Сокращение за 2 года до пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение за 2 года до пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Однако работающие пенсионеры смогли быстро адаптироваться к новым условиям посредством прерывания своей трудовой деятельности с целью перерасчета пенсии и последующим возобновлением работы. Как следует из таблицы 5, среднее число лет продолжительности трудовой деятельности после назначения пенсии среди пенсионеров по старости снизилось с 5,82 года в 2020 г. до 2,28 года в 2022 г. (на фоне высокой доиндексации пенсий), показатель сократился до 2,3 года. Этот же факт подтверждают данные о темпе роста страховой пенсии: в 2023 г. средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырос на 7%, а работающих на 11,7%. В предыдущие годы темп роста страховой пенсии работающих стабильно был ниже.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Однако работающие пенсионеры смогли быстро адаптироваться к новым условиям посредством прерывания своей трудовой деятельности с целью перерасчета пенсии и последующим возобновлением работы. Как следует из таблицы 5, среднее число лет продолжительности трудовой деятельности после назначения пенсии среди пенсионеров по старости снизилось с 5,82 года в 2020 г. до 2,28 года в 2022 г. (на фоне высокой доиндексации пенсий), показатель сократился до 2,3 года. Этот же факт подтверждают данные о темпе роста страховой пенсии: в 2023 г. средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырос на 7%, а работающих на 11,7%. В предыдущие годы темп роста страховой пенсии работающих стабильно был ниже.
Ситуация: Как сокращаемому работнику досрочно выйти на пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При соблюдении определенных условий сокращенный работник по предложению государственного учреждения службы занятости может выйти на пенсию досрочно, но не раньше, чем за два года до наступления соответствующего возраста. Пенсия оформляется при согласии такого лица и не требует заявления о ее назначении.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При соблюдении определенных условий сокращенный работник по предложению государственного учреждения службы занятости может выйти на пенсию досрочно, но не раньше, чем за два года до наступления соответствующего возраста. Пенсия оформляется при согласии такого лица и не требует заявления о ее назначении.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Федеральным законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к лицам предпенсионного возраста были отнесены граждане, которым остается два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту). Возможность же досрочного (но не ранее чем за два года до достижения соответствующего возраста) назначения пенсии была предусмотрена лишь для безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, причем с их согласия и при отсутствии возможности для их трудоустройства (абзац шестой пункта 2 статьи 5 и пункт 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции названного Федерального закона). При этом впоследствии было уточнено, что такая пенсия назначается до наступления возраста, дающего право на трудовую (страховую) пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, и лишь при условии прекращения лицом оплачиваемой работы либо неосуществления им иной деятельности, предполагающей распространение на него обязательного пенсионного страхования (пункты 2 и 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Федеральным законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к лицам предпенсионного возраста были отнесены граждане, которым остается два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту). Возможность же досрочного (но не ранее чем за два года до достижения соответствующего возраста) назначения пенсии была предусмотрена лишь для безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, причем с их согласия и при отсутствии возможности для их трудоустройства (абзац шестой пункта 2 статьи 5 и пункт 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции названного Федерального закона). При этом впоследствии было уточнено, что такая пенсия назначается до наступления возраста, дающего право на трудовую (страховую) пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, и лишь при условии прекращения лицом оплачиваемой работы либо неосуществления им иной деятельности, предполагающей распространение на него обязательного пенсионного страхования (пункты 2 и 3 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.10.2009 N 15-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан М.А. Белогуровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова"Гражданка Т.А. Иванова, кроме того, просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 2 статьи 32 того же Закона, предусматривающий для лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, возможность досрочного выхода на пенсию, но не ранее чем за два года до наступления установленного законом пенсионного возраста.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан М.А. Белогуровой, Т.А. Ивановой, С.Г. Климовой и А.В. Молодцова"Гражданка Т.А. Иванова, кроме того, просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 2 статьи 32 того же Закона, предусматривающий для лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, возможность досрочного выхода на пенсию, но не ранее чем за два года до наступления установленного законом пенсионного возраста.
