Содержание прилегающей территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание прилегающей территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 42 "Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков" ЗК РФТаким образом, обязанность собственников зданий, домовладений и земельных участков участвовать в содержании прилегающих территорий возникает у них непосредственно в силу норм федерального законодательства."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, действующим законодательством предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290
(ред. от 07.03.2025)
"О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"
(вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:
(ред. от 07.03.2025)
"О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"
(вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)III. СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
(с изм. от 22.06.2022)
"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)III. СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
Статья: Учет у УК-арендатора при управлении МКД в собственности юрлица
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Постановлении АС СЗО от 18.08.2015 N Ф07-4667/2015 по делу N А13-8872/2014 пояснено: исходя из комплексного анализа норм гражданского законодательства, регулирующих отношения сторон по аренде имущества, налогового законодательства, определяющих объект обложения НДС, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 N 5905/98 и от 06.04.2000 N 7349/99 по делу N А40-13861/99-9-197, а также разъяснения, приведенные в Письме ФНС России N ШС-22-3/86@, которое согласовано с Минфином, о применении НДС при приобретении в Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, суды пришли к выводу о том, что истец, являясь заказчиком услуг по содержанию прилегающей территории, перепредъявил ответчику часть их стоимости, что не является реализацией и не относится к объекту обложения НДС. При перечислении денежных средств арендатором арендодателю в целях компенсации указанных расходов, осуществляемой отдельно от арендных платежей, объекта налогообложения не возникает. В данном случае отсутствует обязательство арендатора компенсировать арендодателю спорные расходы с учетом НДС. Обратное подателем жалобы не доказано.
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В Постановлении АС СЗО от 18.08.2015 N Ф07-4667/2015 по делу N А13-8872/2014 пояснено: исходя из комплексного анализа норм гражданского законодательства, регулирующих отношения сторон по аренде имущества, налогового законодательства, определяющих объект обложения НДС, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 N 5905/98 и от 06.04.2000 N 7349/99 по делу N А40-13861/99-9-197, а также разъяснения, приведенные в Письме ФНС России N ШС-22-3/86@, которое согласовано с Минфином, о применении НДС при приобретении в Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, суды пришли к выводу о том, что истец, являясь заказчиком услуг по содержанию прилегающей территории, перепредъявил ответчику часть их стоимости, что не является реализацией и не относится к объекту обложения НДС. При перечислении денежных средств арендатором арендодателю в целях компенсации указанных расходов, осуществляемой отдельно от арендных платежей, объекта налогообложения не возникает. В данном случае отсутствует обязательство арендатора компенсировать арендодателю спорные расходы с учетом НДС. Обратное подателем жалобы не доказано.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Согласно п. 2.7 должностной инструкции сторож содержит территорию, прилегающую к проходной и эвакуационным выходам здания общежития, в надлежащем состоянии (уборка снега, листвы, грязи и мусора).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Согласно п. 2.7 должностной инструкции сторож содержит территорию, прилегающую к проходной и эвакуационным выходам здания общежития, в надлежащем состоянии (уборка снега, листвы, грязи и мусора).
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Например, организация заключила с музеем-заповедником договор аренды помещения для организации кафе в парке. По договору организация обязана содержать прилегающую к кафе территорию в надлежащем состоянии: летом высаживать газон и цветы, зимой убирать снег.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, организация заключила с музеем-заповедником договор аренды помещения для организации кафе в парке. По договору организация обязана содержать прилегающую к кафе территорию в надлежащем состоянии: летом высаживать газон и цветы, зимой убирать снег.
Готовое решение: Какие права и обязанности есть у собственника недвижимого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдать правила благоустройства при эксплуатации зданий, строений и сооружений. Например, в некоторых случаях собственник обязан принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий (ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ). Кроме того, эти правила предусматривают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 2 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025);
(КонсультантПлюс, 2025)соблюдать правила благоустройства при эксплуатации зданий, строений и сооружений. Например, в некоторых случаях собственник обязан принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий (ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ). Кроме того, эти правила предусматривают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 2 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025);
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Между тем в отношениях по благоустройству есть и практический аспект, связанный с тем, что в границах муниципалитетов существуют некие пространства, которые кто-то должен поддерживать в надлежащем состоянии: или частные собственники прилегающих земельных участков, или муниципалитеты, у которых на это нет денег в местном бюджете. До недавнего времени попытки муниципалитетов возложить на частных собственников обязанности по содержанию прилегающих территорий не имели успеха - суды и прокуратура справедливо, на наш взгляд, отмечали, что в таком случае затрагиваются гражданско-правовые обязанности собственников по содержанию их имущества (земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них), хотя муниципальные акты не могут регулировать гражданско-правовые отношения <3>. Однако после внесения изменений в 2017 г. в Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) практически во всех правилах благоустройства муниципальных образований появилась обязанность частных собственников по содержанию (уборке, очистке от отходов и т.п.) прилегающей территории.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Между тем в отношениях по благоустройству есть и практический аспект, связанный с тем, что в границах муниципалитетов существуют некие пространства, которые кто-то должен поддерживать в надлежащем состоянии: или частные собственники прилегающих земельных участков, или муниципалитеты, у которых на это нет денег в местном бюджете. До недавнего времени попытки муниципалитетов возложить на частных собственников обязанности по содержанию прилегающих территорий не имели успеха - суды и прокуратура справедливо, на наш взгляд, отмечали, что в таком случае затрагиваются гражданско-правовые обязанности собственников по содержанию их имущества (земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них), хотя муниципальные акты не могут регулировать гражданско-правовые отношения <3>. Однако после внесения изменений в 2017 г. в Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) практически во всех правилах благоустройства муниципальных образований появилась обязанность частных собственников по содержанию (уборке, очистке от отходов и т.п.) прилегающей территории.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законом N 131-ФЗ определено понятие правил благоустройства - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Закон устанавливает содержание правил благоустройства территории муниципального образования, включая: 1) содержание территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешний вид фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирование, размещение, содержание и восстановление элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организацию освещения и архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организацию озеленения территории; 6) размещение информации на территории, в том числе установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещение и содержание детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организацию пешеходных коммуникаций; 9) обустройство территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборку территории; 11) организацию стоков ливневых вод; 12) порядок проведения земляных работ; 13) участие, в том числе финансовое, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определение границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ; 15) праздничное оформление территории; 16) порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Статья: О полномочиях органов местного самоуправления по регулированию благоустройства территории
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Согласно ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства (ч. 9 ст. 55.25). Порядок такого участия вправе определить органы местного самоуправления (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ).
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Согласно ГрК РФ лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства (ч. 9 ст. 55.25). Порядок такого участия вправе определить органы местного самоуправления (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ).
Готовое решение: Что означает бремя содержания имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Еще пример: правила благоустройства территории муниципального образования устанавливают случаи и порядок участия в содержании прилегающей территории. Они по общему правилу распространяются на лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений (ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ, п. 13 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025).
(КонсультантПлюс, 2025)Еще пример: правила благоустройства территории муниципального образования устанавливают случаи и порядок участия в содержании прилегающей территории. Они по общему правилу распространяются на лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений (ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ, п. 13 ч. 2 ст. 58 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;