Согласование строительства в приаэродромной зоне
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование строительства в приаэродромной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 по делу N 88-20263/2023 (УИД 23RS0011-01-2022-004953-86)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что строение возведено на земельном участке, находящемся в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Так, с целью установления данных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, суду следовало направить запрос в Министерство природных ресурсов Краснодарского края об актуальных сведениях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установить, находится ли данный земельный участок в зоне границ особо-охраняемых объектов. Также направить соответствующий запрос в Министерство транспорта (Роснавигацию) с требованием предоставить сведения о необходимости согласования строительства объекта на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> если он относится к приаэродромной территории аэродрома Геленджик (сектор 6), либо такое согласование не требуется, истребовать сведения об абсолютной высоте в месте планируемого размещения спорного объекта.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что строение возведено на земельном участке, находящемся в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Так, с целью установления данных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, суду следовало направить запрос в Министерство природных ресурсов Краснодарского края об актуальных сведениях земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установить, находится ли данный земельный участок в зоне границ особо-охраняемых объектов. Также направить соответствующий запрос в Министерство транспорта (Роснавигацию) с требованием предоставить сведения о необходимости согласования строительства объекта на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> если он относится к приаэродромной территории аэродрома Геленджик (сектор 6), либо такое согласование не требуется, истребовать сведения об абсолютной высоте в месте планируемого размещения спорного объекта.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-13617/2023, 2-980/2022 (УИД 23RS0029-01-2022-000381-44)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права собственности на самовольную постройку.
Требования: 2) О сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Ответчиком на момент начала строительства капитального объекта недвижимости разрешительная документация получена не была.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Установив данные обстоятельства суды, со ссылкой на ст. ст. 8, 51,1 ГрК Российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации пришли к выводу о том, что ФИО1 на момент начала строительства капитального объекта недвижимости, разрешительная документация, предусмотренная ст. 51.1. ГрК РФ получена не была, спорное строение расположено в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Сочи, зоне "ОГП-О" - зоне оползневых процессов, возведено без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений. Также суд пришел к выводу о том, что застройщиком не производились обязательные геологические изыскания для строительства жилого дома
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права собственности на самовольную постройку.
Требования: 2) О сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Ответчиком на момент начала строительства капитального объекта недвижимости разрешительная документация получена не была.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Установив данные обстоятельства суды, со ссылкой на ст. ст. 8, 51,1 ГрК Российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации пришли к выводу о том, что ФИО1 на момент начала строительства капитального объекта недвижимости, разрешительная документация, предусмотренная ст. 51.1. ГрК РФ получена не была, спорное строение расположено в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Сочи, зоне "ОГП-О" - зоне оползневых процессов, возведено без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений. Также суд пришел к выводу о том, что застройщиком не производились обязательные геологические изыскания для строительства жилого дома
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <305> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов на приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <305> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов на приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
Статья: Снос (приведение в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки в судебном порядке: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <12> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов в приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <12> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов в приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2014 N АКПИ13-1080
<О признании недействующим абзаца третьего пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома>Вместе с тем нельзя согласиться с доводами заявителя о противоречии абзаца третьего пункта 58 Правил статьям 11 ВК РФ, 10, 14 ГрК РФ, поскольку оспариваемая норма не содержит перечень оснований отказа в согласовании строительства, а обязательность установления приаэродромной территории каждого аэродрома и ее отображения как зоны с особыми условиями использования территории предусмотрена абзацами первым и вторым пункта 58 Правил.
<О признании недействующим абзаца третьего пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома>Вместе с тем нельзя согласиться с доводами заявителя о противоречии абзаца третьего пункта 58 Правил статьям 11 ВК РФ, 10, 14 ГрК РФ, поскольку оспариваемая норма не содержит перечень оснований отказа в согласовании строительства, а обязательность установления приаэродромной территории каждого аэродрома и ее отображения как зоны с особыми условиями использования территории предусмотрена абзацами первым и вторым пункта 58 Правил.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2022 N 43-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в связи с жалобой гражданина В.Б. Колобаева"Последняя норма предусматривает, что до установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем 30 дней с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, либо - для аэродрома гражданской авиации - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации); в случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
"По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в связи с жалобой гражданина В.Б. Колобаева"Последняя норма предусматривает, что до установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем 30 дней с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, либо - для аэродрома гражданской авиации - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации); в случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
Вопрос: Планируется строительство (проектирование, реконструкция) объекта, в каких случаях требуется согласование с Росавиацией, как его получить в случае необходимости, как узнать, где располагается мой объект относительно границ приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов?
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Письмом Росавиации от 16.08.2022 N Исх-33341/04 согласован порядок размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации. В частности, в целях согласования размещения объекта в границах контролируемой зоны аэродрома, приаэродромных территорий (установленных до вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ), полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации Российской Федерации физическое или юридическое лицо, осуществляющее строительство (проектирование, реконструкцию) объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд), размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, средств радиолокации, радионавигации и авиационной электросвязи, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, представляет в территориальный орган Росавиации заявление о согласовании размещения объекта, в котором указываются необходимые для обеспечения безопасности сведения об объекте.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Письмом Росавиации от 16.08.2022 N Исх-33341/04 согласован порядок размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации. В частности, в целях согласования размещения объекта в границах контролируемой зоны аэродрома, приаэродромных территорий (установленных до вступления в силу Федерального закона N 135-ФЗ), полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации Российской Федерации физическое или юридическое лицо, осуществляющее строительство (проектирование, реконструкцию) объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд), размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, средств радиолокации, радионавигации и авиационной электросвязи, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, представляет в территориальный орган Росавиации заявление о согласовании размещения объекта, в котором указываются необходимые для обеспечения безопасности сведения об объекте.
Статья: Бытовая недвижимость, размещенная в границах приаэродромных территорий
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе аэродрома, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем 30 дней. Однако данное согласование, а также санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется при строительстве, реконструкции объектов бытовой недвижимости (ч. 3, 9, 10 и 12 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ)).
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе аэродрома, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем 30 дней. Однако данное согласование, а также санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется при строительстве, реконструкции объектов бытовой недвижимости (ч. 3, 9, 10 и 12 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ)).
Вопрос: О необходимости согласования размещения объектов при строительстве, реконструкции ОКС на земельных участках, предназначенных для ведения ЛПХ, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, ИЖС, строительства гражданами гаражей для собственных нужд, предусмотренного ч. 3 ст. 4 ФЗ от 01.07.2017 N 135-ФЗ.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Ответ: В соответствии с положениями части 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - 135-ФЗ), согласование, предусмотренное частью 3 статьи 4 135-ФЗ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд не требуется.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)Ответ: В соответствии с положениями части 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - 135-ФЗ), согласование, предусмотренное частью 3 статьи 4 135-ФЗ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд не требуется.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также до установления приаэродромных территорий архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция ОКС и осуществление ряда иных действий в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов требуют согласования с предусмотренными законодательством лицами (п. 46 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также до установления приаэродромных территорий архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция ОКС и осуществление ряда иных действий в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов требуют согласования с предусмотренными законодательством лицами (п. 46 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По мнению суда, административный истец, который является сособственником земельного участка, был обязан согласовать с компетентными организациями строительство жилого дома на участке.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По мнению суда, административный истец, который является сособственником земельного участка, был обязан согласовать с компетентными организациями строительство жилого дома на участке.