Соотечественники за рубежом имеют право
Подборка наиболее важных документов по запросу Соотечественники за рубежом имеют право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какое содействие для переселения в РФ оказывается соотечественникам, проживающим за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соотечественники за рубежом - участники специальной государственной программы и члены их семей при переселении в РФ в общем случае имеют право, например, на компенсацию расходов на переезд, выплату пособия на обустройство, выдачу разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство и приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соотечественники за рубежом - участники специальной государственной программы и члены их семей при переселении в РФ в общем случае имеют право, например, на компенсацию расходов на переезд, выплату пособия на обустройство, выдачу разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство и приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.
Вопрос: Об условиях освобождения от таможенных платежей при ввозе иностранными физлицами, переселяющимися в РФ, товаров и транспортных средств для личного пользования.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом <1> (далее - Государственная программа), участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на ввоз на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом <1> (далее - Государственная программа), участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на ввоз на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Указ Президента РФ от 04.01.2024 N 11
(ред. от 23.10.2025)
"Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации"в) гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим документ, подтверждающий право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (миграционная карта, разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - свидетельство о предоставлении временного убежища), или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - свидетельство участника Государственной программы), постоянно проживавшим на территории Украины, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям (независимо от их гражданства);
(ред. от 23.10.2025)
"Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации"в) гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим документ, подтверждающий право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (миграционная карта, разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - свидетельство о предоставлении временного убежища), или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - свидетельство участника Государственной программы), постоянно проживавшим на территории Украины, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям (независимо от их гражданства);
Статья: Классификация видов правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)К наднациональному уровню правозащитной работы можно отнести деятельность по защите прав человека на международной арене, которую осуществляют международные государственные и негосударственные организации. Если первые (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.) созданы путем межгосударственных соглашений и имеют своей целью, помимо прочих, и правозащитные функции, то вторые опосредуют работу негосударственных международных структур, например Международный комитет Красного Креста. Отдельные правозащитные функции на наднациональном уровне (по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом, и др.) выполняют внешнеполитические государственные ведомства и омбудсмены. Так, с февраля 2022 г., в период проведения вынужденной массовой эвакуации в Россию граждан, проживающих в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях (до их вступления в состав России), институт российского уполномоченного по правам человека во взаимодействии с УВКБ ООН выполнял важную функцию по доведению до международного сообщества объективной информации о ситуации с обеспечением прав эвакуированных лиц на территории России. Эта работа с эвакуированными была высоко оценена руководством УВКБ ООН, которое на наднациональном уровне принимало комплекс мер по обеспечению прав этих категорий граждан, в том числе проводило посещение ПВР на территории России, а также организовало серию семинаров по оказанию помощи таким лицам.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)К наднациональному уровню правозащитной работы можно отнести деятельность по защите прав человека на международной арене, которую осуществляют международные государственные и негосударственные организации. Если первые (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.) созданы путем межгосударственных соглашений и имеют своей целью, помимо прочих, и правозащитные функции, то вторые опосредуют работу негосударственных международных структур, например Международный комитет Красного Креста. Отдельные правозащитные функции на наднациональном уровне (по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом, и др.) выполняют внешнеполитические государственные ведомства и омбудсмены. Так, с февраля 2022 г., в период проведения вынужденной массовой эвакуации в Россию граждан, проживающих в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях (до их вступления в состав России), институт российского уполномоченного по правам человека во взаимодействии с УВКБ ООН выполнял важную функцию по доведению до международного сообщества объективной информации о ситуации с обеспечением прав эвакуированных лиц на территории России. Эта работа с эвакуированными была высоко оценена руководством УВКБ ООН, которое на наднациональном уровне принимало комплекс мер по обеспечению прав этих категорий граждан, в том числе проводило посещение ПВР на территории России, а также организовало серию семинаров по оказанию помощи таким лицам.
