Согласование НМУ
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование НМУ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2025 N 13АП-3198/2025 по делу N А56-105452/2024
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования природопользователей: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что места контроля промышленных выбросов источников загрязнения атмосферного воздуха не соответствуют требованиям законодательства, у заявителя отсутствуют разработанные и согласованные органами исполнительной власти мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях на объекте негативного воздействия на окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, Управлением не доказано и материалами дела не подтверждается наличие у Общества обязанности по разработке и согласованию мероприятия при НМУ 1, 2 и 3 степеней на объекте негативного воздействия на окружающую среду I категории и нарушение требований пункта 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ. Следовательно, Управлением не доказано наличие правовых и фактических оснований для вынесения предписания от 18.07.2024 N 28-ПВ/2024 в части пункта 2.
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования природопользователей: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что места контроля промышленных выбросов источников загрязнения атмосферного воздуха не соответствуют требованиям законодательства, у заявителя отсутствуют разработанные и согласованные органами исполнительной власти мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях на объекте негативного воздействия на окружающую среду.
Решение: Удовлетворено.При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, Управлением не доказано и материалами дела не подтверждается наличие у Общества обязанности по разработке и согласованию мероприятия при НМУ 1, 2 и 3 степеней на объекте негативного воздействия на окружающую среду I категории и нарушение требований пункта 3 статьи 19 Закона N 96-ФЗ. Следовательно, Управлением не доказано наличие правовых и фактических оснований для вынесения предписания от 18.07.2024 N 28-ПВ/2024 в части пункта 2.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2024 N 18АП-7292/2024 по делу N А76-45050/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения по договору на оказание услуг по разработке деклараций о воздействии на окружающую среду и сопровождению согласования в территориальных органах, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как указывает истец, решения об отказе от 19.10.2021 не содержат замечаний к содержанию разработанных мероприятий при НМУ, а мотивированы несоответствием представленных планов мероприятий НМУ требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 28 января 2019 года N 811, а именно отсутствует доверенность от имени юридического лица ОАО "РЖД", оформленная в установленном порядке на право подписания заявлений о согласовании мероприятий НМУ получателем работ/услуг - Южно-Уральской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД".
Требование: О взыскании неосновательного обогащения по договору на оказание услуг по разработке деклараций о воздействии на окружающую среду и сопровождению согласования в территориальных органах, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как указывает истец, решения об отказе от 19.10.2021 не содержат замечаний к содержанию разработанных мероприятий при НМУ, а мотивированы несоответствием представленных планов мероприятий НМУ требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 28 января 2019 года N 811, а именно отсутствует доверенность от имени юридического лица ОАО "РЖД", оформленная в установленном порядке на право подписания заявлений о согласовании мероприятий НМУ получателем работ/услуг - Южно-Уральской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)В составе заявки не требуется предоставление предварительно согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий при НМУ, вместе с тем в соответствии с требованиями п. 3 ст. 19 Закона N 96-ФЗ мероприятия при НМУ, согласованные в установленном порядке, являются основой для разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)В составе заявки не требуется предоставление предварительно согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий при НМУ, вместе с тем в соответствии с требованиями п. 3 ст. 19 Закона N 96-ФЗ мероприятия при НМУ, согласованные в установленном порядке, являются основой для разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вопрос: Как регулируются выбросы вредных веществ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)?
(Консультация эксперта, 2025)Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (далее - Требования) и включают порядок разработки и согласования мероприятий при НМУ (разд. II); порядок организации работ по реализации мероприятий при НМУ (разд. III); рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (Приложение N 1 к Требованиям).
(Консультация эксперта, 2025)Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (далее - Требования) и включают порядок разработки и согласования мероприятий при НМУ (разд. II); порядок организации работ по реализации мероприятий при НМУ (разд. III); рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (Приложение N 1 к Требованиям).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"3.2. Внеплановая выездная проверка юридического лица, индивидуального предпринимателя в периоды неблагоприятных метеорологических условий проводится после извещения органов прокуратуры о проведении такой проверки. В этом случае согласование внеплановой проверки органом государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха с органами прокуратуры не требуется.
(ред. от 25.12.2023)
"О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"3.2. Внеплановая выездная проверка юридического лица, индивидуального предпринимателя в периоды неблагоприятных метеорологических условий проводится после извещения органов прокуратуры о проведении такой проверки. В этом случае согласование внеплановой проверки органом государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха с органами прокуратуры не требуется.
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Статья: Использование судебного понуждения с целью обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.