Содержание пояснительной записки
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание пояснительной записки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Данная информация объективно подтверждается содержанием пояснительной записки к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год с итоговой суммой предельного дохода в 68 млн. 820 тыс. рублей. Тем самым законодатель области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31.12.2015, что не предполагало возможность ее применения в ином истолковании.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Данная информация объективно подтверждается содержанием пояснительной записки к законопроекту, в которой присутствовала ссылка именно на величину коэффициента-дефлятора за 2015 год с итоговой суммой предельного дохода в 68 млн. 820 тыс. рублей. Тем самым законодатель области зафиксировал предельно допустимую величину дохода в размере, указанном в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в редакции, которая действовала именно на 31.12.2015, что не предполагало возможность ее применения в ином истолковании.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 169 "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности" ГК РФПо смыслу приведенной выше правовой нормы и акта ее толкования в доход Российской Федерации все полученное сторонами, действовавшими умышленно, по ничтожной сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, можно взыскать только в случаях, предусмотренных законом. Такое толкование закона соответствует замыслу законодателя, изложенному в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании которого впоследствии был принят Федеральный закон от 7 июля 2013 года N 100-ФЗ, внесший изменения в ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в названной пояснительной записке указано, что основная реформа содержания ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященной антисоциальным сделкам, сводится к исключению из данного Кодекса изъятия в доход государства всего полученного по соответствующей сделке сторонами, действующими умышленно. Изъятие в доход государства возможно только в случаях, специально предусмотренных законом. В частности, в случае совершения сделки, предметом которой является деяние, обладающее признаками преступления (дача взятки, наем убийц, исполнителей террористических актов и проч.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить и представить пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760) и пояснения к отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)Пояснительная записка (ф. 0503760) состоит из пяти разделов, которые включают в себя текстовые и табличные элементы.
(КонсультантПлюс, 2025)Пояснительная записка (ф. 0503760) состоит из пяти разделов, которые включают в себя текстовые и табличные элементы.
Готовое решение: Как казенному учреждению заполнить и представить пояснительную записку (ф. 0503160) и пояснения к отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)Пояснительная записка (ф. 0503160) включает в себя текстовую часть, таблицы и приложения. Оформляйте ее с периодичностью, установленной для таблиц и приложений, входящих в состав записки (п. 151 Инструкции N 191н).
(КонсультантПлюс, 2025)Пояснительная записка (ф. 0503160) включает в себя текстовую часть, таблицы и приложения. Оформляйте ее с периодичностью, установленной для таблиц и приложений, входящих в состав записки (п. 151 Инструкции N 191н).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н
(ред. от 30.09.2024)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)152. Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в разрезе следующих разделов:
(ред. от 30.09.2024)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)152. Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в разрезе следующих разделов:
Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н
(ред. от 30.09.2024)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20558)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)56. Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) оформляется учреждением (обособленным подразделением) и составляется в разрезе следующих разделов:
(ред. от 30.09.2024)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20558)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)56. Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) оформляется учреждением (обособленным подразделением) и составляется в разрезе следующих разделов:
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, в которое включаются титульный лист, содержание, пояснительная записка, документы (в т.ч. фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в п. 2 Порядка описания границ, а также карта (план) объекта землеустройства. Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (п. 9 Порядка описания границ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, в которое включаются титульный лист, содержание, пояснительная записка, документы (в т.ч. фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в п. 2 Порядка описания границ, а также карта (план) объекта землеустройства. Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (п. 9 Порядка описания границ).
Статья: Эколого-правовые риски как универсальный критерий оценки экологического законодательства
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)При разработке проектов нормативных правовых актов в составе сопроводительных документов предусмотрена подготовка пояснительной записки к законопроекту. Требования к содержанию пояснительной записки проектов актов, вносимых в Правительство РФ, установлены в разд. IV Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260. Согласно п. 27 Регламента проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства, другие документы вносятся в Правительство и подготавливаются к рассмотрению в порядке, определяемом указанным разделом Регламента. Соответственно, для проектов указанных нормативных правовых актов должны разрабатываться пояснительные записки.
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)При разработке проектов нормативных правовых актов в составе сопроводительных документов предусмотрена подготовка пояснительной записки к законопроекту. Требования к содержанию пояснительной записки проектов актов, вносимых в Правительство РФ, установлены в разд. IV Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260. Согласно п. 27 Регламента проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства, другие документы вносятся в Правительство и подготавливаются к рассмотрению в порядке, определяемом указанным разделом Регламента. Соответственно, для проектов указанных нормативных правовых актов должны разрабатываться пояснительные записки.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Цели группового иска и досудебного порядка урегулирования споров. В первой главе мы подробно рассмотрели ключевые цели группового иска, поэтому ограничимся здесь только дополнительным приведением обоснования, содержащегося в пояснительной записке к законопроекту N 596417-7 <1>. В ней разработчики обосновывают необходимость введения регулирования групповой защиты в ГПК РФ и изменения АПК РФ в том числе следующим: "...Суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что способствует качественному и быстрому рассмотрению дел".
