Содержание зеленых насаждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание зеленых насаждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)2. Административная ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)2. Административная ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе и правил содержания зеленых насаждений в г. Москве
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Подтверждает ли односторонний акт приема-передачи факт выполнения работ по договору подряда, если заказчик уклоняется от приемки работ или подписания акта
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поскольку учреждение "Служба благоустройства г. Березники" в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило арбитражному суду доказательств, подтверждающих оплату стоимости выполненных обществом "КАПРиС" работ по содержанию зеленых насаждений, цветников, клумб на городских территориях на сумму 1 880 913 руб., исковые требования общества "КАПРиС" о взыскании с ответчика указанной суммы обоснованно удовлетворены на основании ст. 309, 310, 702, 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подтверждает ли односторонний акт приема-передачи факт выполнения работ по договору подряда, если заказчик уклоняется от приемки работ или подписания акта
(КонсультантПлюс, 2025)"...Поскольку учреждение "Служба благоустройства г. Березники" в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило арбитражному суду доказательств, подтверждающих оплату стоимости выполненных обществом "КАПРиС" работ по содержанию зеленых насаждений, цветников, клумб на городских территориях на сумму 1 880 913 руб., исковые требования общества "КАПРиС" о взыскании с ответчика указанной суммы обоснованно удовлетворены на основании ст. 309, 310, 702, 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)1.2. Нормы регионального законодательства: ст. 3 Закона г. Москвы от 13.11.2024 N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве", Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы", п. 2.1.10 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2013 N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 822-ПП "О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке", Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве".
Нормативные акты
Закон г. Москвы от 13.11.2024 N 27
"Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"Статья 12. Содержание зеленых насаждений, территорий зеленого фонда
"Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"Статья 12. Содержание зеленых насаждений, территорий зеленого фонда
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Исходя из системного анализа законодательства к территориям зеленых насаждений общего пользования, территориям зеленых насаждений ограниченного пользования не могут быть отнесены территории, в границах которых находятся земельные участки, находящиеся в частной собственности (п. 12 ст. 1 ГрК РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации").
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Исходя из системного анализа законодательства к территориям зеленых насаждений общего пользования, территориям зеленых насаждений ограниченного пользования не могут быть отнесены территории, в границах которых находятся земельные участки, находящиеся в частной собственности (п. 12 ст. 1 ГрК РФ, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации").
Ситуация: Как получить удостоверение о захоронении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицо, ответственное за место захоронения, обязано, в частности, содержать надмогильные сооружения и зеленые насаждения (оформленный могильный холм, памятник, цоколь, цветник, необходимые сведения о захоронениях) в надлежащем состоянии; оплачивать работы по эксгумации (изъятию) погребенных и захоронению останков (праха) умерших (погибших) (п. п. 2.24, 5.1 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы N 260-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицо, ответственное за место захоронения, обязано, в частности, содержать надмогильные сооружения и зеленые насаждения (оформленный могильный холм, памятник, цоколь, цветник, необходимые сведения о захоронениях) в надлежащем состоянии; оплачивать работы по эксгумации (изъятию) погребенных и захоронению останков (праха) умерших (погибших) (п. п. 2.24, 5.1 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы N 260-ПП).
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Согласно ст. 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, имеющие экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное назначение. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, зеленый фонд города определяется как составная часть природного комплекса города, включающая в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)Согласно ст. 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, имеющие экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное назначение. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. N 153, зеленый фонд города определяется как составная часть природного комплекса города, включающая в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов РФ переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Статья: Земельный участок как сложная вещь в российском гражданском праве
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)На федеральном уровне п. 1.4.1 Приказа Госстроя Российской Федерации "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" устанавливает обязательное условие, согласно которому при строительстве работы на вырубку и пересадку не могут начаться без получения необходимых согласований от специального на то органа местного самоуправления <13>. Для этого составляется акт оценки зеленых насаждений, согласно которому определяется наносимый ущерб окружающей среде, меры по воспроизводству древесно-кустарниковой растительности вместо планируемой к вырубке, а также стоимость возмещения ущерба, которая выплачивается в местный бюджет. Без данного документа невозможно строительство объектов, для которых требуется разрешение на строительство.
