Согласие на общедоступность персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие на общедоступность персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о защите персональных данных участников гражданского судопроизводства
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)1) персональные данные участников гражданского процесса без анонимизации размещались в открытом доступе (в поисковых системах, на сайтах судов, в социальных сетях, в электронных СМИ). При рассмотрении исков о неправомерных действиях, связанных с распространением в сети Интернет персональных данных граждан, принимавших участие в судебных спорах, суды принимают во внимание разные обстоятельства. В одних случаях они соглашаются с тем, что информация об участниках судопроизводства, отраженная в судебных актах, является общедоступной по смыслу пункта 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <23> (далее - Закон об информации), т.е. это информация, доступ к которой не может быть ограничен. В других - признают, что общедоступность информации не означает согласия обладателя персональных данных на ее опубликование или какое-то иное использование <24>.
(Елизарова М.Ю.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)1) персональные данные участников гражданского процесса без анонимизации размещались в открытом доступе (в поисковых системах, на сайтах судов, в социальных сетях, в электронных СМИ). При рассмотрении исков о неправомерных действиях, связанных с распространением в сети Интернет персональных данных граждан, принимавших участие в судебных спорах, суды принимают во внимание разные обстоятельства. В одних случаях они соглашаются с тем, что информация об участниках судопроизводства, отраженная в судебных актах, является общедоступной по смыслу пункта 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <23> (далее - Закон об информации), т.е. это информация, доступ к которой не может быть ограничен. В других - признают, что общедоступность информации не означает согласия обладателя персональных данных на ее опубликование или какое-то иное использование <24>.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Что же касается общедоступных данных, то, с одной стороны, такой статус сохраняется за ними до соответствующего волеизъявления субъекта о прекращении такой обработки (ч. 2 ст. 8 и ч. 12 и 13 ст. 10.1 Закона о персональных данных), а с другой - возможность обработки общедоступных данных без согласия субъекта не носит безграничный характер и должна осуществляться в соответствии с принципами обработки персональных данных и условиями такого согласия. Соответственно, несмотря на общедоступность соответствующих персональных данных, такие данные в ряде случаев будут являться ограниченными для обработки третьими лицами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Что же касается общедоступных данных, то, с одной стороны, такой статус сохраняется за ними до соответствующего волеизъявления субъекта о прекращении такой обработки (ч. 2 ст. 8 и ч. 12 и 13 ст. 10.1 Закона о персональных данных), а с другой - возможность обработки общедоступных данных без согласия субъекта не носит безграничный характер и должна осуществляться в соответствии с принципами обработки персональных данных и условиями такого согласия. Соответственно, несмотря на общедоступность соответствующих персональных данных, такие данные в ряде случаев будут являться ограниченными для обработки третьими лицами.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 04.09.2013 N АКПИ13-680
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах">Реестр базовых государственных информационных ресурсов не содержит информации, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Следовательно, предусмотренные пунктом 15 Правил формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов требования об открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре, не могут нарушать права субъектов персональных данных. Согласно статье 9 Федерального закона "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах">Реестр базовых государственных информационных ресурсов не содержит информации, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Следовательно, предусмотренные пунктом 15 Правил формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов требования об открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре, не могут нарушать права субъектов персональных данных. Согласно статье 9 Федерального закона "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Статья: Цифровые платформы: подходы к регулированию
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Вторая группа рисков нередко связана с поведением субъектов персональных данных, размещающих свои данные в сети Интернет. Часто они рассматриваются как общедоступные, не требующие соблюдения норм Федерального закона N 152-ФЗ. Вместе с тем следует учитывать позицию судов по вопросу об общедоступности таких персональных данных. В Определении ВС РФ от 29 января 2018 г. N 305-КГ17-21291 отмечено, что "не являются общедоступными персональные данные, содержащиеся в открытых источниках (социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, Instagram <14>, Twitter; цифровых сетях Авито, Авто.ру)". Факт размещения персональных данных в таких открытых источниках не должен менять автоматически их правовой режим на общедоступный. Соответственно, должно быть согласие пользователей на обработку их персональных данных. Полагаем, что сказанное полностью относится к функционированию цифровых платформ. Поскольку вопрос о возможности использования персональных данных в коммерческом обороте стоит достаточно остро, необходимо решить задачу поиска оптимальных решений и компромиссов.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Вторая группа рисков нередко связана с поведением субъектов персональных данных, размещающих свои данные в сети Интернет. Часто они рассматриваются как общедоступные, не требующие соблюдения норм Федерального закона N 152-ФЗ. Вместе с тем следует учитывать позицию судов по вопросу об общедоступности таких персональных данных. В Определении ВС РФ от 29 января 2018 г. N 305-КГ17-21291 отмечено, что "не являются общедоступными персональные данные, содержащиеся в открытых источниках (социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, Instagram <14>, Twitter; цифровых сетях Авито, Авто.ру)". Факт размещения персональных данных в таких открытых источниках не должен менять автоматически их правовой режим на общедоступный. Соответственно, должно быть согласие пользователей на обработку их персональных данных. Полагаем, что сказанное полностью относится к функционированию цифровых платформ. Поскольку вопрос о возможности использования персональных данных в коммерческом обороте стоит достаточно остро, необходимо решить задачу поиска оптимальных решений и компромиссов.