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)Цели группового иска и досудебного порядка урегулирования споров. В первой главе мы подробно рассмотрели ключевые цели группового иска, поэтому ограничимся здесь только дополнительным приведением обоснования, содержащегося в пояснительной записке к законопроекту N 596417-7 <1>. В ней разработчики обосновывают необходимость введения регулирования групповой защиты в ГПК РФ и изменения АПК РФ в том числе следующим: "...Суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что способствует качественному и быстрому рассмотрению дел".
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)- вынесение Правительством РФ соответствующего решения на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Ипотека и арендное жилье" и издание Президентом РФ поручения о внесении необходимых законодательных изменений. Данный юридический факт обусловил принятие Закона о Фонде. Так, из содержания пояснительной записки к проекту федерального закона N 139186-7 "К проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <292> следует, что он разработан во исполнение подпункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 февраля 2017 г. N Пр-317, а также в соответствии с пунктом 7 протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Ипотека и арендное жилье" от 24 января 2017 г. N 2 под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова;
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)- вынесение Правительством РФ соответствующего решения на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Ипотека и арендное жилье" и издание Президентом РФ поручения о внесении необходимых законодательных изменений. Данный юридический факт обусловил принятие Закона о Фонде. Так, из содержания пояснительной записки к проекту федерального закона N 139186-7 "К проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <292> следует, что он разработан во исполнение подпункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 февраля 2017 г. N Пр-317, а также в соответствии с пунктом 7 протокола заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Ипотека и арендное жилье" от 24 января 2017 г. N 2 под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова;
Статья: Раскрытие информации о нефинансовых активах в бухгалтерской отчетности университетов: действующая практика и перспективы
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 10)Результаты. На основе изучения структуры и содержания пояснительной записки, составляемой в соответствии с Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, обобщены и систематизированы положения действующих ФСБУ ГФ, регулирующие вопросы раскрытия информации о нефинансовых активах в отчетности. Рекомендованы форматы раскрытия информации об основных средствах и запасах в пояснениях к отчетности учреждений высшего образования в табличной форме.
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 10)Результаты. На основе изучения структуры и содержания пояснительной записки, составляемой в соответствии с Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, обобщены и систематизированы положения действующих ФСБУ ГФ, регулирующие вопросы раскрытия информации о нефинансовых активах в отчетности. Рекомендованы форматы раскрытия информации об основных средствах и запасах в пояснениях к отчетности учреждений высшего образования в табличной форме.
Статья: Круг действий, влекущих наказание по статье 284.3 УК РФ: проблема толкования нового закона и ее решение
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Однако в рассматриваемой ситуации этот простой и перспективный прием не может использоваться. Законопроект, который затем трансформировался в Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 157-ФЗ, был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - Госдума) 10 ноября 2022 г. <11>. Он не предусматривал дополнения УК РФ статьей 284.3 или иной статьей близкого содержания. Соответственно, пояснительная записка не содержит указания на мотивы этой новации и цель, которую хотели достичь авторы законопроекта. Если исходить из документов, находящихся в открытом доступе, то можно заключить следующее: статья 284.3 УК РФ впервые упомянута в таблице поправок, рекомендуемых к принятию ответственным Комитетом Госдумы. Авторами поправки значатся около 300 депутатов. Таблица представлена в Совет Госдумы 17 апреля 2023 г., т.е. за день до того, как законопроект был принят во втором и третьем (окончательном) чтении.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Однако в рассматриваемой ситуации этот простой и перспективный прием не может использоваться. Законопроект, который затем трансформировался в Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 157-ФЗ, был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - Госдума) 10 ноября 2022 г. <11>. Он не предусматривал дополнения УК РФ статьей 284.3 или иной статьей близкого содержания. Соответственно, пояснительная записка не содержит указания на мотивы этой новации и цель, которую хотели достичь авторы законопроекта. Если исходить из документов, находящихся в открытом доступе, то можно заключить следующее: статья 284.3 УК РФ впервые упомянута в таблице поправок, рекомендуемых к принятию ответственным Комитетом Госдумы. Авторами поправки значатся около 300 депутатов. Таблица представлена в Совет Госдумы 17 апреля 2023 г., т.е. за день до того, как законопроект был принят во втором и третьем (окончательном) чтении.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Определяя конкретное содержание пояснительной записки, нужно исходить из того, что отраженная в ней информация адресована заинтересованным пользователям отчетности (акционерам, кредиторам, инвесторам, в том числе потенциальным и т.д.). Соответственно, информация, отраженная в пояснительной записке, призвана оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Определяя конкретное содержание пояснительной записки, нужно исходить из того, что отраженная в ней информация адресована заинтересованным пользователям отчетности (акционерам, кредиторам, инвесторам, в том числе потенциальным и т.д.). Соответственно, информация, отраженная в пояснительной записке, призвана оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 22 указанного Постановления в случае отказа одного или нескольких согласующих органов, владельцев автомобильных дорог в согласовании документации по планировке территории инициатор или лицо, указанное в ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе направить в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа обращение о проведении согласительного совещания с участием согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, отказавших в согласовании документации по планировке территории, в целях урегулирования разногласий. К обращению о проведении согласительного совещания прилагаются документация по планировке территории, отказы в ее согласовании согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, а также пояснительная записка, содержащая аргументированные позиции инициатора или лица, указанного в ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по каждому замечанию согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, послужившему основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории. В течение 10 рабочих дней со дня получения обращения о проведении согласительного совещания уполномоченный орган проводит согласительное совещание с участием согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, отказавших в согласовании документации по планировке территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 22 указанного Постановления в случае отказа одного или нескольких согласующих органов, владельцев автомобильных дорог в согласовании документации по планировке территории инициатор или лицо, указанное в ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вправе направить в уполномоченный орган на бумажном носителе или в форме электронного документа обращение о проведении согласительного совещания с участием согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, отказавших в согласовании документации по планировке территории, в целях урегулирования разногласий. К обращению о проведении согласительного совещания прилагаются документация по планировке территории, отказы в ее согласовании согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, а также пояснительная записка, содержащая аргументированные позиции инициатора или лица, указанного в ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по каждому замечанию согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, послужившему основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории. В течение 10 рабочих дней со дня получения обращения о проведении согласительного совещания уполномоченный орган проводит согласительное совещание с участием согласующих органов, владельцев автомобильных дорог, отказавших в согласовании документации по планировке территории.
