Согласование проверки с органами прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование проверки с органами прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ... может быть признан законным и изданным с соблюдением действующих нормативных правовых актов при условии включения предусмотренной им проверки в ежегодный план проведения проверок, согласованный с органами прокуратуры автономного округа, и при условии ее проведения не чаще одного раза в год.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ... может быть признан законным и изданным с соблюдением действующих нормативных правовых актов при условии включения предусмотренной им проверки в ежегодный план проведения проверок, согласованный с органами прокуратуры автономного округа, и при условии ее проведения не чаще одного раза в год.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)За период с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. МВД РФ осуществило 2 648 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (АППГ + 487%), из которых внеплановых проведено 2 101 (АППГ + 848%), доля внеплановых проверок составляет 79%. Учитывая сложный характер организации и проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, снижается оперативность реагирования на угрозы жизни и здоровью граждан, что негативно отражается на эффективности государственного контроля (надзора). При проведении 1 720 проверок выявлены правонарушения (АППГ + 1 016%). При согласовании внеплановых проверок органы прокуратуры отказали в проведении проверки 903 раза.
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)За период с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. МВД РФ осуществило 2 648 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (АППГ + 487%), из которых внеплановых проведено 2 101 (АППГ + 848%), доля внеплановых проверок составляет 79%. Учитывая сложный характер организации и проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, снижается оперативность реагирования на угрозы жизни и здоровью граждан, что негативно отражается на эффективности государственного контроля (надзора). При проведении 1 720 проверок выявлены правонарушения (АППГ + 1 016%). При согласовании внеплановых проверок органы прокуратуры отказали в проведении проверки 903 раза.
Статья: Искусственный интеллект в деятельности органов прокуратуры: перспективы внедрения и использования
(Спиридонов А.П.)
("Законность", 2024, N 8)Отметим, что сегодня создаются предпосылки для использования ИИ в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Так, Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности (ГИС ТОР КНД) позволяет обеспечить электронное взаимодействие с Единым реестром контрольных (надзорных) функций (ЕРКНМ), в рамках которого происходит согласование проверок с органами прокуратуры. В ГИС ТОР КНД осуществляется ранжирование субъектов контроля по уровням рисков (риск-ориентированный подход), содержится история проверок, что в дальнейшем позволит использовать искусственный интеллект для анализа избыточной административной нагрузки на контролируемых лиц <10>.
(Спиридонов А.П.)
("Законность", 2024, N 8)Отметим, что сегодня создаются предпосылки для использования ИИ в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Так, Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности (ГИС ТОР КНД) позволяет обеспечить электронное взаимодействие с Единым реестром контрольных (надзорных) функций (ЕРКНМ), в рамках которого происходит согласование проверок с органами прокуратуры. В ГИС ТОР КНД осуществляется ранжирование субъектов контроля по уровням рисков (риск-ориентированный подход), содержится история проверок, что в дальнейшем позволит использовать искусственный интеллект для анализа избыточной административной нагрузки на контролируемых лиц <10>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На основании данных об учтенных объектах контроля (надзора), их категорий (по уровню риска и размеру - микро-, малые и средние, крупные предприятия), истории проведения прошлых проверок формируется ежегодный план проведения плановых проверок, подлежащий согласованию органами прокуратуры <1>. В этот план, как правило, не включаются объекты контроля (надзора), отнесенные к категории низкого риска. Кроме того, в зависимости от категории риска в план вносятся определенные виды мероприятий по контролю и устанавливается периодичность, например, выездные проверки для объектов среднего риска могут планироваться раз в пять лет, а для объектов высокого риска - раз в два года.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На основании данных об учтенных объектах контроля (надзора), их категорий (по уровню риска и размеру - микро-, малые и средние, крупные предприятия), истории проведения прошлых проверок формируется ежегодный план проведения плановых проверок, подлежащий согласованию органами прокуратуры <1>. В этот план, как правило, не включаются объекты контроля (надзора), отнесенные к категории низкого риска. Кроме того, в зависимости от категории риска в план вносятся определенные виды мероприятий по контролю и устанавливается периодичность, например, выездные проверки для объектов среднего риска могут планироваться раз в пять лет, а для объектов высокого риска - раз в два года.