Статья: Блокчейн-технологии и персональные данные граждан: перспективы правового регулирования
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Соответственно, блокчейн-технология в качестве метода безопасного хранения массивов персональных данных противоречит самой сути законодательства о персональных данных и позиции регулятора, поскольку предполагает децентрализацию и общедоступность сведений для всех участников распределенного реестра. Препятствуя непосредственной утечке данных, распределенный реестр (например, данных клиентов - членов саморегулируемых организаций, в том числе медицинских, строительных) нарушает основной принцип указанного законодательства: одна цель - одно согласие - один адресат <14>.
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Соответственно, блокчейн-технология в качестве метода безопасного хранения массивов персональных данных противоречит самой сути законодательства о персональных данных и позиции регулятора, поскольку предполагает децентрализацию и общедоступность сведений для всех участников распределенного реестра. Препятствуя непосредственной утечке данных, распределенный реестр (например, данных клиентов - членов саморегулируемых организаций, в том числе медицинских, строительных) нарушает основной принцип указанного законодательства: одна цель - одно согласие - один адресат <14>.
Статья: Полномочия нотариусов в сфере защиты персональных данных граждан, связанных с правами на недвижимость
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Однако Закон N 266-ФЗ был направлен прежде всего на устранение коллизии между Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и Законом о государственной регистрации недвижимости. С одной стороны, статья 7 Закона о персональных данных устанавливала обязанность операторов персональных данных не раскрывать указанные данные третьим лицам без согласия их субъекта, с другой - часть 5 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости закрепляла презумпцию общедоступности данных ЕГРН <7>. Хотя обе нормы и предусматривали, что специальный закон может установить иное правило, слишком много исключений создают ситуацию, когда правило, по сути, перестает работать. Так получилось и с персональными данными. Нарушение их конфиденциальности в Интернете приобрело массовый характер, в том числе и в связи с существованием такого рода коллизий в законодательстве.
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Однако Закон N 266-ФЗ был направлен прежде всего на устранение коллизии между Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и Законом о государственной регистрации недвижимости. С одной стороны, статья 7 Закона о персональных данных устанавливала обязанность операторов персональных данных не раскрывать указанные данные третьим лицам без согласия их субъекта, с другой - часть 5 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости закрепляла презумпцию общедоступности данных ЕГРН <7>. Хотя обе нормы и предусматривали, что специальный закон может установить иное правило, слишком много исключений создают ситуацию, когда правило, по сути, перестает работать. Так получилось и с персональными данными. Нарушение их конфиденциальности в Интернете приобрело массовый характер, в том числе и в связи с существованием такого рода коллизий в законодательстве.
Статья: Блокчейн "в законе": перспективы легального использования технологии в процессе сбора, хранения и обработки персональных данных граждан РФ
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Соответственно, блокчейн-технология в качестве метода безопасного хранения массивов People Data противоречит самой сути как законодательства о персональных данных, так и позиции регулятора, поскольку предполагает децентрализацию и наличную общедоступность сведений, предоставляющих в том числе персональные данные всем участникам распределенного реестра; препятствуя непосредственной "утечке" данных в моменте, распределенный реестр (например, данных клиентов членов СРО, в т.ч. медицинских, строительных и пр.) нарушает основной принцип указанного законодательства: одна цель - одно согласие - один адресат <17>.
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Соответственно, блокчейн-технология в качестве метода безопасного хранения массивов People Data противоречит самой сути как законодательства о персональных данных, так и позиции регулятора, поскольку предполагает децентрализацию и наличную общедоступность сведений, предоставляющих в том числе персональные данные всем участникам распределенного реестра; препятствуя непосредственной "утечке" данных в моменте, распределенный реестр (например, данных клиентов членов СРО, в т.ч. медицинских, строительных и пр.) нарушает основной принцип указанного законодательства: одна цель - одно согласие - один адресат <17>.
Статья: Зачем закрыли данные о собственниках в ЕГРН и чем это чревато
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 9)А как узнать, открыл ли владелец свои данные? С 1 марта в выписку добавляется графа "Сведения о возможности предоставления третьим лицам персональных данных физического лица". Если собственник дал согласие на открытие данных, в этой графе будет запись о принятии соответствующего заявления от него, а если нет - будет указано, что "данные отсутствуют" <4>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 9)А как узнать, открыл ли владелец свои данные? С 1 марта в выписку добавляется графа "Сведения о возможности предоставления третьим лицам персональных данных физического лица". Если собственник дал согласие на открытие данных, в этой графе будет запись о принятии соответствующего заявления от него, а если нет - будет указано, что "данные отсутствуют" <4>.