Согласование номенклатуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование номенклатуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Денежное содержание госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)...истец ссылался на то, что с 8 мая 2018 г. проходил службу... в должности инженера отделения организационно-методической работы специального отдела... с 25 января 2023 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий был переведен на должность инженера отделения специальной связи... В результате проведенных... организационно-штатных мероприятий ему не выплачивалась ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в период с 25 января 2023 г. по 6 апреля 2023 г. Вместе с тем в этот период он от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, не отстранялся и проводил ее постоянно, что также предусмотрено его должностной инструкцией. Выплата соответствующей надбавки ему возобновлена только с 7 апреля 2023 г. после процедуры согласования и утверждения номенклатуры должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.
(КонсультантПлюс, 2025)...истец ссылался на то, что с 8 мая 2018 г. проходил службу... в должности инженера отделения организационно-методической работы специального отдела... с 25 января 2023 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий был переведен на должность инженера отделения специальной связи... В результате проведенных... организационно-штатных мероприятий ему не выплачивалась ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в период с 25 января 2023 г. по 6 апреля 2023 г. Вместе с тем в этот период он от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, не отстранялся и проводил ее постоянно, что также предусмотрено его должностной инструкцией. Выплата соответствующей надбавки ему возобновлена только с 7 апреля 2023 г. после процедуры согласования и утверждения номенклатуры должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Убытки по замещающей сделке
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что номенклатура приобретенного товара... аналогична номенклатуре, согласованной в спецификации с обществом... что подтверждено специалистом, которым указано, что различия связаны со способом изготовления поставляемой продукции, требованиями к товару, при этом возможность его использования по назначению, указанному в спецификации общества... не оспаривается, суд первой инстанции признал, что материалами дела подтвержден факт приобретения истцом по замещающей сделке сопоставимых товаров. Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что аналогичность приобретаемого товара не означает идентичность товара, незначительные расхождения в параметрах приобретаемого товара взамен непоставленного (различия по ГОСТам, маркам стали), исходя из конкретных обстоятельств данного дела, допустимы при условии, что это не нарушает причинно-следственную связь между необходимостью заключения замещающей сделки... [и - ред.] нарушением ответчиком первоначального договора..."
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что номенклатура приобретенного товара... аналогична номенклатуре, согласованной в спецификации с обществом... что подтверждено специалистом, которым указано, что различия связаны со способом изготовления поставляемой продукции, требованиями к товару, при этом возможность его использования по назначению, указанному в спецификации общества... не оспаривается, суд первой инстанции признал, что материалами дела подтвержден факт приобретения истцом по замещающей сделке сопоставимых товаров. Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что аналогичность приобретаемого товара не означает идентичность товара, незначительные расхождения в параметрах приобретаемого товара взамен непоставленного (различия по ГОСТам, маркам стали), исходя из конкретных обстоятельств данного дела, допустимы при условии, что это не нарушает причинно-следственную связь между необходимостью заключения замещающей сделки... [и - ред.] нарушением ответчиком первоначального договора..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок утверждения номенклатуры дел в организации?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок составления, согласования и утверждения номенклатуры дел
(Консультация эксперта, 2025)Порядок составления, согласования и утверждения номенклатуры дел
Статья: Проблемы при передаче дел в архив
(Никулина С.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Из практики проверок. Нарушение порядка составления и согласования номенклатуры дел.
(Никулина С.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Из практики проверок. Нарушение порядка составления и согласования номенклатуры дел.
Нормативные акты
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- наделяющие ответственные органы сторон полномочием согласования номенклатуры и объема указанных товаров, поставляемых в Республику Абхазия из РФ для внутреннего потребления.
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- наделяющие ответственные органы сторон полномочием согласования номенклатуры и объема указанных товаров, поставляемых в Республику Абхазия из РФ для внутреннего потребления.
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Эти сроки хранения документов являются обязательными для соблюдения Минтрудом России и всеми подведомственными организациями и используются при составлении, согласовании номенклатур и описей дел постоянного хранения и по личному составу, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Эти сроки хранения документов являются обязательными для соблюдения Минтрудом России и всеми подведомственными организациями и используются при составлении, согласовании номенклатур и описей дел постоянного хранения и по личному составу, а также актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
Статья: Как оформить доступ работников к гостайне с февраля 2024 года
(Прохоров Р.А.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)в) согласовании предыдущей номенклатуры и количестве должностей, согласованных ранее, причинах увеличения или сокращения должностей;
(Прохоров Р.А.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 4)в) согласовании предыдущей номенклатуры и количестве должностей, согласованных ранее, причинах увеличения или сокращения должностей;
Готовое решение: Какие правила предусмотрены для формирования дел и подготовки к передаче на архивное хранение дел, электронных и аудиовизуальных документов
(КонсультантПлюс, 2025)Если у госоргана, органа местного самоуправления, организации - источника комплектования государственного (муниципального) архива изменились функция и структура, номенклатура дел составляется, согласовывается и утверждается заново (п. 11 Правил хранения документов, утв. Приказом N 77).
