Сохранность имущества организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Сохранность имущества организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 779 ГК РФ "Договор возмездного оказания услуг"1.1.1. Отношения, связанные с обеспечением сохранности имущества, между собственником (иным титульным владельцем) этого имущества и специализированной охранной организацией регулируются нормами о возмездном оказании услуг, а не о хранении (позиция ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 53.1 "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования и признавая доказанным наличие оснований для взыскания убытков, возникших в связи с отказом страхового органа в принятии к зачету страховых сумм, исходили из наличия решения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Суды указали, что именно директор общества руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования и признавая доказанным наличие оснований для взыскания убытков, возникших в связи с отказом страхового органа в принятии к зачету страховых сумм, исходили из наличия решения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Суды указали, что именно директор общества руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Увольнение9. Принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документовУвольнение заместителя руководителя и главного бухгалтера организации (филиала, представительства) за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации.
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
Путеводитель по кадровым вопросам. Дисциплинарные взыскания. Замечание, выговор, увольнениеУВОЛЬНЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
Статья: Меры по предупреждению коррупции
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 7)- сохранность имущества Организации.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 7)- сохранность имущества Организации.
Статья: Материальная ответственность военнослужащих: что нового в судебной практике?
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)По делу установлено, что в период с декабря 2016 г. по ноябрь 2018 г. Ш. проходил военную службу в должности командира мотострелковой роты. В этот период им было получено различное имущество для обеспечения личного состава роты. Вступившим в законную силу приговором гарнизонного военного суда от 28 ноября 2018 г. Ш. осужден к реальному лишению свободы, ранее избранная мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, и он взят по стражу в зале суда. При этом до осуждения от дел и должности командира роты Ш. не отстранялся. Приказом командира воинской части от 5 декабря 2018 г. Ш. с 30 ноября 2018 г. полагается сдавшим дела и должность и исключен из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы. При таких обстоятельствах у Ш. объективно отсутствовала возможность передать числившееся за ним имущество роты иному военнослужащему. Инвентаризация имущества роты, командиром которой являлся Ш., в 2017 - 2018 гг. не проводилась. Недостача указанного в исковом заявлении имущества была выявлена лишь по результатам инвентаризации, организованной командованием воинской части в мае 2019 г., т.е. через полгода после исключения Ш. из списков личного состава. В течение этого периода незамедлительные меры по обеспечению сохранности имущества роты, организации и проведению передачи его другому военнослужащему командованием не принимались. Таким образом, оснований для утверждения о наличии причинно-следственной связи между причиненным ущербом и деятельностью Ш. по управлению ротным имуществом, а следовательно, и его вины в причинении такого ущерба у суда первой инстанции не имелось <6>.
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)По делу установлено, что в период с декабря 2016 г. по ноябрь 2018 г. Ш. проходил военную службу в должности командира мотострелковой роты. В этот период им было получено различное имущество для обеспечения личного состава роты. Вступившим в законную силу приговором гарнизонного военного суда от 28 ноября 2018 г. Ш. осужден к реальному лишению свободы, ранее избранная мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, и он взят по стражу в зале суда. При этом до осуждения от дел и должности командира роты Ш. не отстранялся. Приказом командира воинской части от 5 декабря 2018 г. Ш. с 30 ноября 2018 г. полагается сдавшим дела и должность и исключен из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы. При таких обстоятельствах у Ш. объективно отсутствовала возможность передать числившееся за ним имущество роты иному военнослужащему. Инвентаризация имущества роты, командиром которой являлся Ш., в 2017 - 2018 гг. не проводилась. Недостача указанного в исковом заявлении имущества была выявлена лишь по результатам инвентаризации, организованной командованием воинской части в мае 2019 г., т.е. через полгода после исключения Ш. из списков личного состава. В течение этого периода незамедлительные меры по обеспечению сохранности имущества роты, организации и проведению передачи его другому военнослужащему командованием не принимались. Таким образом, оснований для утверждения о наличии причинно-следственной связи между причиненным ущербом и деятельностью Ш. по управлению ротным имуществом, а следовательно, и его вины в причинении такого ущерба у суда первой инстанции не имелось <6>.
