Содержание проекта межевания территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание проекта межевания территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 43 "Проект межевания территории" Градостроительного кодекса РФ"Как следует из положений указанной нормы сведения, содержащиеся в проекте межевания территории вообще не должны учитываться при уточнении границ земельного участка, поскольку, по смыслу ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории является документом, на основании которого осуществляется определение местоположения границ образуемых (а не подлежащих уточнению) земельных участков."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные слушания, общественные обсуждения
(КонсультантПлюс, 2025)Заключение о результатах публичных слушаний по проектам планировки, межевания территорий не содержит обязательных к исполнению положений для органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)Заключение о результатах публичных слушаний по проектам планировки, межевания территорий не содержит обязательных к исполнению положений для органов местного самоуправления
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к содержанию проекта межевания территории приведены в ч. 3 - 7 ст. 43 ГрК РФ. Он включает в себя основную часть, которая утверждается, и обоснование проекта. Основная часть, в свою очередь, состоит из текстовой части и чертежей межевания территории. Отметим, что графическая часть должна быть подготовлена в соответствии с системой координат, которая используется для ведения ЕГРН (п. 1 ч. 3 ст. 41.1 ГрК РФ). Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
(КонсультантПлюс, 2025)Требования к содержанию проекта межевания территории приведены в ч. 3 - 7 ст. 43 ГрК РФ. Он включает в себя основную часть, которая утверждается, и обоснование проекта. Основная часть, в свою очередь, состоит из текстовой части и чертежей межевания территории. Отметим, что графическая часть должна быть подготовлена в соответствии с системой координат, которая используется для ведения ЕГРН (п. 1 ч. 3 ст. 41.1 ГрК РФ). Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Готовое решение: Какие требования установлены к подготовке и согласованию документации по планировке территории
(КонсультантПлюс, 2025)К содержанию проекта межевания территории установлены аналогичные требования.
(КонсультантПлюс, 2025)К содержанию проекта межевания территории установлены аналогичные требования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. В случае, если требуется установление сервитута на срок более чем пять лет, заявление об установлении сервитута направляется с приложением карты (плана), согласованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержащей сведения о границах зоны действия сервитута и подготовленной в соответствии с данными, содержащимися в проекте планировки территории, проекте межевания территории, в которых отображаются устанавливаемые сервитуты. Изготовление указанной карты (плана) осуществляется по инициативе лица, заинтересованного в установлении сервитута, и за его счет.
(ред. от 30.12.2021)
"Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2. В случае, если требуется установление сервитута на срок более чем пять лет, заявление об установлении сервитута направляется с приложением карты (плана), согласованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержащей сведения о границах зоны действия сервитута и подготовленной в соответствии с данными, содержащимися в проекте планировки территории, проекте межевания территории, в которых отображаются устанавливаемые сервитуты. Изготовление указанной карты (плана) осуществляется по инициативе лица, заинтересованного в установлении сервитута, и за его счет.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены Требования к подготовке межевого плана, согласно пункту 70 которых выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в данных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания проекта межевания территории, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке. При отсутствии таких документов или сведений в проекте межевания территории, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены Требования к подготовке межевого плана, согласно пункту 70 которых выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в данных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания проекта межевания территории, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке. При отсутствии таких документов или сведений в проекте межевания территории, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3, 4. Требования к содержанию проекта межевания территории приведены в ч. 3 ст. 43 ГрК РФ. Он включает в себя основную часть, которая утверждается, и обоснование проекта.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3, 4. Требования к содержанию проекта межевания территории приведены в ч. 3 ст. 43 ГрК РФ. Он включает в себя основную часть, которая утверждается, и обоснование проекта.
Статья: Феномен спойлерства и значение цели в публичном праве
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 5)Сказанное, безусловно, касается не только приведенной категории дел: похожая ситуация может возникнуть, например, с оспариванием проекта планировки (проекта межевания) территории, который содержит как общую (нормативную), так и индивидуальную (правоприменительную) часть, скажем, об изъятии в публичных нуждах конкретного земельного участка. Нельзя исключать, что такая тактика будет использована, по меткому выражению И.Р. Медведева, для "отбеливания" нормативного акта, когда он оспаривается по основаниям и доводам, заведомо несостоятельным ("кривым"), чтобы избежать признания его незаконным в будущем <5>. Косвенным подтверждением спойлерского характера таких действий ученый предложил считать неявку административного истца в судебное заседание в отсутствие объективных к тому препятствий. Какие же варианты толкования могут быть использованы для противодействия потенциально недобросовестным практикам?
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 5)Сказанное, безусловно, касается не только приведенной категории дел: похожая ситуация может возникнуть, например, с оспариванием проекта планировки (проекта межевания) территории, который содержит как общую (нормативную), так и индивидуальную (правоприменительную) часть, скажем, об изъятии в публичных нуждах конкретного земельного участка. Нельзя исключать, что такая тактика будет использована, по меткому выражению И.Р. Медведева, для "отбеливания" нормативного акта, когда он оспаривается по основаниям и доводам, заведомо несостоятельным ("кривым"), чтобы избежать признания его незаконным в будущем <5>. Косвенным подтверждением спойлерского характера таких действий ученый предложил считать неявку административного истца в судебное заседание в отсутствие объективных к тому препятствий. Какие же варианты толкования могут быть использованы для противодействия потенциально недобросовестным практикам?