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями, самостоятельно без согласования с органами прокуратуры. Периодичность плановых проверок и основания включения саморегулируемых организаций в план проведения плановых проверок территориальными органами Ростехнадзора установлены п. 46 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 N 325, а именно:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями, самостоятельно без согласования с органами прокуратуры. Периодичность плановых проверок и основания включения саморегулируемых организаций в план проведения плановых проверок территориальными органами Ростехнадзора установлены п. 46 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 N 325, а именно:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон устанавливает ряд ограничений и запретов, связанных с исполнением полномочий инспектора. Так, он не вправе проводить контрольные мероприятия, совершать контрольные действия, не предусмотренные решением контрольного органа; требовать представления документов, информации, материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов и т.д. (ст. 37). В КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон устанавливает ряд ограничений и запретов, связанных с исполнением полномочий инспектора. Так, он не вправе проводить контрольные мероприятия, совершать контрольные действия, не предусмотренные решением контрольного органа; требовать представления документов, информации, материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов и т.д. (ст. 37). В КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<14> В соответствии с данной позицией судом указано, в частности, что с учетом п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ, относящего к грубым нарушениям отсутствие согласования проверки с органами прокуратуры, невыполнение аналогичного требования о согласовании проведения такой проверки с Министерством РФ по делам Крыма, предусмотренного Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", подлежит признанию грубым нарушением требований законодательства, регулирующего проведение внеплановых проверок на территории Республики Крым, принимая при этом во внимание, что территория Республики Крым относится к территории свободной экономической зоны, а также специфику названного Федерального закона. См. Постановления ВС РФ от 3 апреля 2017 г. N 127-АД17-2, от 14 сентября 2017 г. N 127-АД17-10.
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<14> В соответствии с данной позицией судом указано, в частности, что с учетом п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ, относящего к грубым нарушениям отсутствие согласования проверки с органами прокуратуры, невыполнение аналогичного требования о согласовании проведения такой проверки с Министерством РФ по делам Крыма, предусмотренного Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", подлежит признанию грубым нарушением требований законодательства, регулирующего проведение внеплановых проверок на территории Республики Крым, принимая при этом во внимание, что территория Республики Крым относится к территории свободной экономической зоны, а также специфику названного Федерального закона. См. Постановления ВС РФ от 3 апреля 2017 г. N 127-АД17-2, от 14 сентября 2017 г. N 127-АД17-10.
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Предпосылки для использования ИИ в целях минимизации коррупции в контрольной (надзорной) деятельности уже созданы благодаря внедрению государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС ТОР КНД). Данная система позволяет обеспечить электронное взаимодействие с Единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), в рамках которого происходит согласование проверок с органами прокуратуры, обязательное внесение информации о результатах проверок в ЕРКНМ с возможностью обжалования со стороны подконтрольных субъектов <36>.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Предпосылки для использования ИИ в целях минимизации коррупции в контрольной (надзорной) деятельности уже созданы благодаря внедрению государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС ТОР КНД). Данная система позволяет обеспечить электронное взаимодействие с Единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), в рамках которого происходит согласование проверок с органами прокуратуры, обязательное внесение информации о результатах проверок в ЕРКНМ с возможностью обжалования со стороны подконтрольных субъектов <36>.
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно п. 1 Особенностей до 01.01.2024 виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ, на территориях новых регионов РФ осуществляются с учетом нюансов, установленных п. 3, 4, 7(2), 10, 10(1), 11, 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и Особенностями. Это означает, что в 2023 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно п. 1 Особенностей до 01.01.2024 виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ, на территориях новых регионов РФ осуществляются с учетом нюансов, установленных п. 3, 4, 7(2), 10, 10(1), 11, 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и Особенностями. Это означает, что в 2023 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
Статья: Проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности в условиях пандемии COVID-19 и возможные пути решения (на примере федерального государственного пожарного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре)
(Мочиевский С.В., Акинина Н.Ю., Анисимов В.Ф., Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Аналогичные проблемы при дистанционных формах взаимодействия с контролируемым лицом возникли и при организации проведения внеплановых проверок по поступившим обращениям о нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу для жизни и здоровья людей на объектах защиты. Согласование таких проверок органами прокуратуры в дистанционной форме привело к невозможности подтверждения наличия (отсутствия) таких нарушений посредством визуального осмотра.