Статья: Бухгалтерский учет как инструмент аналитических процедур управления бизнесом
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Кондратьев Д.В., Алборов Г.Р., Злобина О.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Бухгалтерский учет позволяет контролировать движение и состояние активов, выявлять факты хищений и злоупотреблений, обеспечивая сохранность имущества организации.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Кондратьев Д.В., Алборов Г.Р., Злобина О.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Бухгалтерский учет позволяет контролировать движение и состояние активов, выявлять факты хищений и злоупотреблений, обеспечивая сохранность имущества организации.
Готовое решение: Как уволить главного бухгалтера
(КонсультантПлюс, 2025)Уволить главного бухгалтера можно как по общим основаниям увольнения (например, по инициативе работника или по соглашению сторон, за прогул), так и по специальным - в связи со сменой собственника имущества организации (по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) или в связи с принятием необоснованного решения, которое повлекло за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Уволить главного бухгалтера можно как по общим основаниям увольнения (например, по инициативе работника или по соглашению сторон, за прогул), так и по специальным - в связи со сменой собственника имущества организации (по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) или в связи с принятием необоснованного решения, которое повлекло за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. Часть 1 ст. 6 комментируемого Федерального закона определяет, что необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Федеральный закон не содержит определение понятия "охраняемые законом ценности". В данном случае следует опираться на основополагающий закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации, которая в ст. 2 и иных закрепляет, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Понятия "конституционные ценности", "конституционно защищаемые ценности" были упомянуты в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П <1>. Права человека как конституционно защищаемые ценности не ограничены юрисдикцией государства, они являются универсальными международными правовыми ценностями. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а следовательно, на государство возлагается обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности <2>. Базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета от 31 марта 2017 г. N 19 (3) <3>, к охраняемым законом ценностям были отнесены: жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения в целях обеспечения сохранности имущества, подлежащего обращению в собственность Российской Федерации, - по делам, связанным с признанием объединения граждан экстремистским;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- наложение ареста на имущество соответствующих организации, объединения в целях обеспечения сохранности имущества, подлежащего обращению в собственность Российской Федерации, - по делам, связанным с признанием объединения граждан экстремистским;
Статья: Гранты в форме субсидий как региональная мера административного стимулирования научно-образовательной деятельности: особенности реализации в рамках антимонопольного регулирования (на примере Красноярского края)
(Дитковская К.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <9>, не претерпевший значительных изменений в части базовых принципов государственного управления, не содержит такого четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией, федеральными органами исполнительной власти и регионами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7 определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Утверждают уставы, соответственно, федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества, осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
(Дитковская К.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <9>, не претерпевший значительных изменений в части базовых принципов государственного управления, не содержит такого четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией, федеральными органами исполнительной власти и регионами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7 определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. Утверждают уставы, соответственно, федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества, осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Статья: Обзор практики применения норм законодательства о выходе из обществ с ограниченной ответственностью (часть 2)
(Тарасов К.А., Бруцкий А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Законом об ООО предусмотрен запрет на распределение действительной стоимости доли после возникновения у общества признаков несостоятельности (банкротства) либо если в результате такой выплаты или выдачи имущества в натуре такие признаки у общества появятся (п. 8 ст. 23). Как указывал Конституционный Суд РФ, данная норма является гарантией сохранности имущества организаций, необходимого для участия в гражданском обороте, ведения хозяйственной деятельности, направлена на защиту имущественных интересов как самого общества, так и его контрагентов (п. 2 Определения КС РФ от 20.10.2011 N 1443-О-О).
(Тарасов К.А., Бруцкий А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Законом об ООО предусмотрен запрет на распределение действительной стоимости доли после возникновения у общества признаков несостоятельности (банкротства) либо если в результате такой выплаты или выдачи имущества в натуре такие признаки у общества появятся (п. 8 ст. 23). Как указывал Конституционный Суд РФ, данная норма является гарантией сохранности имущества организаций, необходимого для участия в гражданском обороте, ведения хозяйственной деятельности, направлена на защиту имущественных интересов как самого общества, так и его контрагентов (п. 2 Определения КС РФ от 20.10.2011 N 1443-О-О).