Сопоставление счетов-фактур
Подборка наиболее важных документов по запросу Сопоставление счетов-фактур (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Также в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факты перечисления денежных средств, не соответствующих документообороту при сопоставлении с цепочкой движения счетов-фактур, в ходе которого установлен налоговый "разрыв" по НДС, что свидетельствует об оформлении фиктивного документооборота.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Также в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение факты перечисления денежных средств, не соответствующих документообороту при сопоставлении с цепочкой движения счетов-фактур, в ходе которого установлен налоговый "разрыв" по НДС, что свидетельствует об оформлении фиктивного документооборота.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Инспекцией произведен расчет реальных налоговых обязательств налогоплательщика путем сопоставления данных, заявленных в счетах-фактурах контрагентов о номенклатуре товара, его количестве, цене и номере ГТД, с данными, содержащимися в ГТД, по которым был ввезен спорный товар. Налоговые обязательства налогоплательщика определены с исключением наценки спорных контрагентов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Инспекцией произведен расчет реальных налоговых обязательств налогоплательщика путем сопоставления данных, заявленных в счетах-фактурах контрагентов о номенклатуре товара, его количестве, цене и номере ГТД, с данными, содержащимися в ГТД, по которым был ввезен спорный товар. Налоговые обязательства налогоплательщика определены с исключением наценки спорных контрагентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как продавцу оформить и выставить счет-фактуру при получении аванса
(КонсультантПлюс, 2025)В графе 1а наименования товаров (описание работ, услуг), имущественных прав рекомендуем отражать в разрезе договоров, чтобы потом вам было проще сопоставлять счета-фактуры с договорами. Например, по первой позиции в графе 1а можно указать: "Чайники электрические по договору N 2/25 от 10.01.2025 (аванс)", а по второй - "Кофеварки по договору N 3/25 от 21.01.2025 (аванс)".
(КонсультантПлюс, 2025)В графе 1а наименования товаров (описание работ, услуг), имущественных прав рекомендуем отражать в разрезе договоров, чтобы потом вам было проще сопоставлять счета-фактуры с договорами. Например, по первой позиции в графе 1а можно указать: "Чайники электрические по договору N 2/25 от 10.01.2025 (аванс)", а по второй - "Кофеварки по договору N 3/25 от 21.01.2025 (аванс)".
Интервью: Камеральные проверки: взгляд изнутри
("Главная книга", 2024, N 21)Затем проводится автоматический перекрестный анализ, при котором происходит сопоставление записей о счетах-фактурах контрагентов. Фактически на этом этапе выявляются так называемые разрывы по НДС, когда покупатель заявил вычеты в декларации, но продавец при этом не включил в книгу продаж соответствующий счет-фактуру или включил его в меньшей сумме.
("Главная книга", 2024, N 21)Затем проводится автоматический перекрестный анализ, при котором происходит сопоставление записей о счетах-фактурах контрагентов. Фактически на этом этапе выявляются так называемые разрывы по НДС, когда покупатель заявил вычеты в декларации, но продавец при этом не включил в книгу продаж соответствующий счет-фактуру или включил его в меньшей сумме.
Статья: Коды видов операций для целей НДС: на что влияют и как найти верный
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)Далее данные из книги покупок и книги продаж автоматически перетекают в НДС-декларацию. ФНС, получив ее, запускает автоматическую проверку такой декларации. Сначала проверяются базовые контрольные соотношения, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 НК РФ, только при их выполнении НДС-декларация считается представленной <3>. Затем начинается проверка в том числе и кодов операций. КВО - это своего рода указание для налоговой программы "АСК НДС-2", по какому алгоритму проверять конкретную операцию. То есть по конкретному КВО программа определяет, что с чем сверять. Неточности/ошибки в кодах видов операций программа ФНС легко выявляет. К примеру, указание КВО 01 активирует поиск контрагента (и сопоставление, к примеру, данных счета-фактуры у вас и у него). Если указали код 19, то программа будет искать заявление о ввозе.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)Далее данные из книги покупок и книги продаж автоматически перетекают в НДС-декларацию. ФНС, получив ее, запускает автоматическую проверку такой декларации. Сначала проверяются базовые контрольные соотношения, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 НК РФ, только при их выполнении НДС-декларация считается представленной <3>. Затем начинается проверка в том числе и кодов операций. КВО - это своего рода указание для налоговой программы "АСК НДС-2", по какому алгоритму проверять конкретную операцию. То есть по конкретному КВО программа определяет, что с чем сверять. Неточности/ошибки в кодах видов операций программа ФНС легко выявляет. К примеру, указание КВО 01 активирует поиск контрагента (и сопоставление, к примеру, данных счета-фактуры у вас и у него). Если указали код 19, то программа будет искать заявление о ввозе.
