Соглашение о предоставлении субсидий правовая природа
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение о предоставлении субсидий правовая природа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидии как меры государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса: отдельные аспекты надзорной деятельности
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Так, субсидии предоставляются организациям оборонно-промышленного комплекса на основании соглашения с уполномоченным органом государственной власти. При этом на текущий период времени в правоприменительной практике государственных судов Российской Федерации отсутствует единообразный подход к определению правовой природы соглашения о предоставлении субсидий, в том числе в части применимого к спорным правоотношениям законодательства - гражданского (частноправовой аспект) или бюджетного (публичный аспект).
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Так, субсидии предоставляются организациям оборонно-промышленного комплекса на основании соглашения с уполномоченным органом государственной власти. При этом на текущий период времени в правоприменительной практике государственных судов Российской Федерации отсутствует единообразный подход к определению правовой природы соглашения о предоставлении субсидий, в том числе в части применимого к спорным правоотношениям законодательства - гражданского (частноправовой аспект) или бюджетного (публичный аспект).
Статья: Оценка использования бюджетных субсидий в судебной практике
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Соглашение лишь закрепляет обязанности получателя субсидии, являясь по своей правовой природе административным договором. В частности, в таком важном вопросе, как определение размера субсидии, соглашение не предполагает никаких иных решений, кроме применения правил, предусмотренных в указанном выше Постановлении Правительства РФ" <13>.
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Соглашение лишь закрепляет обязанности получателя субсидии, являясь по своей правовой природе административным договором. В частности, в таком важном вопросе, как определение размера субсидии, соглашение не предполагает никаких иных решений, кроме применения правил, предусмотренных в указанном выше Постановлении Правительства РФ" <13>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)То обстоятельство, что департаментом был организован отбор получателей субсидии на основании муниципального правового акта местной администрации само по себе не исключает возможность антимонопольного контроля соблюдения условий (порядка) предоставления субсидий, если этим актом или актом уполномоченных ею органов местного самоуправления предусмотрен такой отбор на конкурсной основе с определением соответствующего победителя как лица, с которым будет заключено соглашение о предоставлении субсидии, то есть отбор по правилам торгов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)То обстоятельство, что департаментом был организован отбор получателей субсидии на основании муниципального правового акта местной администрации само по себе не исключает возможность антимонопольного контроля соблюдения условий (порядка) предоставления субсидий, если этим актом или актом уполномоченных ею органов местного самоуправления предусмотрен такой отбор на конкурсной основе с определением соответствующего победителя как лица, с которым будет заключено соглашение о предоставлении субсидии, то есть отбор по правилам торгов.
Статья: Проблемы реализации механизма бюджетного финансирования
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Анализ законодательства, закрепляющего формы и порядок финансирования, позволяет сделать вывод о том, что финансовые операции, обеспечивающие процесс финансирования, по своей сущности являются гражданско-правовой сделкой, заключенной в финансово-правовой форме. Например, соглашение, в рамках которого закреплены условия предоставления субсидий субъектам предпринимательской деятельности, выступает способом регулирования отношений в сфере финансирования <3>. Соответственно, ошибочной является сложившаяся правоприменительная практика, в соответствии с которой споры о порядке исполнения соглашений о предоставлении субсидий разрешаются в соответствии с нормами гражданского законодательства о денежных обязательствах гражданско-правовой природы <4>.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Анализ законодательства, закрепляющего формы и порядок финансирования, позволяет сделать вывод о том, что финансовые операции, обеспечивающие процесс финансирования, по своей сущности являются гражданско-правовой сделкой, заключенной в финансово-правовой форме. Например, соглашение, в рамках которого закреплены условия предоставления субсидий субъектам предпринимательской деятельности, выступает способом регулирования отношений в сфере финансирования <3>. Соответственно, ошибочной является сложившаяся правоприменительная практика, в соответствии с которой споры о порядке исполнения соглашений о предоставлении субсидий разрешаются в соответствии с нормами гражданского законодательства о денежных обязательствах гражданско-правовой природы <4>.
Статья: Бюджетно-правовой статус физических лиц как субъектов бюджетных правоотношений, возникающих в связи с исполнением государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Вызывает интерес позиция, согласно которой БК РФ, устанавливая правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы бюджетных мер принуждения, не регулирует отношения, возникающие в процессе исполнения гражданских договоров, стороной которых являются уполномоченные представители публичных образований <15>. При этом не поясняется, какова природа, например, соглашений о предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы РФ (субсидии, гранты, бюджетные инвестиции и т.д.).
