Согласие субъекта персональных данных не требуется
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие субъекта персональных данных не требуется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, при обработке персональных данных в рамках обозначенных договоров получение согласия субъекта персональных данных не требуется/не является обязательным, в связи с чем требования положений статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации... нарушены не были..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, при обработке персональных данных в рамках обозначенных договоров получение согласия субъекта персональных данных не требуется/не является обязательным, в связи с чем требования положений статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации... нарушены не были..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы, связанные с персональными данными
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отдельного согласия субъекта персональных данных также не требуется, если клиенты заказывают товары, работы или услуги путем заполнения анкеты на сайте в электронном виде, содержащей сведения о персональных данных. Отправляя свои данные по указанному алгоритму заполнения анкеты, физические лица фактически выражают свое согласие на передачу персональных данных, то есть при обработке персональных данных письменное согласие считается полученным в смысле ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 N 88-9057/2020);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отдельного согласия субъекта персональных данных также не требуется, если клиенты заказывают товары, работы или услуги путем заполнения анкеты на сайте в электронном виде, содержащей сведения о персональных данных. Отправляя свои данные по указанному алгоритму заполнения анкеты, физические лица фактически выражают свое согласие на передачу персональных данных, то есть при обработке персональных данных письменное согласие считается полученным в смысле ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 N 88-9057/2020);
Статья: Персональные данные
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, каковым в силу действия п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного Закона выступает первичная профсоюзная организация, осуществляя мероприятия по защите трудовых прав работников.
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора, каковым в силу действия п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного Закона выступает первичная профсоюзная организация, осуществляя мероприятия по защите трудовых прав работников.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"4. Для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а также для обработки персональных данных при исполнении многофункциональным центром функций в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона и при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"4. Для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а также для обработки персональных данных при исполнении многофункциональным центром функций в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона и при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
(ред. от 04.11.2025)16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <85> для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона государственных и муниципальных услуг, либо МФЦ (данное положение, касающееся МФЦ, включено Законом 2011 г. N 383-ФЗ) на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги (до внесения Законом 2017 г. N 479-ФЗ изменения говорилось о запросе заявителя), а также для обработки персональных данных при исполнении МФЦ функций в соответствии со ст. 16 комментируемого Закона (данное положение, касающееся МФЦ, включено Законом 2020 г. N 509-ФЗ) и при регистрации субъекта персональных данных на ЕПГУ и РПГУ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <85> для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона государственных и муниципальных услуг, либо МФЦ (данное положение, касающееся МФЦ, включено Законом 2011 г. N 383-ФЗ) на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги (до внесения Законом 2017 г. N 479-ФЗ изменения говорилось о запросе заявителя), а также для обработки персональных данных при исполнении МФЦ функций в соответствии со ст. 16 комментируемого Закона (данное положение, касающееся МФЦ, включено Законом 2020 г. N 509-ФЗ) и при регистрации субъекта персональных данных на ЕПГУ и РПГУ.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Проведение внеплановой проверки предполагает анализ всей процедуры осуществления закупки, в том числе правильность составления и размещения документации о проведении закупки, протоколов, составленных в ходе закупки. Сделаны выводы о том, что антимонопольному органу при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлено право запрашивать необходимые для осуществления его задач и функций документы, касающиеся действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в рамках такой закупки, в том числе получать информацию о персональных данных должностных лиц с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в связи с чем для представления таких сведений согласие субъекта персональных данных не требуется (Постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 67-АД18-17).
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Проведение внеплановой проверки предполагает анализ всей процедуры осуществления закупки, в том числе правильность составления и размещения документации о проведении закупки, протоколов, составленных в ходе закупки. Сделаны выводы о том, что антимонопольному органу при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлено право запрашивать необходимые для осуществления его задач и функций документы, касающиеся действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в рамках такой закупки, в том числе получать информацию о персональных данных должностных лиц с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, в связи с чем для представления таких сведений согласие субъекта персональных данных не требуется (Постановление Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 67-АД18-17).
Готовое решение: Особенности уступки прав требования по договору займа с заемщиком-физлицом
(КонсультантПлюс, 2025)Новому кредитору не нужно получать согласие заемщика на обработку его персональных данных. В данном случае к новому кредитору переходят права требования по договору займа, где субъект персональных данных сам является стороной, поэтому его согласие не требуется (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Новому кредитору не нужно получать согласие заемщика на обработку его персональных данных. В данном случае к новому кредитору переходят права требования по договору займа, где субъект персональных данных сам является стороной, поэтому его согласие не требуется (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных).
Статья: Новый обзор практики ВС РФ за 2024 год: что нужно знать банкам
(Елисеев К.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Вместе с тем согласие субъекта на обработку персональных данных не требуется, если это необходимо для достижения законных целей. В данном случае такими целями выступают цели Закона о банкротстве.
(Елисеев К.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Вместе с тем согласие субъекта на обработку персональных данных не требуется, если это необходимо для достижения законных целей. В данном случае такими целями выступают цели Закона о банкротстве.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При осуществлении подобных расчетов, как следует из ч. 16 комментируемой статьи, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При осуществлении подобных расчетов, как следует из ч. 16 комментируемой статьи, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статья: Новый собственник квартиры и ТСЖ
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Условия обработки персональных данных содержатся в ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ. В пунктах 2 - 11 указанной части названы случаи обработки персональных данных, при наступлении которых согласие субъекта не требуется, если иное не установлено законодательством РФ. Среди них:
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Условия обработки персональных данных содержатся в ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ. В пунктах 2 - 11 указанной части названы случаи обработки персональных данных, при наступлении которых согласие субъекта не требуется, если иное не установлено законодательством РФ. Среди них:
Статья: Легализация передачи персональных данных при работе с внешними и внутренними консультантами и аудиторами
(Белякова Ю., Лукаш Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Законный интерес является достаточным основанием обработки персональных данных при обработке документов (п. 7 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), содержащих персональные данные, и не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных и при внутреннем аудите. Так, например, Центральный районный суд г. Кемерово в своем решении от 30.09.2022 по делу N 12-532/2022 встал на сторону органа Роскомнадзора и банка, подтвердив, что внутренняя проверка (ревизия) работников на предмет соблюдения локального акта по конфликту интересов правомерно проведена на основании законного интереса.
(Белякова Ю., Лукаш Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Законный интерес является достаточным основанием обработки персональных данных при обработке документов (п. 7 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), содержащих персональные данные, и не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных и при внутреннем аудите. Так, например, Центральный районный суд г. Кемерово в своем решении от 30.09.2022 по делу N 12-532/2022 встал на сторону органа Роскомнадзора и банка, подтвердив, что внутренняя проверка (ревизия) работников на предмет соблюдения локального акта по конфликту интересов правомерно проведена на основании законного интереса.