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)Еще одной крупной информационной системой, функционирующей с целью реализации задач службы, является АСК "НДС-2" (автоматизированная система контроля "НДС-2"), которая работает с 2013 г., с ее помощью осуществляется контроль за возмещением налога на добавленную стоимость. Е.Г. Молчанов отмечает, что в данной системе "происходит сопоставление абсолютно всех счетов-фактур по стране по принципу "зеркального отображения" - реализации у поставщика и налоговых вычетов у покупателя" и формирует "систему добросовестной среды налогового администрирования" <6>. Однако это еще одна система, которая работает с отдельными данными. Следовательно, не дает целостного представления о деятельности экономических субъектов.
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)Еще одной крупной информационной системой, функционирующей с целью реализации задач службы, является АСК "НДС-2" (автоматизированная система контроля "НДС-2"), которая работает с 2013 г., с ее помощью осуществляется контроль за возмещением налога на добавленную стоимость. Е.Г. Молчанов отмечает, что в данной системе "происходит сопоставление абсолютно всех счетов-фактур по стране по принципу "зеркального отображения" - реализации у поставщика и налоговых вычетов у покупателя" и формирует "систему добросовестной среды налогового администрирования" <6>. Однако это еще одна система, которая работает с отдельными данными. Следовательно, не дает целостного представления о деятельности экономических субъектов.
Готовое решение: Как выставить счет-фактуру на аренду
(КонсультантПлюс, 2025)Если одному арендатору вы передаете в аренду несколько объектов (по одному или по нескольким договорам), рекомендуем отражать их в счете-фактуре по отдельным строкам (Письмо Минфина России от 22.04.2015 N 03-07-09/22983). Так счет-фактуру будет проще сопоставить с договором (договорами). В графе 1а в этом случае укажите (помимо прочего) данные об объекте аренды.
(КонсультантПлюс, 2025)Если одному арендатору вы передаете в аренду несколько объектов (по одному или по нескольким договорам), рекомендуем отражать их в счете-фактуре по отдельным строкам (Письмо Минфина России от 22.04.2015 N 03-07-09/22983). Так счет-фактуру будет проще сопоставить с договором (договорами). В графе 1а в этом случае укажите (помимо прочего) данные об объекте аренды.
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Одним из наиболее ярких примеров, который является действенным инструментом налогового администрирования, является система АСК "НДС-2", которая консолидировала в себе массивы информации о налогоплательщиках НДС, прослеживает процесс уплаты налога на всех стадиях реализации товаров, работ и услуг. С помощью внедрения системы АСК "НДС-2" было собрано и сопоставлено 15 млрд счетов-фактур.
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Одним из наиболее ярких примеров, который является действенным инструментом налогового администрирования, является система АСК "НДС-2", которая консолидировала в себе массивы информации о налогоплательщиках НДС, прослеживает процесс уплаты налога на всех стадиях реализации товаров, работ и услуг. С помощью внедрения системы АСК "НДС-2" было собрано и сопоставлено 15 млрд счетов-фактур.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Инспекцией произведен расчет реальных налоговых обязательств налогоплательщика путем сопоставления данных, заявленных в счетах-фактурах контрагентов о номенклатуре товара, его количестве, цене и номере ГТД, с данными, содержащимися в ГТД, по которым был ввезен спорный товар. Налоговые обязательства налогоплательщика определены с исключением наценки спорных контрагентов (Постановление АС МО от 07.08.2023 N Ф05-17443/2023 по делу N А40-184073/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Инспекцией произведен расчет реальных налоговых обязательств налогоплательщика путем сопоставления данных, заявленных в счетах-фактурах контрагентов о номенклатуре товара, его количестве, цене и номере ГТД, с данными, содержащимися в ГТД, по которым был ввезен спорный товар. Налоговые обязательства налогоплательщика определены с исключением наценки спорных контрагентов (Постановление АС МО от 07.08.2023 N Ф05-17443/2023 по делу N А40-184073/2022).
Готовое решение: Коды ошибок в требовании о представлении пояснений к декларации по НДС и их значение
(КонсультантПлюс, 2025)в вашей записи по счету-фактуре, возможно, есть ошибки, поэтому не получается сопоставить ее с аналогичной записью у контрагента.
(КонсультантПлюс, 2025)в вашей записи по счету-фактуре, возможно, есть ошибки, поэтому не получается сопоставить ее с аналогичной записью у контрагента.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.