(Ислямова Э.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Вызывает интерес позиция, согласно которой БК РФ, устанавливая правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы бюджетных мер принуждения, не регулирует отношения, возникающие в процессе исполнения гражданских договоров, стороной которых являются уполномоченные представители публичных образований <15>. При этом не поясняется, какова природа, например, соглашений о предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы РФ (субсидии, гранты, бюджетные инвестиции и т.д.).
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Учитывая, что соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий заключаются в рамках публичных отношений, их следует рассматривать как особые публичные договоры, обладающие рядом признаков: публичная цель (софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов публичной власти) и направленность на реализацию публичного интереса (посредством определения приоритетных направлений софинансирования); установление публичным субъектом перечня результатов использования межбюджетных субсидий, нацеленных на решение конкретных публичных задач (достижение целей); наличие механизма контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных субсидий, реализуемого как главным распорядителем средств соответствующего бюджета, так и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Учитывая, что соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий заключаются в рамках публичных отношений, их следует рассматривать как особые публичные договоры, обладающие рядом признаков: публичная цель (софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов публичной власти) и направленность на реализацию публичного интереса (посредством определения приоритетных направлений софинансирования); установление публичным субъектом перечня результатов использования межбюджетных субсидий, нацеленных на решение конкретных публичных задач (достижение целей); наличие механизма контроля за соблюдением условий предоставления межбюджетных субсидий, реализуемого как главным распорядителем средств соответствующего бюджета, так и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Статья: Спорные вопросы судебной практики по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)В этом контексте любопытен правовой конфликт между обществом "Зеленый мир" и Министерством сельского хозяйства Республики Крым, между которыми в 2021 г. было заключено соглашение о предоставлении обществу субсидии из бюджета Республики Крым. В 2022 г. Счетной палатой РФ был выявлен ряд нарушений со стороны Министерства, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, в связи с чем обществу было предъявлено требование о возврате бюджетных денежных средств. В свою очередь, общество оспорило данное требование в судебном порядке.
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)В этом контексте любопытен правовой конфликт между обществом "Зеленый мир" и Министерством сельского хозяйства Республики Крым, между которыми в 2021 г. было заключено соглашение о предоставлении обществу субсидии из бюджета Республики Крым. В 2022 г. Счетной палатой РФ был выявлен ряд нарушений со стороны Министерства, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, в связи с чем обществу было предъявлено требование о возврате бюджетных денежных средств. В свою очередь, общество оспорило данное требование в судебном порядке.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- природа стимулирующих субсидий означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения об их предоставлении, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на них либо при исчерпании выделенных средств;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- природа стимулирующих субсидий означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения об их предоставлении, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на них либо при исчерпании выделенных средств;
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)При совершении данного нарушения, помимо уплаты штрафа, возникает обязанность вернуть средства в объеме, эквивалентном выявленному нарушению, обычно данное условие прописывается в соглашении о предоставлении субсидии. Следует иметь в виду, что штраф назначает контролирующий орган, а возврат субсидии инициирует учредитель юридического лица. Правовая природа данного механизма двойного негативного воздействия на субъекта аналогична той, которая заложена в отношении нарушения условий предоставления субсидий.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)При совершении данного нарушения, помимо уплаты штрафа, возникает обязанность вернуть средства в объеме, эквивалентном выявленному нарушению, обычно данное условие прописывается в соглашении о предоставлении субсидии. Следует иметь в виду, что штраф назначает контролирующий орган, а возврат субсидии инициирует учредитель юридического лица. Правовая природа данного механизма двойного негативного воздействия на субъекта аналогична той, которая заложена в отношении нарушения условий предоставления субсидий.
