Согласие галочка
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие галочка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как фирме оформить сайт, не нарушив законы о персональных данных
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)5. Окошки, где ставятся галочки об ознакомлении с текстом
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)5. Окошки, где ставятся галочки об ознакомлении с текстом
Вопрос: Как оформить информированное добровольное согласие пациента? Возможно ли его получить путем проставления галочки или через СМС-код при регистрации?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Как оформить информированное добровольное согласие пациента? Возможно ли его получить путем проставления галочки или через СМС-код при регистрации?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Как оформить информированное добровольное согласие пациента? Возможно ли его получить путем проставления галочки или через СМС-код при регистрации?
Нормативные акты
Решение Хабаровского УФАС России от 28.11.2024 по делу N 027/05/18-1463/2024
Нарушение: ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Кроме того, принятие физическим лицом согласия на обработку персональных данных не свидетельствует о его согласии на получение посредством телефонной связи рекламы, так как лицу не представлена реальная возможность выразить свое согласие либо несогласие на рассылку рекламной информации. Также, при регистрации на сайте однозначно идентифицировать лицо, осуществляющее такую регистрацию, и, как следствие, дающее согласие на получение рекламной информации (путем проставления "галочки" и прохождения цикла верификации абонента), невозможно. Таким образом, сам по себе факт регистрации на сайте не подтверждает надлежащее согласие физического лица на получение рекламных сообщений.
Нарушение: ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).Кроме того, принятие физическим лицом согласия на обработку персональных данных не свидетельствует о его согласии на получение посредством телефонной связи рекламы, так как лицу не представлена реальная возможность выразить свое согласие либо несогласие на рассылку рекламной информации. Также, при регистрации на сайте однозначно идентифицировать лицо, осуществляющее такую регистрацию, и, как следствие, дающее согласие на получение рекламной информации (путем проставления "галочки" и прохождения цикла верификации абонента), невозможно. Таким образом, сам по себе факт регистрации на сайте не подтверждает надлежащее согласие физического лица на получение рекламных сообщений.
Статья: Предоставление нескольких согласий за счет простановки единой отметки
("Официальный сайт Банка России", 2023)При оформлении займа онлайн некоторые кредиторы предлагают заемщику проставить единую отметку ("галочку", иную отметку), свидетельствующую о его согласии с целым перечнем положений и условий. Например, с правилами предоставления займа, графиком платежей, обработкой персональных данных, списанием денежных средств со счетов заемщика, запросом кредитного отчета, получением рекламных сообщений.
("Официальный сайт Банка России", 2023)При оформлении займа онлайн некоторые кредиторы предлагают заемщику проставить единую отметку ("галочку", иную отметку), свидетельствующую о его согласии с целым перечнем положений и условий. Например, с правилами предоставления займа, графиком платежей, обработкой персональных данных, списанием денежных средств со счетов заемщика, запросом кредитного отчета, получением рекламных сообщений.