(Мочиевский С.В., Акинина Н.Ю., Анисимов В.Ф., Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Аналогичные проблемы при дистанционных формах взаимодействия с контролируемым лицом возникли и при организации проведения внеплановых проверок по поступившим обращениям о нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу для жизни и здоровья людей на объектах защиты. Согласование таких проверок органами прокуратуры в дистанционной форме привело к невозможности подтверждения наличия (отсутствия) таких нарушений посредством визуального осмотра.
Статья: Проверки ККТ в 2023 году
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Постановлением N 336 определено, что в 2022 и 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Постановлением N 336 определено, что в 2022 и 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
Статья: Современные подходы в правовом обеспечении механизма государственного контроля предпринимательской деятельности
(Комиссаров А.В., Комиссаров М.А., Абакумова Е.Ю.)
("Право и экономика", 2023, N 9)Относительно должностных обязанностей лиц контрольных органов: если в ФЗ N 294-ФЗ такие обязанности можно было установить лишь при системном анализе, то ФЗ N 248-ФЗ в главе 6 в полной мере раскрывает должностные обязанности лиц контрольных органов. Целью закрепления строго регламентированных должностных обязанностей лиц контрольных органов является установление ограничений для контрольных органов и их должностных лиц в процессе осуществления контрольной деятельности. В этой связи законодатель достаточно детально определил условия проведения различных контрольных мероприятий, реализуемых инспекторами. Нарушение требований к организации и осуществлению контрольных мероприятий влечет за собой недействительность решения контрольного (надзорного) органа государственной власти (ст. 91). Так, грубыми нарушениями при осуществлении государственного контроля, при допущении которых решения контрольного органа подлежат отмене, являются: отсутствие оснований для проведения проверки, отсутствие согласования проверки с органами прокуратуры и нарушение уведомительного порядка при проведении проверок.
(Комиссаров А.В., Комиссаров М.А., Абакумова Е.Ю.)
("Право и экономика", 2023, N 9)Относительно должностных обязанностей лиц контрольных органов: если в ФЗ N 294-ФЗ такие обязанности можно было установить лишь при системном анализе, то ФЗ N 248-ФЗ в главе 6 в полной мере раскрывает должностные обязанности лиц контрольных органов. Целью закрепления строго регламентированных должностных обязанностей лиц контрольных органов является установление ограничений для контрольных органов и их должностных лиц в процессе осуществления контрольной деятельности. В этой связи законодатель достаточно детально определил условия проведения различных контрольных мероприятий, реализуемых инспекторами. Нарушение требований к организации и осуществлению контрольных мероприятий влечет за собой недействительность решения контрольного (надзорного) органа государственной власти (ст. 91). Так, грубыми нарушениями при осуществлении государственного контроля, при допущении которых решения контрольного органа подлежат отмене, являются: отсутствие оснований для проведения проверки, отсутствие согласования проверки с органами прокуратуры и нарушение уведомительного порядка при проведении проверок.
Статья: Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)Исключение плановых контрольных (надзорных) проверок в отношении работодателей категорий значительного, среднего, умеренного риска не означает, что их деятельность не подлежит проверкам. В отношении этих работодателей принимаются внеплановые контрольные (надзорные) меры, во-первых, при поступлении жалобы от работника (необходимо согласование проверки с органами прокуратуры), а во-вторых, при достижении показателя, относящегося к индикатору риска.
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)Исключение плановых контрольных (надзорных) проверок в отношении работодателей категорий значительного, среднего, умеренного риска не означает, что их деятельность не подлежит проверкам. В отношении этих работодателей принимаются внеплановые контрольные (надзорные) меры, во-первых, при поступлении жалобы от работника (необходимо согласование проверки с органами прокуратуры), а во-вторых, при достижении показателя, относящегося к индикатору риска.