Согласие абонента на получение рекламы
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие абонента на получение рекламы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФСуд первой инстанции не дал какой-либо правовой оценки возражениям ответчика о том, что рекламное сообщение было направлено им на спорный телефонный номер при наличии предварительного письменного согласия абонента на получение рекламы; представленное ответчиком доказательство - анкета-согласие от 03.08.2020 также не было рассмотрено судом первой инстанции по существу.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"Судами установлено, что смс-сообщение с буквенного наименования отправителя "SUNLIGHT", на номер +7-909-037-ХХ-ХХ 25.11.2021 в 12:54 рекламного сообщения было разослано Оператором без согласия абонента на получение рекламы, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: СМС-реклама и реализация прав третьих лиц
(Каретин Д.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Рассмотрим случай, в котором суд встал на сторону рекламораспространителя <6>. В данном примере под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако ФЗ "О рекламе" не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Таким образом, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
(Каретин Д.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Рассмотрим случай, в котором суд встал на сторону рекламораспространителя <6>. В данном примере под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако ФЗ "О рекламе" не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Таким образом, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Статья: Каким будет штраф, если на вас пожалуются за спам-звонки
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
Готовое решение: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть и особые требования и ограничения, относящиеся к рекламе в сети Интернет. В частности, в Интернете нельзя рекламировать алкоголь, а букмекерские конторы можно рекламировать только на определенных сайтах. Нельзя делать рекламные рассылки на электронную почту без согласия абонента (адресата) на получение такой рекламы.
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть и особые требования и ограничения, относящиеся к рекламе в сети Интернет. В частности, в Интернете нельзя рекламировать алкоголь, а букмекерские конторы можно рекламировать только на определенных сайтах. Нельзя делать рекламные рассылки на электронную почту без согласия абонента (адресата) на получение такой рекламы.
Статья: Как фирме привлекать клиентов, чтобы не "прилетел" штраф за спам-рассылку
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)На заметку. Помимо обращений самих пострадавших, ФАС может узнать о нарушении через внеплановые проверки. Но маловероятно, что дело возбудят по иным основаниям, нежели обращение абонента. Нарушение заключается в распространении рекламы без предварительного согласия абонента или адресата получения рекламы. В таких обстоятельствах нужно заявление от них.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)На заметку. Помимо обращений самих пострадавших, ФАС может узнать о нарушении через внеплановые проверки. Но маловероятно, что дело возбудят по иным основаниям, нежели обращение абонента. Нарушение заключается в распространении рекламы без предварительного согласия абонента или адресата получения рекламы. В таких обстоятельствах нужно заявление от них.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)3. Комментируемый пункт предоставляет получателям информации право отказаться от ее получения, возлагая на распространителя информации обязанность обеспечить возможность такого отказа. Это положение носит общий характер и подразумевает возможность распространения такой информации и направление ее лицам (по почте, по электронной почте и т.д.) без их предварительного согласия. В то же время специальные законы могут иначе регулировать правила распространения информации. В частности, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. Следовательно, к информации, направленной на привлечение интереса к объекту рекламирования, применяются правила ФЗ "О рекламе" в части, требующей обязательного предварительного согласия на получение информации, и правила ФЗ "Об информации" в части, которая обязывает распространителя информации предусмотреть возможность отказаться от получения информации. В случае несоблюдения этой обязанности, организацию могут привлечь к административной ответственности (только на основании отсутствия возможности отказаться от получения информации) <69>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)3. Комментируемый пункт предоставляет получателям информации право отказаться от ее получения, возлагая на распространителя информации обязанность обеспечить возможность такого отказа. Это положение носит общий характер и подразумевает возможность распространения такой информации и направление ее лицам (по почте, по электронной почте и т.д.) без их предварительного согласия. В то же время специальные законы могут иначе регулировать правила распространения информации. В частности, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. Следовательно, к информации, направленной на привлечение интереса к объекту рекламирования, применяются правила ФЗ "О рекламе" в части, требующей обязательного предварительного согласия на получение информации, и правила ФЗ "Об информации" в части, которая обязывает распространителя информации предусмотреть возможность отказаться от получения информации. В случае несоблюдения этой обязанности, организацию могут привлечь к административной ответственности (только на основании отсутствия возможности отказаться от получения информации) <69>.
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)получите предварительное согласие абонента или адресата на получение рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе). Форма такого согласия и порядок его получения законодательством не установлены. Согласие может быть выражено в любой форме, если оно (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58):
(КонсультантПлюс, 2025)получите предварительное согласие абонента или адресата на получение рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе). Форма такого согласия и порядок его получения законодательством не установлены. Согласие может быть выражено в любой форме, если оно (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58):
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 06.04.2024 N 78-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.