Статья: Договорно-правовые аспекты использования click-wrap соглашений в Российской Федерации
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Техническая невозможность принятия заказа при отсутствии согласия клиента с условиями click-wrap соглашения может подтверждаться, в частности, письмами от организации, разрабатывавшей интернет-сайт или программное обеспечение, в котором фигурирует click-wrap соглашение, либо нотариальным протоколом осмотра интернет-ресурса, либо заключениями эксперта (специалиста). При этом важно, чтобы "галочки", подтверждающие согласие лица с условиями click-wrap соглашения, не были предустановленными. В противном случае вся вышеуказанная аргументация утрачивает значение. В отношении потребительских договоров о недопустимости предустановленных галочек высказывался Роспотребнадзор <38>, также данная позиция представлена и в судебной практике <39>. Однако подход о недопустимости предустановленных "галочек" для click-wrap соглашений вполне релевантен и для предпринимательских договоров. Без самостоятельного проставления "галочки" пользователем нельзя говорить о совершении с его стороны какого-либо однозначного конклюдентного действия, выражающего согласие с условиями click-wrap соглашения, а значит, и о соблюдении условий п. 3 ст. 434 ГК РФ, которая носит общий характер безотносительно к субъектному составу договора.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Техническая невозможность принятия заказа при отсутствии согласия клиента с условиями click-wrap соглашения может подтверждаться, в частности, письмами от организации, разрабатывавшей интернет-сайт или программное обеспечение, в котором фигурирует click-wrap соглашение, либо нотариальным протоколом осмотра интернет-ресурса, либо заключениями эксперта (специалиста). При этом важно, чтобы "галочки", подтверждающие согласие лица с условиями click-wrap соглашения, не были предустановленными. В противном случае вся вышеуказанная аргументация утрачивает значение. В отношении потребительских договоров о недопустимости предустановленных галочек высказывался Роспотребнадзор <38>, также данная позиция представлена и в судебной практике <39>. Однако подход о недопустимости предустановленных "галочек" для click-wrap соглашений вполне релевантен и для предпринимательских договоров. Без самостоятельного проставления "галочки" пользователем нельзя говорить о совершении с его стороны какого-либо однозначного конклюдентного действия, выражающего согласие с условиями click-wrap соглашения, а значит, и о соблюдении условий п. 3 ст. 434 ГК РФ, которая носит общий характер безотносительно к субъектному составу договора.
Готовое решение: Что такое официальный сайт юридического лица и какие требования к нему предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)получать согласие на обработку персональных данных, когда нет иных оснований для их обработки. Чтобы выполнить это требование, предоставьте пользователям сайта возможность выразить на вашем сайте согласие на обработку таких данных отдельно от иных информации и документов, которые они подтверждают (подписывают). Если не нужно согласие в письменной форме, вы можете, например, разместить на сайте условия обработки и чекбокс, в котором пользователь поставит галочку для подтверждения согласия. Обеспечьте хранение данных (лог-файлов или иной информации), которые подтверждают получение согласия (ч. 1, 4 ст. 9 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)получать согласие на обработку персональных данных, когда нет иных оснований для их обработки. Чтобы выполнить это требование, предоставьте пользователям сайта возможность выразить на вашем сайте согласие на обработку таких данных отдельно от иных информации и документов, которые они подтверждают (подписывают). Если не нужно согласие в письменной форме, вы можете, например, разместить на сайте условия обработки и чекбокс, в котором пользователь поставит галочку для подтверждения согласия. Обеспечьте хранение данных (лог-файлов или иной информации), которые подтверждают получение согласия (ч. 1, 4 ст. 9 Закона о персональных данных).
Статья: Письменное согласие на обработку данных: как не получить "свежие" штрафы
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 4)- ясно выраженное согласие гражданина - подпись, галочка или другая отметка.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 4)- ясно выраженное согласие гражданина - подпись, галочка или другая отметка.
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)получать согласие на обработку персональных данных в случае, когда нет иных оснований для их обработки. Чтобы выполнить это требование, предоставьте пользователям сайта возможность выразить на вашем сайте согласие на обработку таких данных отдельно от иных информации и документов, которые они подтверждают (подписывают). Если не нужно согласие в письменной форме, вы можете, например, разместить на сайте условия обработки и чек-бокс, в котором пользователь поставит галочку для подтверждения согласия. Обеспечьте хранение данных (лог-файлов или иной информации), подтверждающих получение согласия (ч. 1, 4 ст. 9 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)получать согласие на обработку персональных данных в случае, когда нет иных оснований для их обработки. Чтобы выполнить это требование, предоставьте пользователям сайта возможность выразить на вашем сайте согласие на обработку таких данных отдельно от иных информации и документов, которые они подтверждают (подписывают). Если не нужно согласие в письменной форме, вы можете, например, разместить на сайте условия обработки и чек-бокс, в котором пользователь поставит галочку для подтверждения согласия. Обеспечьте хранение данных (лог-файлов или иной информации), подтверждающих получение согласия (ч. 1, 4 ст. 9 Закона о персональных данных).
