Соотечественники имеют право
Подборка наиболее важных документов по запросу Соотечественники имеют право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какое содействие для переселения в РФ оказывается соотечественникам, проживающим за рубежом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В некоторых случаях соотечественник (член его семьи) имеет право участвовать в Государственной программе еще один раз, если он возместит вышеуказанные расходы (п. 30(1) Государственной программы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В некоторых случаях соотечественник (член его семьи) имеет право участвовать в Государственной программе еще один раз, если он возместит вышеуказанные расходы (п. 30(1) Государственной программы).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Соответствующие условия определены в ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в соответствии с которой органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в РФ. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на доступ к образованию предоставляется наравне с гражданами РФ при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Соответствующие условия определены в ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в соответствии с которой органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в РФ. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на доступ к образованию предоставляется наравне с гражданами РФ при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Статья: Криминологические проблемы внешней трудовой миграции
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Представителями МВД России подготовлены поправки в ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, которые изменяют размеры государственных пошлин за выдачу некоторых документов иностранным гражданам. Законопроект предлагает освободить от уплаты государственной пошлины за предоставление данных государственных услуг иностранных граждан, имеющих статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также государственную пошлину предлагается не уплачивать за предоставление права на долгосрочное пребывание в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему государства, готового его принять <5>.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Представителями МВД России подготовлены поправки в ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, которые изменяют размеры государственных пошлин за выдачу некоторых документов иностранным гражданам. Законопроект предлагает освободить от уплаты государственной пошлины за предоставление данных государственных услуг иностранных граждан, имеющих статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также государственную пошлину предлагается не уплачивать за предоставление права на долгосрочное пребывание в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему государства, готового его принять <5>.
Статья: О вызванных санкциями затруднениях российских истцов в судебных спорах с участием иностранцев (на примере интеллектуальных прав)
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Санкционное давление касается не только наших сограждан, включенных в различные "проскрипционные" списки, но и любых наших соотечественников и российских организаций, имеющих какой-то бизнес или просто активы за рубежом.
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)Санкционное давление касается не только наших сограждан, включенных в различные "проскрипционные" списки, но и любых наших соотечественников и российских организаций, имеющих какой-то бизнес или просто активы за рубежом.
Вопрос: В организацию принимается гражданин Узбекистана с иностранным паспортом Узбекистана и СНИЛС. При этом он является членом семьи (супругом) участника государственной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Нужен ли ему патент для работы? Нужно ли уведомлять МВД России о его приеме на работу?
(Консультация эксперта, 2023)По общему правилу иностранный гражданин Узбекистана, прибывший в Россию в безвизовом порядке, имеет право вести трудовую деятельность при наличии у него патента (абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)По общему правилу иностранный гражданин Узбекистана, прибывший в Россию в безвизовом порядке, имеет право вести трудовую деятельность при наличии у него патента (абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Статья: Зачет нестраховых периодов, имевших место за границей, в страховой стаж для назначения страховой пенсии
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)Следует заметить, что и в зарубежном, и в российском законодательстве можно обнаружить правовые нормы, позволяющие "в одностороннем порядке", т.е. без заключения международного договора, учитывать в составе трудового (страхового) стажа так называемые иные периоды, имевшие место за границей. Как правило, подобное правовое регулирование обусловлено либо стремлением национального законодателя установить социальные гарантии для возвращения в страну соотечественников, либо регламентировать вопросы реализации пенсионных прав в случае изменения государственной принадлежности отдельных территорий.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 6)Следует заметить, что и в зарубежном, и в российском законодательстве можно обнаружить правовые нормы, позволяющие "в одностороннем порядке", т.е. без заключения международного договора, учитывать в составе трудового (страхового) стажа так называемые иные периоды, имевшие место за границей. Как правило, подобное правовое регулирование обусловлено либо стремлением национального законодателя установить социальные гарантии для возвращения в страну соотечественников, либо регламентировать вопросы реализации пенсионных прав в случае изменения государственной принадлежности отдельных территорий.