(КонсультантПлюс, 2025)Если у госоргана, органа местного самоуправления, организации - источника комплектования государственного (муниципального) архива изменились функция и структура, номенклатура дел составляется, согласовывается и утверждается заново (п. 11 Правил хранения документов, утв. Приказом N 77).
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
Статья: Особенности организации архивного дела в судах России и Беларуси
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Правила работы государственных архивов в Белоруссии определяют их основные полномочия по отношению к источникам комплектования, состоящие в согласовании проектов: сводных номенклатур дел судов (по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет, для районных (городских) судов - с соответствующим государственным архивом и структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного (Минского городского) исполнительного комитета), положений об архивах судов и об экспертных комиссиях судов. На каждый суд - источник комплектования в государственном архиве заводится карточка учета работы государственного архива с организацией <10>, а также наблюдательное дело. В наблюдательное дело включаются: положение об архиве, положение об экспертной комиссии, инструкция по ведению делопроизводства, утверждаемая председателем Верховного суда Республики Беларусь, контрольные экземпляры описей дел постоянного хранения и по личному составу, акты о выделении к уничтожению документов, документы о проведении проверок и другое. Задачи, установленные в Правилах работы архивов государственных органов Республики Беларусь, создают основу для развития локального нормативного правового регулирования в судах. Таких задач пять: комплектование архива документами; учет и обеспечение сохранности документов; обеспечение использования документов; подготовка и передача документов в государственный архив в установленных законодательством Республики Беларусь случаях; осуществление методического руководства и анализ состояния архивного дела.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Правила работы государственных архивов в Белоруссии определяют их основные полномочия по отношению к источникам комплектования, состоящие в согласовании проектов: сводных номенклатур дел судов (по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет, для районных (городских) судов - с соответствующим государственным архивом и структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного (Минского городского) исполнительного комитета), положений об архивах судов и об экспертных комиссиях судов. На каждый суд - источник комплектования в государственном архиве заводится карточка учета работы государственного архива с организацией <10>, а также наблюдательное дело. В наблюдательное дело включаются: положение об архиве, положение об экспертной комиссии, инструкция по ведению делопроизводства, утверждаемая председателем Верховного суда Республики Беларусь, контрольные экземпляры описей дел постоянного хранения и по личному составу, акты о выделении к уничтожению документов, документы о проведении проверок и другое. Задачи, установленные в Правилах работы архивов государственных органов Республики Беларусь, создают основу для развития локального нормативного правового регулирования в судах. Таких задач пять: комплектование архива документами; учет и обеспечение сохранности документов; обеспечение использования документов; подготовка и передача документов в государственный архив в установленных законодательством Республики Беларусь случаях; осуществление методического руководства и анализ состояния архивного дела.
Статья: Сколько хранить отдельные приказы
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)В перечнях скорее всего вы не найдете ту конкретную разновидность документа, которая возникла в вашей конкретной ситуации. Действуйте всегда по принципу аналогии и соответствия. Если в перечне установлен срок хранения вида документа и определена ситуация его создания, то этот нормативный срок необходимо взять за основу при определении срока хранения конкретных разновидностей ваших документов. И далее при согласовании проектов номенклатуры дел и описей дел определенный вами срок необходимо подтвердить решением экспертной комиссии организации. При этом в номенклатуре дел и описи дел необходимо будет сделать ссылку на решение экспертной комиссии, например "протокол ЭК от 18.07.2025 N 3".
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)В перечнях скорее всего вы не найдете ту конкретную разновидность документа, которая возникла в вашей конкретной ситуации. Действуйте всегда по принципу аналогии и соответствия. Если в перечне установлен срок хранения вида документа и определена ситуация его создания, то этот нормативный срок необходимо взять за основу при определении срока хранения конкретных разновидностей ваших документов. И далее при согласовании проектов номенклатуры дел и описей дел определенный вами срок необходимо подтвердить решением экспертной комиссии организации. При этом в номенклатуре дел и описи дел необходимо будет сделать ссылку на решение экспертной комиссии, например "протокол ЭК от 18.07.2025 N 3".