Согласование генерального плана поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование генерального плана поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать 1 месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за 1 месяц до их утверждения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать 1 месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за 1 месяц до их утверждения;
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа
(ред. от 31.07.2025)Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа
Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"Об инновационном центре "Сколково"2) утверждают документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, по согласованию с органом управляющей компании, осуществляющим надзор за ее деятельностью;
(ред. от 30.11.2024)
"Об инновационном центре "Сколково"2) утверждают документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, по согласованию с органом управляющей компании, осуществляющим надзор за ее деятельностью;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2022 году в рамках антикризисных мер была упрощена процедура подготовки и согласования генеральных планов, общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генпланов, в том числе сокращен срок согласования проекта Генерального плана поселения, городского округа, сроки проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, а также предусмотрены иные меры поддержки <1>, действие которых продлено на 2024 год.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2022 году в рамках антикризисных мер была упрощена процедура подготовки и согласования генеральных планов, общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генпланов, в том числе сокращен срок согласования проекта Генерального плана поселения, городского округа, сроки проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, а также предусмотрены иные меры поддержки <1>, действие которых продлено на 2024 год.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
Статья: О роли генерального плана в комплексном развитии территории: эколого-правовой аспект
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)<6> Согласно п. 9.18 Методических рекомендаций в целях подготовки раздела "Градостроительные решения" могут разрабатываться подразделы, не входящие в состав материалов проекта генплана поселения, городского округа, направляемых на согласование, для проведения публичных слушаний и утверждения, в том числе природно-ресурсный потенциал территории, природные элементы планировочного каркаса.
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)<6> Согласно п. 9.18 Методических рекомендаций в целях подготовки раздела "Градостроительные решения" могут разрабатываться подразделы, не входящие в состав материалов проекта генплана поселения, городского округа, направляемых на согласование, для проведения публичных слушаний и утверждения, в том числе природно-ресурсный потенциал территории, природные элементы планировочного каркаса.