Ситуация: Кто может получить субсидию на приобретение жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее - программа), и членам их семей, получившим свидетельство участника программы начиная с 01.07.2020, приобретшим гражданство РФ и переселяющимся в РФ на постоянное место жительства, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения на территории вселения. Исключение составляют участвующие в указанной программе репатрианты, которые не имеют права на получение субсидии (разд. III Особенностей, утв. Постановлением N 1050; п. п. 2, 3 Приложения N 4 к Особенностям (далее - Правила предоставления жилищной субсидии переселенцам); п. п. 2, 4 Указа Президента РФ от 12.05.2020 N 322; пп. "к" п. 6, пп. "д" п. 20, п. 46(5) Программы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее - программа), и членам их семей, получившим свидетельство участника программы начиная с 01.07.2020, приобретшим гражданство РФ и переселяющимся в РФ на постоянное место жительства, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения на территории вселения. Исключение составляют участвующие в указанной программе репатрианты, которые не имеют права на получение субсидии (разд. III Особенностей, утв. Постановлением N 1050; п. п. 2, 3 Приложения N 4 к Особенностям (далее - Правила предоставления жилищной субсидии переселенцам); п. п. 2, 4 Указа Президента РФ от 12.05.2020 N 322; пп. "к" п. 6, пп. "д" п. 20, п. 46(5) Программы).
Статья: Воспроизводство трудовых ресурсов и миграционная политика
(Воробьева О.Д., Топилин А.В., Хроленко Т.С.)
("Миграционное право", 2021, N 2)В рамках участия репатриантов в рабочей силе остро стоит еще одна проблема, которая связана со множественностью гражданства переселенцев и связанным с этим запретом на занятие ряда должностей - в частности, поступления на государственную или муниципальную службу <8> (принятие соответствующих поправок в законодательство ожидается в ближайшее время <9>). Если данные лица уже являются государственными или муниципальными служащими, то с момента вступления в силу данных законодательных инициатив они должны будут быть уволены, если в течение полугода не представят документы об отсутствии иного гражданства или права на проживание в ином государстве. Как показывает практика, зачастую документа о выходе из иностранного гражданства большинство этих граждан не имеют, а его получение сопряжено с большими бюрократическими трудностями. Таким образом, репатрианты, соотечественники, переселенцы фактически остаются пораженными в трудовых правах. Эти люди, как правило, теряют связи со страной происхождения и связывают круг своих жизненных интересов с Россией, но законодательство и правоприменительная практика (нередко из-за плохо сформулированных законов) по вопросам гражданства и миграции содержит много несправедливых положений в отношении соотечественников. Введение множественных новаций по установлению барьеров для трудоустройства не только негативно сказывается на участии переселенцев в рабочей силе, но и, по мнению экспертов "Форума...", озвученному на семинаре на тему "Проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения отсутствия иного гражданства, и пути их решения" (Институт стран СНГ, 31 марта 2021 г.) <10> могут даже привести к крушению судеб миллионов законопослушных граждан России.
(Воробьева О.Д., Топилин А.В., Хроленко Т.С.)
