Соотечественники за рубежом имеют
Подборка наиболее важных документов по запросу Соотечественники за рубежом имеют (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о трудовой деятельности иностранцев, пребывающих в РФ на основании визы
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок осуществления трудовой деятельности в России визового иностранного гражданина - участника Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, имеет ряд особенностей по сравнению с обычным визовым иностранцем. В частности, участнику такой Госпрограммы не нужно разрешение на работу, а вы можете принять его на работу без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Статус такого иностранца подтверждается свидетельством участника Госпрограммы установленного образца. Оно действительно только при наличии документа, удостоверяющего личность его владельца. Такой документ иностранец получает сам, работодатель не принимает в этом участия. Это следует, в частности, из п. 1 ст. 2, абз. 1, пп. 2 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, пп. "а" п. 14, п. п. 15, 15.1, 16, 18 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637, п. 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 817.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок осуществления трудовой деятельности в России визового иностранного гражданина - участника Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, имеет ряд особенностей по сравнению с обычным визовым иностранцем. В частности, участнику такой Госпрограммы не нужно разрешение на работу, а вы можете принять его на работу без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Статус такого иностранца подтверждается свидетельством участника Госпрограммы установленного образца. Оно действительно только при наличии документа, удостоверяющего личность его владельца. Такой документ иностранец получает сам, работодатель не принимает в этом участия. Это следует, в частности, из п. 1 ст. 2, абз. 1, пп. 2 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, пп. "а" п. 14, п. п. 15, 15.1, 16, 18 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637, п. 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 817.
Статья: Воспроизводство трудовых ресурсов и миграционная политика
(Воробьева О.Д., Топилин А.В., Хроленко Т.С.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Единственная действующая в настоящее время федеральная Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, имеет ряд недостатков системного характера. Экспертами "Форума переселенческих организаций" в преддверии круглого стола на тему "Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона" (Институт стран СНГ, 24 марта 2021 г.) <4> было выявлено, что механизмы реализации Госпрограммы, по существу, являются своеобразным организованным набором трудовых мигрантов. Такое использование Государственной программы, безусловно, оказывает некоторое позитивное влияние на ситуацию на рынке труда - расширяется доля населения в трудоспособных возрастах, заполняются, хотя и не без труда, вакантные рабочие места в регионах - переселение производится по региональным программам переселения, в которых субъекты Российской Федерации сами определяют профессиональные требования к участникам и в случае несоответствия критериям претендент не допускается к участию в Госпрограмме. Но такие подходы не имеют ничего общего с репатриационной идеей Программы, которая была продекларирована на стадии ее разработки и начала реализации. По мнению экспертов "Форума...", помимо рассогласованности требований к участникам программы отмечается их нелогичность; кроме того, существуют и объективные барьеры для участия в Госпрограмме, такие как невозможность сочетания в одном органе исполнительной власти координации контролирующих и исполнительных функций. Именно это способствует коррупциогенности, а следовательно, неэффективности работы Госпрограммы, что еще больше ограничивает возможности для переселения людей - носителей значительного демографического, экономического, социального и других потенциалов.
(Воробьева О.Д., Топилин А.В., Хроленко Т.С.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Единственная действующая в настоящее время федеральная Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, имеет ряд недостатков системного характера. Экспертами "Форума переселенческих организаций" в преддверии круглого стола на тему "Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона" (Институт стран СНГ, 24 марта 2021 г.) <4> было выявлено, что механизмы реализации Госпрограммы, по существу, являются своеобразным организованным набором трудовых мигрантов. Такое использование Государственной программы, безусловно, оказывает некоторое позитивное влияние на ситуацию на рынке труда - расширяется доля населения в трудоспособных возрастах, заполняются, хотя и не без труда, вакантные рабочие места в регионах - переселение производится по региональным программам переселения, в которых субъекты Российской Федерации сами определяют профессиональные требования к участникам и в случае несоответствия критериям претендент не допускается к участию в Госпрограмме. Но такие подходы не имеют ничего общего с репатриационной идеей Программы, которая была продекларирована на стадии ее разработки и начала реализации. По мнению экспертов "Форума...", помимо рассогласованности требований к участникам программы отмечается их нелогичность; кроме того, существуют и объективные барьеры для участия в Госпрограмме, такие как невозможность сочетания в одном органе исполнительной власти координации контролирующих и исполнительных функций. Именно это способствует коррупциогенности, а следовательно, неэффективности работы Госпрограммы, что еще больше ограничивает возможности для переселения людей - носителей значительного демографического, экономического, социального и других потенциалов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Законопроект смягчает требования к приобретению российского гражданства и признанию гражданами Российской Федерации для более чем 20 категорий лиц, включая соотечественников (граждан бывшего СССР) и их детей, участников государственных программ по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и лиц, имеющих близких родственников в Российской Федерации.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Законопроект смягчает требования к приобретению российского гражданства и признанию гражданами Российской Федерации для более чем 20 категорий лиц, включая соотечественников (граждан бывшего СССР) и их детей, участников государственных программ по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и лиц, имеющих близких родственников в Российской Федерации.
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Федеральный закон о гражданстве 2023 г. уделяет внимание такой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, как соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ или статус члена семьи участника указанной Государственной программы. Кроме гражданства переезжающие по данной программе получают помощь в трудоустройстве. Так, в Красноярском крае создан специальный банк актуальных вакансий, который ежемесячно обновляется и где можно заранее выбрать подходящее предложение. Есть предложения, в рамках которых работодатель либо компенсирует аренду жилья, либо предоставляет сотруднику общежитие. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы на территории края, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, которое способствует появлению в крае высококвалифицированных специалистов в отраслях, где есть дефицит кадров, - прежде всего, в промышленности, строительстве, транспорте, здравоохранении и образовании <17>.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Федеральный закон о гражданстве 2023 г. уделяет внимание такой категории иностранных граждан и лиц без гражданства, как соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ или статус члена семьи участника указанной Государственной программы. Кроме гражданства переезжающие по данной программе получают помощь в трудоустройстве. Так, в Красноярском крае создан специальный банк актуальных вакансий, который ежемесячно обновляется и где можно заранее выбрать подходящее предложение. Есть предложения, в рамках которых работодатель либо компенсирует аренду жилья, либо предоставляет сотруднику общежитие. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы на территории края, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, которое способствует появлению в крае высококвалифицированных специалистов в отраслях, где есть дефицит кадров, - прежде всего, в промышленности, строительстве, транспорте, здравоохранении и образовании <17>.
Ситуация: Какое содействие для переселения в РФ оказывается соотечественникам, проживающим за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соотечественники за рубежом - участники специальной государственной программы и члены их семей при переселении в РФ в общем случае имеют право, например, на компенсацию расходов на переезд, выплату пособия на обустройство, выдачу разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство и приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Соотечественники за рубежом - участники специальной государственной программы и члены их семей при переселении в РФ в общем случае имеют право, например, на компенсацию расходов на переезд, выплату пособия на обустройство, выдачу разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство и приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.