID-19 - послужило своеобразным триггером для расширения пределов свободы органов публичной власти в принятии регулирования, необходимого для защиты прав и свобод <63>. При этом применительно к регулированию градостроительной деятельности свобода усмотрения органов публичной власти и в допандемийный период судебной практикой понималась широко, что находит свое отражение в правовых позициях ВС РФ, предполагающих, что (1) многоплановый и динамичный характер развития территорий предопределяет потребность в постоянной своевременной корректировке базовых градостроительных решений в составе генплана <64>; (2) политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав <65>.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Согласно Стандарту КРТ "мастер-план служит концептуальной основой для разработки предложений по изменению границ территориальных зон и градостроительных регламентов ПЗЗ" <19>. Фактически по своему содержанию мастер-планы совмещают в себе функции генеральных планов и ПЗЗ, что инициирует обсуждение проблемы реформирования территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе путем включения градостроительных регламентов непосредственно в состав генплана с упразднением ПЗЗ или же через замену генплана на мастер-планы <20>.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Согласно Стандарту КРТ "мастер-план служит концептуальной основой для разработки предложений по изменению границ территориальных зон и градостроительных регламентов ПЗЗ" <19>. Фактически по своему содержанию мастер-планы совмещают в себе функции генеральных планов и ПЗЗ, что инициирует обсуждение проблемы реформирования территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе путем включения градостроительных регламентов непосредственно в состав генплана с упразднением ПЗЗ или же через замену генплана на мастер-планы <20>.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Сооружение вахтовых поселков осуществляется по типовым или индивидуальным проектам, включающим генеральный план поселка с привязкой к местности, состав помещений, электро-, водо- и теплоснабжение, почтово-телеграфную связь, схему подъездных путей и взлетно-посадочной полосы, обоснование способа доставки персонала, смету затрат на строительство и содержание поселка. В проекте в обязательном порядке предусматривается обеспечение надлежащей организации питания, отдыха и досуга, медицинского, торгово-бытового и культурного обслуживания проживающих. Необходимым требованием при выборе места дислокации вахтового поселка является возможность максимального сокращения времени проезда работников от места проживания в вахтовом поселке до места выполнения работы и обратно. Проект согласовывается с соответствующим профсоюзным органом, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, строительного контроля и утверждается работодателем.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Сооружение вахтовых поселков осуществляется по типовым или индивидуальным проектам, включающим генеральный план поселка с привязкой к местности, состав помещений, электро-, водо- и теплоснабжение, почтово-телеграфную связь, схему подъездных путей и взлетно-посадочной полосы, обоснование способа доставки персонала, смету затрат на строительство и содержание поселка. В проекте в обязательном порядке предусматривается обеспечение надлежащей организации питания, отдыха и досуга, медицинского, торгово-бытового и культурного обслуживания проживающих. Необходимым требованием при выборе места дислокации вахтового поселка является возможность максимального сокращения времени проезда работников от места проживания в вахтовом поселке до места выполнения работы и обратно. Проект согласовывается с соответствующим профсоюзным органом, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, строительного контроля и утверждается работодателем.