Вопрос: Как иностранному гражданину поступить в учебное заведение гражданской авиации на обучение за счет средств федерального бюджета Российской Федерации?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Кроме того, иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего и среднего профессионального образования на равных с гражданами Российской Федерации основаниях, в том числе за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Кроме того, иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего и среднего профессионального образования на равных с гражданами Российской Федерации основаниях, в том числе за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Статья: Новеллы законодательства о недвижимом имуществе
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)На первом этапе заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка смогут подавать только граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории соответствующего региона или муниципалитета. На втором - любой гражданин, а также участник Государственной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)На первом этапе заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка смогут подавать только граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории соответствующего региона или муниципалитета. На втором - любой гражданин, а также участник Государственной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Законопроект смягчает требования к приобретению российского гражданства и признанию гражданами Российской Федерации для более чем 20 категорий лиц, включая соотечественников (граждан бывшего СССР) и их детей, участников государственных программ по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и лиц, имеющих близких родственников в Российской Федерации.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Законопроект смягчает требования к приобретению российского гражданства и признанию гражданами Российской Федерации для более чем 20 категорий лиц, включая соотечественников (граждан бывшего СССР) и их детей, участников государственных программ по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и лиц, имеющих близких родственников в Российской Федерации.
Ситуация: Кто может получить субсидию на приобретение жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее - программа), и членам их семей, получившим свидетельство участника программы начиная с 01.07.2020, приобретшим гражданство РФ и переселяющимся в РФ на постоянное место жительства, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения на территории вселения. Исключение составляют участвующие в указанной программе репатрианты, которые не имеют права на получение субсидии (разд. III Особенностей, утв. Постановлением N 1050; п. п. 2, 3 Приложения N 4 к Особенностям (далее - Правила предоставления жилищной субсидии переселенцам); п. п. 2, 4 Указа Президента РФ от 12.05.2020 N 322; пп. "к" п. 6, пп. "д" п. 20, п. 46(5) Программы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее - программа), и членам их семей, получившим свидетельство участника программы начиная с 01.07.2020, приобретшим гражданство РФ и переселяющимся в РФ на постоянное место жительства, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения на территории вселения. Исключение составляют участвующие в указанной программе репатрианты, которые не имеют права на получение субсидии (разд. III Особенностей, утв. Постановлением N 1050; п. п. 2, 3 Приложения N 4 к Особенностям (далее - Правила предоставления жилищной субсидии переселенцам); п. п. 2, 4 Указа Президента РФ от 12.05.2020 N 322; пп. "к" п. 6, пп. "д" п. 20, п. 46(5) Программы).
Статья: Криминологические проблемы внешней трудовой миграции
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Представителями МВД России подготовлены поправки в ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, которые изменяют размеры государственных пошлин за выдачу некоторых документов иностранным гражданам. Законопроект предлагает освободить от уплаты государственной пошлины за предоставление данных государственных услуг иностранных граждан, имеющих статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также государственную пошлину предлагается не уплачивать за предоставление права на долгосрочное пребывание в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему государства, готового его принять <5>.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Представителями МВД России подготовлены поправки в ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, которые изменяют размеры государственных пошлин за выдачу некоторых документов иностранным гражданам. Законопроект предлагает освободить от уплаты государственной пошлины за предоставление данных государственных услуг иностранных граждан, имеющих статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также государственную пошлину предлагается не уплачивать за предоставление права на долгосрочное пребывание в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему государства, готового его принять <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Соответствующие условия определены в ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в соответствии с которой органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в РФ. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на доступ к образованию предоставляется наравне с гражданами РФ при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Соответствующие условия определены в ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в соответствии с которой органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в РФ. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на доступ к образованию предоставляется наравне с гражданами РФ при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
Статья: О вызванных санкциями затруднениях российских истцов в судебных спорах с участием иностранцев (на примере интеллектуальных прав)
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Санкционное давление касается не только наших сограждан, включенных в различные "проскрипционные" списки, но и любых наших соотечественников и российских организаций, имеющих какой-то бизнес или просто активы за рубежом.
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Санкционное давление касается не только наших сограждан, включенных в различные "проскрипционные" списки, но и любых наших соотечественников и российских организаций, имеющих какой-то бизнес или просто активы за рубежом.