Статья: Правовая природа субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальным предприятиям на ремонт и содержание имущества
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Анализируя правовую природу субсидий как формы расходов бюджетов, С.С. Курбатова указывает, что субсидии представляют собой "публичный инструмент вовлечения в решение муниципальных задач иных субъектов экономической деятельности - получателей субсидий на основе заключения с ними соответствующего публичного соглашения (договора), имеющего содержанием целевое финансирование субъектов, поддерживающих в согласованных параметрах осуществление публично значимых функций" <14>. Соглашаясь в целом с позицией автора, необходимо отметить, что указанное характерно, прежде всего, для субсидий, предоставляемых субъектам хозяйствования на конкурентной основе с целью привлечения их к решению публичных задач, в то время как субсидии муниципальным унитарным предприятиям имеют иную цель - не заинтересовать и привлечь, а поддержать субъекта хозяйствования, деятельность которого направлена на решение проблем муниципального образования и который в силу объективных причин нуждается в такой поддержке. Думается, что указанные особенности должны быть учтены при правовой регламентации условий и порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям. В частности, использование конкурентных способов отбора получателей субсидии в данном случае представляется нецелесообразным. Так, на сегодняшний день согласно положениям ч. 3 ст. 78.5 БК РФ отбор получателей субсидий осуществляется на конкурентной основе следующими способами: запрос предложений и конкурс. Общий порядок проведения отбора получателей бюджетных субсидий регламентируется Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781 <15>. При этом в п. 1 этого акта прямо указано, что он устанавливает порядок отбора получателей субсидий на конкурентной основе, чем обусловлены требования к участникам такого отбора и порядок его проведения и которые не учитывают особенности субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества. В то же время с 1 января 2025 г. функционирование муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках не допускается, а указанные предприятия подлежат ликвидации или реорганизации (ч. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции") <16>. Думается, что с учетом правовой природы субсидий муниципальным предприятиям как особой формы финансирования, их поддерживающего, а не стимулирующего характера, а также деятельности муниципальных предприятий исключительно в условиях неконкурентных рынков (нередко - при отсутствии других субъектов хозяйствования, которые могут выполнить социально значимые задачи) осуществлять отбор получателей субсидий на ремонт и содержание имущества муниципальных предприятий необходимо на неконкурентной основе, исходя из заинтересованности муниципального образования в сохранении муниципальных предприятий и их способности удовлетворять публично значимые нужды (наличие производственной базы, квалифицированных работников, опыта успешного выполнения аналогичных работ и др.). С целью реализации изложенного представляется целесообразным исключить правоотношения по отбору получателей субсидий для муниципальных предприятий на ремонт и содержание имущества из предмета регулирования путем внесения соответствующих дополнений в п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781. Указанное позволит органам местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения о предоставлении бюджетных субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества без процедуры конкурентного отбора, которая, очевидно, не отвечает природе таких субсидий.
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Анализируя правовую природу субсидий как формы расходов бюджетов, С.С. Курбатова указывает, что субсидии представляют собой "публичный инструмент вовлечения в решение муниципальных задач иных субъектов экономической деятельности - получателей субсидий на основе заключения с ними соответствующего публичного соглашения (договора), имеющего содержанием целевое финансирование субъектов, поддерживающих в согласованных параметрах осуществление публично значимых функций" <14>. Соглашаясь в целом с позицией автора, необходимо отметить, что указанное характерно, прежде всего, для субсидий, предоставляемых субъектам хозяйствования на конкурентной основе с целью привлечения их к решению публичных задач, в то время как субсидии муниципальным унитарным предприятиям имеют иную цель - не заинтересовать и привлечь, а поддержать субъекта хозяйствования, деятельность которого направлена на решение проблем муниципального образования и который в силу объективных причин нуждается в такой поддержке. Думается, что указанные особенности должны быть учтены при правовой регламентации условий и порядка предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям. В частности, использование конкурентных способов отбора получателей субсидии в данном случае представляется нецелесообразным. Так, на сегодняшний день согласно положениям ч. 3 ст. 78.5 БК РФ отбор получателей субсидий осуществляется на конкурентной основе следующими способами: запрос предложений и конкурс. Общий порядок проведения отбора получателей бюджетных субсидий регламентируется Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781 <15>. При этом в п. 1 этого акта прямо указано, что он устанавливает порядок отбора получателей субсидий на конкурентной основе, чем обусловлены требования к участникам такого отбора и порядок его проведения и которые не учитывают особенности субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества. В то же время с 1 января 2025 г. функционирование муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках не допускается, а указанные предприятия подлежат ликвидации или реорганизации (ч. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции") <16>. Думается, что с учетом правовой природы субсидий муниципальным предприятиям как особой формы финансирования, их поддерживающего, а не стимулирующего характера, а также деятельности муниципальных предприятий исключительно в условиях неконкурентных рынков (нередко - при отсутствии других субъектов хозяйствования, которые могут выполнить социально значимые задачи) осуществлять отбор получателей субсидий на ремонт и содержание имущества муниципальных предприятий необходимо на неконкурентной основе, исходя из заинтересованности муниципального образования в сохранении муниципальных предприятий и их способности удовлетворять публично значимые нужды (наличие производственной базы, квалифицированных работников, опыта успешного выполнения аналогичных работ и др.). С целью реализации изложенного представляется целесообразным исключить правоотношения по отбору получателей субсидий для муниципальных предприятий на ремонт и содержание имущества из предмета регулирования путем внесения соответствующих дополнений в п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1781. Указанное позволит органам местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно принимать решения о предоставлении бюджетных субсидий муниципальным предприятиям на содержание и ремонт имущества без процедуры конкурентного отбора, которая, очевидно, не отвечает природе таких субсидий.