("Миграционное право", 2021, N 2)В рамках участия репатриантов в рабочей силе остро стоит еще одна проблема, которая связана со множественностью гражданства переселенцев и связанным с этим запретом на занятие ряда должностей - в частности, поступления на государственную или муниципальную службу <8> (принятие соответствующих поправок в законодательство ожидается в ближайшее время <9>). Если данные лица уже являются государственными или муниципальными служащими, то с момента вступления в силу данных законодательных инициатив они должны будут быть уволены, если в течение полугода не представят документы об отсутствии иного гражданства или права на проживание в ином государстве. Как показывает практика, зачастую документа о выходе из иностранного гражданства большинство этих граждан не имеют, а его получение сопряжено с большими бюрократическими трудностями. Таким образом, репатрианты, соотечественники, переселенцы фактически остаются пораженными в трудовых правах. Эти люди, как правило, теряют связи со страной происхождения и связывают круг своих жизненных интересов с Россией, но законодательство и правоприменительная практика (нередко из-за плохо сформулированных законов) по вопросам гражданства и миграции содержит много несправедливых положений в отношении соотечественников. Введение множественных новаций по установлению барьеров для трудоустройства не только негативно сказывается на участии переселенцев в рабочей силе, но и, по мнению экспертов "Форума...", озвученному на семинаре на тему "Проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации, не имеющих подтверждения отсутствия иного гражданства, и пути их решения" (Институт стран СНГ, 31 марта 2021 г.) <10> могут даже привести к крушению судеб миллионов законопослушных граждан России.
Вопрос: Об условиях освобождения от таможенных платежей при ввозе иностранными физлицами, переселяющимися в РФ, товаров и транспортных средств для личного пользования.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом <1> (далее - Государственная программа), участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на ввоз на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
(Письмо Минфина России от 16.02.2024 N 27-01-28/13511)В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом <1> (далее - Государственная программа), участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на ввоз на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Статья: Классификация видов правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)К наднациональному уровню правозащитной работы можно отнести деятельность по защите прав человека на международной арене, которую осуществляют международные государственные и негосударственные организации. Если первые (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.) созданы путем межгосударственных соглашений и имеют своей целью, помимо прочих, и правозащитные функции, то вторые опосредуют работу негосударственных международных структур, например Международный комитет Красного Креста. Отдельные правозащитные функции на наднациональном уровне (по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом, и др.) выполняют внешнеполитические государственные ведомства и омбудсмены. Так, с февраля 2022 г., в период проведения вынужденной массовой эвакуации в Россию граждан, проживающих в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях (до их вступления в состав России), институт российского уполномоченного по правам человека во взаимодействии с УВКБ ООН выполнял важную функцию по доведению до международного сообщества объективной информации о ситуации с обеспечением прав эвакуированных лиц на территории России. Эта работа с эвакуированными была высоко оценена руководством УВКБ ООН, которое на наднациональном уровне принимало комплекс мер по обеспечению прав этих категорий граждан, в том числе проводило посещение ПВР на территории России, а также организовало серию семинаров по оказанию помощи таким лицам.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)К наднациональному уровню правозащитной работы можно отнести деятельность по защите прав человека на международной арене, которую осуществляют международные государственные и негосударственные организации. Если первые (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.) созданы путем межгосударственных соглашений и имеют своей целью, помимо прочих, и правозащитные функции, то вторые опосредуют работу негосударственных международных структур, например Международный комитет Красного Креста. Отдельные правозащитные функции на наднациональном уровне (по защите прав соотечественников, проживающих за рубежом, и др.) выполняют внешнеполитические государственные ведомства и омбудсмены. Так, с февраля 2022 г., в период проведения вынужденной массовой эвакуации в Россию граждан, проживающих в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях (до их вступления в состав России), институт российского уполномоченного по правам человека во взаимодействии с УВКБ ООН выполнял важную функцию по доведению до международного сообщества объективной информации о ситуации с обеспечением прав эвакуированных лиц на территории России. Эта работа с эвакуированными была высоко оценена руководством УВКБ ООН, которое на наднациональном уровне принимало комплекс мер по обеспечению прав этих категорий граждан, в том числе проводило посещение ПВР на территории России, а также организовало серию семинаров по оказанию помощи таким лицам.
Статья: Новеллы законодательства о недвижимом имуществе
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)На первом этапе заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка смогут подавать только граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории соответствующего региона или муниципалитета. На втором - любой гражданин, а также участник Государственной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)На первом этапе заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка смогут подавать только граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории соответствующего региона или муниципалитета. На втором - любой гражданин, а также участник Государственной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.