Ситуация: Кто имеет право выхода на страховую пенсию по старости в 60 лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что по предложению государственного учреждения службы занятости при определенных условиях безработному гражданину с его согласия может быть назначена пенсия досрочно - на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочной), но не ранее чем за два года до наступления этого возраста. Такая пенсия может быть назначена при увольнении в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП либо в связи с сокращением численности или штата работников, при условии что уволенный имеет необходимый стаж и величину ИПК и нет возможности для его трудоустройства. По достижении лицом соответствующего возраста и при соблюдении условий назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочной) ему назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке (ч. 1, 2, 8 ст. 51 Закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ; ч. 6.3 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что по предложению государственного учреждения службы занятости при определенных условиях безработному гражданину с его согласия может быть назначена пенсия досрочно - на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочной), но не ранее чем за два года до наступления этого возраста. Такая пенсия может быть назначена при увольнении в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП либо в связи с сокращением численности или штата работников, при условии что уволенный имеет необходимый стаж и величину ИПК и нет возможности для его трудоустройства. По достижении лицом соответствующего возраста и при соблюдении условий назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочной) ему назначается страховая пенсия по старости в беззаявительном порядке (ч. 1, 2, 8 ст. 51 Закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ; ч. 6.3 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
Статья: Трудовые споры с работниками - пенсионерами и предпенсионерами
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)Особенностей увольнения работника-предпенсионера трудовое законодательство не устанавливает, однако если до назначения пенсии по старости безработному предпенсионеру осталось не более 2 лет, то по предложению службы занятости и при соблюдении условий, установленных ст. 53 Закона о занятости, он может выйти на пенсию раньше срока.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)Особенностей увольнения работника-предпенсионера трудовое законодательство не устанавливает, однако если до назначения пенсии по старости безработному предпенсионеру осталось не более 2 лет, то по предложению службы занятости и при соблюдении условий, установленных ст. 53 Закона о занятости, он может выйти на пенсию раньше срока.
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<41> Как отмечает О.Г. Дмитриева, за счет этого уже в 2019 г. существенно сократилась численность пенсионеров, в 2020 - 2021 гг. добавилась их избыточная ковидная смертность. Изменилась и ожидаемая продолжительность жизни. Если до пандемии она составляла 73 - 74 года, то сейчас, опустившись на два года, практически оказалась на уровне начала 1960-х гг. К концу 2022 г. число пенсионеров сократится с начала реформы на 2 млн человек, причем половина - в связи с повышением возраста выхода на пенсию (см.: Богданова Т. Звучит как пенсия // Аргументы и факты. 2022. 28 янв.).
Типовая ситуация: Работник-предпенсионер: понятие и гарантии
(Издательство "Главная книга", 2025)Работник предпенсионного возраста - работник, которому до выхода на пенсию осталось не больше 5 лет. С 2023 г. это женщины от 55 и мужчины от 60 лет. При досрочной пенсии предпенсионный возраст тоже наступает досрочно (ст. 2 Закона о занятости).
(Издательство "Главная книга", 2025)Работник предпенсионного возраста - работник, которому до выхода на пенсию осталось не больше 5 лет. С 2023 г. это женщины от 55 и мужчины от 60 лет. При досрочной пенсии предпенсионный возраст тоже наступает досрочно (ст. 2 Закона о занятости).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- до достижения пенсионного возраста остается не более двух лет;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- до достижения пенсионного возраста остается не более двух лет;
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (п. 6 ст. 6) Фонду предоставлено право в 2023 г. принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний", о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (п. 6 ст. 6) Фонду предоставлено право в 2023 г. принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний", о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
Статья: О финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 27)СФР информирует, что размер средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения. При этом должно быть выполнено условие о направлении страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 27)СФР информирует, что размер средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения. При этом должно быть выполнено условие о направлении страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.