Сооружения связи это
Подборка наиболее важных документов по запросу Сооружения связи это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 615 ГК РФ "Пользование арендованным имуществом"2.2.2. Право аренды земельного участка может быть передано в залог в связи с ипотекой здания (сооружения), расположенного на этом участке, без согласия, но с уведомлением арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 22 ЗК РФ "Аренда земельных участков"4.3.1. Право аренды земельного участка может быть передано в залог в связи с ипотекой здания (сооружения), расположенного на этом участке, без согласия, но с уведомлением арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое линейные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)Кабельные линии могут относиться к линиям связи, в состав которых входят линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи. При этом линии передачи и физические цепи признаются движимым имуществом, а линейно-кабельные сооружения - недвижимым (п. 7 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона о связи, Письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847, Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кабельные линии могут относиться к линиям связи, в состав которых входят линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи. При этом линии передачи и физические цепи признаются движимым имуществом, а линейно-кабельные сооружения - недвижимым (п. 7 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона о связи, Письма Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847, Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ).
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Еще в одном деле рассматривался вопрос о природе договора о размещении волоконно-оптической линии связи на воздушных линиях электропередачи и других объектах электросетевого хозяйства. Суд отметил, что отношения сторон регулируются Законом о связи и Законом о естественных монополиях. Так, согласно п. 3 ст. 6 Закона о связи организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, сооружений могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. В п. 2 Правил N 1284 определено, что "владелец инфраструктуры" - это субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Законом о естественных монополиях, который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании. Согласно п. 18 Правил N 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. Основываясь на приведенных нормах, суды пришли к выводу, что такой договор является публичным; в силу своего монопольного положения в сфере владения спорной инфраструктурой права компании по установлению цены предоставления доступа к данной инфраструктуре ограничены по сравнению со свободным регулированием цены в зависимости только от спроса и предложения (рыночной цены) <202>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Еще в одном деле рассматривался вопрос о природе договора о размещении волоконно-оптической линии связи на воздушных линиях электропередачи и других объектах электросетевого хозяйства. Суд отметил, что отношения сторон регулируются Законом о связи и Законом о естественных монополиях. Так, согласно п. 3 ст. 6 Закона о связи организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, сооружений могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. В п. 2 Правил N 1284 определено, что "владелец инфраструктуры" - это субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Законом о естественных монополиях, который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании. Согласно п. 18 Правил N 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. Основываясь на приведенных нормах, суды пришли к выводу, что такой договор является публичным; в силу своего монопольного положения в сфере владения спорной инфраструктурой права компании по установлению цены предоставления доступа к данной инфраструктуре ограничены по сравнению со свободным регулированием цены в зависимости только от спроса и предложения (рыночной цены) <202>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О связи"27) сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи;
(ред. от 31.07.2025)
"О связи"27) сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В рамках Закона о национальных водах <1> подробно регулируются вопросы, касающиеся приобретения, строительства, модификации, ремонта, финансирования, управления и контроля государственных водных сооружений. Согласно ст. 1 указанного Закона в состав водных сооружений входят земли, на которых размещено само инженерное сооружение. Предусматриваются также меры регистрации, мониторинга, контроля и ответственности в отношении плотин, имеющих высокие риски безопасности. Законодатель особо обговаривает факторы, которые следует учитывать при определении высокой степени риска плотин или категории плотин. Согласно Закону издаются постановления в области управления государственными водными сооружениями, включая постановления о безопасности плотин. В отношении государственных водных сооружений министр водных дел и лесного хозяйства может издавать постановления по вопросам управления и контроля, в связи с перечнем этих сооружений и окружающей их земли, принадлежащей государству, в части финансовых сборов (ст. 116 Закона о национальных водах).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В рамках Закона о национальных водах <1> подробно регулируются вопросы, касающиеся приобретения, строительства, модификации, ремонта, финансирования, управления и контроля государственных водных сооружений. Согласно ст. 1 указанного Закона в состав водных сооружений входят земли, на которых размещено само инженерное сооружение. Предусматриваются также меры регистрации, мониторинга, контроля и ответственности в отношении плотин, имеющих высокие риски безопасности. Законодатель особо обговаривает факторы, которые следует учитывать при определении высокой степени риска плотин или категории плотин. Согласно Закону издаются постановления в области управления государственными водными сооружениями, включая постановления о безопасности плотин. В отношении государственных водных сооружений министр водных дел и лесного хозяйства может издавать постановления по вопросам управления и контроля, в связи с перечнем этих сооружений и окружающей их земли, принадлежащей государству, в части финансовых сборов (ст. 116 Закона о национальных водах).