(Бобров Д.В.)
("Гражданское право", 2021, N 6)На федеральном уровне п. 1.4.1 Приказа Госстроя Российской Федерации "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" устанавливает обязательное условие, согласно которому при строительстве работы на вырубку и пересадку не могут начаться без получения необходимых согласований от специального на то органа местного самоуправления <13>. Для этого составляется акт оценки зеленых насаждений, согласно которому определяется наносимый ущерб окружающей среде, меры по воспроизводству древесно-кустарниковой растительности вместо планируемой к вырубке, а также стоимость возмещения ущерба, которая выплачивается в местный бюджет. Без данного документа невозможно строительство объектов, для которых требуется разрешение на строительство.
Статья: Правовой режим городской растительности в России и зарубежных странах
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Региональное законодательство о зеленых насаждениях и иной городской растительности направлено в основном на установление запрета уничтожения и повреждения таких насаждений, закрепление обязанностей граждан и юридических лиц по содержанию зеленых насаждений, установление перечня допустимых случаев, а также правил вырубки зеленых насаждений и регламентацию порядка осуществления компенсационного озеленения в случаях уничтожения зеленых насаждений.
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Региональное законодательство о зеленых насаждениях и иной городской растительности направлено в основном на установление запрета уничтожения и повреждения таких насаждений, закрепление обязанностей граждан и юридических лиц по содержанию зеленых насаждений, установление перечня допустимых случаев, а также правил вырубки зеленых насаждений и регламентацию порядка осуществления компенсационного озеленения в случаях уничтожения зеленых насаждений.
Готовое решение: Как и с кого получить возмещение, если на ваш автомобиль упали дерево или снег
(КонсультантПлюс, 2025)дерево упало на автомобиль на территории (парковке), где собственник ненадлежащим образом содержал зеленые насаждения и не принял своевременно меры к выявлению аварийных деревьев и их обрезке (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.12.2019 N 88-1777/2019).
(КонсультантПлюс, 2025)дерево упало на автомобиль на территории (парковке), где собственник ненадлежащим образом содержал зеленые насаждения и не принял своевременно меры к выявлению аварийных деревьев и их обрезке (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.12.2019 N 88-1777/2019).
Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Региональное законодательство о зеленых насаждениях направлено в основном на установление запретов на уничтожение и повреждение таких насаждений, закрепление обязанностей граждан и юридических лиц по содержанию зеленых насаждений, установление перечня допустимых случаев, а также правил вырубки зеленых насаждений, регламентацию порядка осуществления компенсационного озеленения в случаях уничтожения зеленых насаждений.
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Региональное законодательство о зеленых насаждениях направлено в основном на установление запретов на уничтожение и повреждение таких насаждений, закрепление обязанностей граждан и юридических лиц по содержанию зеленых насаждений, установление перечня допустимых случаев, а также правил вырубки зеленых насаждений, регламентацию порядка осуществления компенсационного озеленения в случаях уничтожения зеленых насаждений.
"Обзор судебной практики по делам о картелях хозяйствующих субъектов, в том числе входящих в одну группу лиц (ноябрь 2020 года)"
(Управления по борьбе с картелями ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)4. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан принято решение о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" и МУП "Коммунальное хозяйство" путем заключения антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах на выполнение работ, связанных с содержанием зеленых насаждений, уборкой территорий, благоустройством муниципальных образований района.
(Управления по борьбе с картелями ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)4. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан принято решение о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" и МУП "Коммунальное хозяйство" путем заключения антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах на выполнение работ, связанных с содержанием зеленых насаждений, уборкой территорий, благоустройством муниципальных образований района.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 56-АПА19-11 об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 4 февраля 2019 г. по делу N 3а-29/2019, которым был удовлетворен административный иск о признании недействующими в части Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 г. N 507 // СПС "КонсультантПлюс".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2019 г. N 56-АПА19-11 об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 4 февраля 2019 г. по делу N 3а-29/2019, которым был удовлетворен административный иск о признании недействующими в части Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утв. решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 г. N 507 // СПС "КонсультантПлюс".