Статья: Дистанционное предоставление финансовых продуктов: нетривиальные задачи Рекомендаций 22-МР
(Кузина Т.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)Ну и чтобы закончить с галочками: отметки о согласии с отдельными особенностями ФП или на приобретение ДУ следует проставлять в том же окне или на той же странице, где указаны положения ФП/ДУ. Не рекомендуется размещение отметки о согласии с отдельными положениями и условиями ФП, а также о согласии на приобретение ДУ в отдельно открываемом документе или при переходе на другую страницу (в другое окно) интерфейса.
(Кузина Т.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)Ну и чтобы закончить с галочками: отметки о согласии с отдельными особенностями ФП или на приобретение ДУ следует проставлять в том же окне или на той же странице, где указаны положения ФП/ДУ. Не рекомендуется размещение отметки о согласии с отдельными положениями и условиями ФП, а также о согласии на приобретение ДУ в отдельно открываемом документе или при переходе на другую страницу (в другое окно) интерфейса.
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Между тем навязывание страховых услуг потребителю при оформлении проездного документа осуществляется не только перевозчиком, но и владельцем агрегатора информации о перевозке и его субагентами. Причем, как справедливо отмечается в литературе, способы нарушения прав потребителей в сфере страхования постоянно совершенствуются, а сами финансовые потери, связанные с выплатой страхового возмещения, рассматриваются страховщиками как регуляторные риски <25>. Дело в том, что подавляющее большинство железнодорожных билетов приобретается пассажирами в электронном виде с помощью мобильного приложения или официального сайта агрегатора информации о перевозке, где в личном кабинете потребителя заведомо может проставляться его согласие в виде "галочки" на заключение договора добровольного страхования с последующей одновременной оплатой договора перевозки пассажира и договора страхования. Это обстоятельство, в свою очередь, послужило основанием для принятия Информационного письма Банка России N ИН-02-59/39, Роспотребнадзора N 02/6207-2022-23 от 23 марта 2022 г. <26>, в котором в качестве условий, определяющих согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования, названы следующие: а) получение полной и достоверной информации о страховании; б) отсутствие в электронной форме договора перевозки пассажира проставленного автоматического согласия на заключение договора добровольного страхования. Несоблюдение данных условий квалифицируется как нарушение п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" и свидетельствует о злоупотреблении владельцем агрегатора информации о перевозке алгоритмами поиска и подбора услуг <27>.
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Между тем навязывание страховых услуг потребителю при оформлении проездного документа осуществляется не только перевозчиком, но и владельцем агрегатора информации о перевозке и его субагентами. Причем, как справедливо отмечается в литературе, способы нарушения прав потребителей в сфере страхования постоянно совершенствуются, а сами финансовые потери, связанные с выплатой страхового возмещения, рассматриваются страховщиками как регуляторные риски <25>. Дело в том, что подавляющее большинство железнодорожных билетов приобретается пассажирами в электронном виде с помощью мобильного приложения или официального сайта агрегатора информации о перевозке, где в личном кабинете потребителя заведомо может проставляться его согласие в виде "галочки" на заключение договора добровольного страхования с последующей одновременной оплатой договора перевозки пассажира и договора страхования. Это обстоятельство, в свою очередь, послужило основанием для принятия Информационного письма Банка России N ИН-02-59/39, Роспотребнадзора N 02/6207-2022-23 от 23 марта 2022 г. <26>, в котором в качестве условий, определяющих согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования, названы следующие: а) получение полной и достоверной информации о страховании; б) отсутствие в электронной форме договора перевозки пассажира проставленного автоматического согласия на заключение договора добровольного страхования. Несоблюдение данных условий квалифицируется как нарушение п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" и свидетельствует о злоупотреблении владельцем агрегатора информации о перевозке алгоритмами поиска и подбора услуг <27>.