Статья: Типовой договор (контракт) в гражданских отношениях
(Малеина М.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 4)Категория "типовой договор" используется в отношениях разной правовой природы (финансовых, трудовых, гражданских и др.). Так, Приказом Минфина России от 28 июля 2017 г. N 121н утверждена Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением <1>, трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе Типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 275 ТК РФ). В гражданских отношениях типовой договор упоминается применительно к публичным договорам, к государственному или муниципальному контракту на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также к иным договорам в некоторых других несистематизированных случаях.
(Малеина М.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 4)Категория "типовой договор" используется в отношениях разной правовой природы (финансовых, трудовых, гражданских и др.). Так, Приказом Минфина России от 28 июля 2017 г. N 121н утверждена Типовая форма соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением <1>, трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе Типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 275 ТК РФ). В гражданских отношениях типовой договор упоминается применительно к публичным договорам, к государственному или муниципальному контракту на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также к иным договорам в некоторых других несистематизированных случаях.
Статья: Договоры и соглашения как основания возникновения расходных обязательств: правовой аспект
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Казенное учреждение является типом государственного или муниципального учреждения, правовое положение которого определено в ГК РФ <22> (ст. 123.21, 123.22). Статья 161 БК РФ определяет лишь особенности правового положения казенных учреждений, регламентируя главным образом вопросы финансового обеспечения их деятельности за счет средств бюджета. Однако вопросы заключения договоров (соглашений) казенными учреждениями не нашли закрепления в бюджетном законодательстве, несмотря на то, что регулирование этих вопросов хоть как-то обосновывало бы соответствующее основание возникновения расходных обязательств (в отличие от этого, например, БК РФ регулирует заключение соглашений с бюджетными и автономными учреждениями, предметом которых является предоставление субсидий, однако такие соглашения в качестве оснований возникновения расходных обязательств в ст. 84 - 86 БК РФ не поименованы).
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Казенное учреждение является типом государственного или муниципального учреждения, правовое положение которого определено в ГК РФ <22> (ст. 123.21, 123.22). Статья 161 БК РФ определяет лишь особенности правового положения казенных учреждений, регламентируя главным образом вопросы финансового обеспечения их деятельности за счет средств бюджета. Однако вопросы заключения договоров (соглашений) казенными учреждениями не нашли закрепления в бюджетном законодательстве, несмотря на то, что регулирование этих вопросов хоть как-то обосновывало бы соответствующее основание возникновения расходных обязательств (в отличие от этого, например, БК РФ регулирует заключение соглашений с бюджетными и автономными учреждениями, предметом которых является предоставление субсидий, однако такие соглашения в качестве оснований возникновения расходных обязательств в ст. 84 - 86 БК РФ не поименованы).
Статья: Условия предоставления или использования субсидии: есть ли разница?
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Суды двух инстанций поддержали контролеров, а вот кассация направила дело на новое рассмотрение (Постановление АС ВСО от 08.06.2020 N Ф02-2014/2020 по делу N А58-9003/2019). Арбитры отметили: законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений тех или иных условий. В процессе разбирательства так и не был дан ответ на вопрос, каким образом несоблюдение ведомственных нормативных актов, регулирующих порядок оплаты труда, и превышение фонда премирования могут свидетельствовать о нарушении условий предоставления субсидии, установленных соглашением.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Суды двух инстанций поддержали контролеров, а вот кассация направила дело на новое рассмотрение (Постановление АС ВСО от 08.06.2020 N Ф02-2014/2020 по делу N А58-9003/2019). Арбитры отметили: законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений тех или иных условий. В процессе разбирательства так и не был дан ответ на вопрос, каким образом несоблюдение ведомственных нормативных актов, регулирующих порядок оплаты труда, и превышение фонда премирования могут свидетельствовать о нарушении условий предоставления субсидии, установленных соглашением.