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком <1>. Если дорога не носит явно подчиненного, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций <2>), право собственности на нее рекомендуется зарегистрировать.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем, как было указано выше, для судебной практики основное значение имеет то, что объект выполняет обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим участком <1>. Если дорога не носит явно подчиненного, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций <2>), право собственности на нее рекомендуется зарегистрировать.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 19.12.2023 N 03-07-11/122813 <Восстанавливать ли НДС по ОС, если фирма перешла с ОСН на УСН?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)А если компания, наоборот, переходит с УСН (объект "доходы") на общую систему налогообложения? Еще в одном недавнем Письме (от 29.12.2023 N 03-03-06/1/128334) представители главного финансового ведомства указали: главой 26.2 Налогового кодекса не оговорен порядок определения себестоимости создаваемой недвижимости. В этой связи расходы по возведению сооружения, относящиеся к периоду применения организацией "доходной упрощенки", она не вправе принять в целях налогообложения прибыли при ОСН.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)А если компания, наоборот, переходит с УСН (объект "доходы") на общую систему налогообложения? Еще в одном недавнем Письме (от 29.12.2023 N 03-03-06/1/128334) представители главного финансового ведомства указали: главой 26.2 Налогового кодекса не оговорен порядок определения себестоимости создаваемой недвижимости. В этой связи расходы по возведению сооружения, относящиеся к периоду применения организацией "доходной упрощенки", она не вправе принять в целях налогообложения прибыли при ОСН.
Статья: Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Следует подчеркнуть, что предлагаемое определение строительных отходов охватывает все этапы жизненного цикла зданий и сооружений. Согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений жизненный цикл объекта представляет собой совокупность последовательных стадий, включающих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство (включая консервацию), эксплуатацию (в том числе текущий ремонт), реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос здания или сооружения. В этой связи закрепляемое в законопроекте понятие строительных отходов отражает системный подход, в рамках которого обращение с отходами рассматривается как неотъемлемый элемент всех стадий жизненного цикла объектов капитального строительства - от их создания до сноса. Такой подход обеспечивает преемственность нормативного регулирования и способствует формированию целостной правовой модели обращения с отходами в строительной сфере.
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Следует подчеркнуть, что предлагаемое определение строительных отходов охватывает все этапы жизненного цикла зданий и сооружений. Согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений жизненный цикл объекта представляет собой совокупность последовательных стадий, включающих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство (включая консервацию), эксплуатацию (в том числе текущий ремонт), реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос здания или сооружения. В этой связи закрепляемое в законопроекте понятие строительных отходов отражает системный подход, в рамках которого обращение с отходами рассматривается как неотъемлемый элемент всех стадий жизненного цикла объектов капитального строительства - от их создания до сноса. Такой подход обеспечивает преемственность нормативного регулирования и способствует формированию целостной правовой модели обращения с отходами в строительной сфере.
Статья: Объект капитального строительства: понятие, виды, отличительные признаки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание. Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание. Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.
Статья: Движимое и недвижимое имущество (позиции ВС РФ и ФНС)
(Соловьева А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Право собственности на ограждение не подлежит госрегистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
(Соловьева А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Право собственности на ограждение не подлежит госрегистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 было указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание. Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 было указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иные отраслевую принадлежность, объем и содержание. Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Так, при разрешении гражданских споров используется следующий подход, что неотделимые улучшения и прикрепления к земельным участкам не являются самостоятельными недвижимыми вещами. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 пришел к выводу, что ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Так, при разрешении гражданских споров используется следующий подход, что неотделимые улучшения и прикрепления к земельным участкам не являются самостоятельными недвижимыми вещами. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 пришел к выводу, что ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.