Статья: Системные дефекты федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)В продолжение этого следует расширить требования к содержанию пояснительной записки к законопроекту, предусмотрев отражение в ней, помимо предмета законодательного регулирования, концепции законопроекта, мотивированного обоснования необходимости принятия законопроекта, также сведений о фамилиях и должностях непосредственных разработчиков, об организациях и экспертах, привлекаемых к разработке законопроектов, о размере оплаты всех перечисленных лиц за участие в разработке законопроекта.
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)В продолжение этого следует расширить требования к содержанию пояснительной записки к законопроекту, предусмотрев отражение в ней, помимо предмета законодательного регулирования, концепции законопроекта, мотивированного обоснования необходимости принятия законопроекта, также сведений о фамилиях и должностях непосредственных разработчиков, об организациях и экспертах, привлекаемых к разработке законопроектов, о размере оплаты всех перечисленных лиц за участие в разработке законопроекта.
Статья: Порядок и пределы возмещения сумм, затраченных на обращение за квалифицированной юридической помощью в уголовном процессе
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Особо следует отметить, что вопрос о возмещении убытков, возникших в связи с обращением за юридической помощью на стадии возбуждения уголовного дела (в случае обжалования незаконного отказа в принятии сообщения о преступлении, затягивания сроков проверки такого сообщения, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела), в ряде случаев разрешается в порядке гражданского судопроизводства (ст. 15, 1069 ГК РФ). В подобных ситуациях суды обращают внимание на необходимость выяснения вопроса о том, "было ли в дальнейшем возбуждено уголовное дело по заявлению истца" <59>. Указанное обстоятельство имеет юридическое значение в связи с тем, что в случае дальнейшего возбуждения уголовного дела расходы на оплату помощи представителя (в том числе связанные с обжалованием незаконных действий и решений должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении) взыскиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора в порядке, предусмотренном статьей 131 УПК РФ. На необходимость признания понесенных на стадии возбуждения уголовного дела расходов процессуальными издержками указывают и авторы принятых поправок к тексту уголовно-процессуального закона <60>. Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту определение процессуальных издержек как связанных с "уголовным судопроизводством", а не "производством по уголовному делу" (старая редакция) позволяет устранить неопределенность при решении вопроса об отнесении произведенных на этапе проверки сообщения о преступлении расходов к процессуальным издержкам <61>.
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Особо следует отметить, что вопрос о возмещении убытков, возникших в связи с обращением за юридической помощью на стадии возбуждения уголовного дела (в случае обжалования незаконного отказа в принятии сообщения о преступлении, затягивания сроков проверки такого сообщения, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела), в ряде случаев разрешается в порядке гражданского судопроизводства (ст. 15, 1069 ГК РФ). В подобных ситуациях суды обращают внимание на необходимость выяснения вопроса о том, "было ли в дальнейшем возбуждено уголовное дело по заявлению истца" <59>. Указанное обстоятельство имеет юридическое значение в связи с тем, что в случае дальнейшего возбуждения уголовного дела расходы на оплату помощи представителя (в том числе связанные с обжалованием незаконных действий и решений должностных лиц на этапе проверки сообщения о преступлении) взыскиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора в порядке, предусмотренном статьей 131 УПК РФ. На необходимость признания понесенных на стадии возбуждения уголовного дела расходов процессуальными издержками указывают и авторы принятых поправок к тексту уголовно-процессуального закона <60>. Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту определение процессуальных издержек как связанных с "уголовным судопроизводством", а не "производством по уголовному делу" (старая редакция) позволяет устранить неопределенность при решении вопроса об отнесении произведенных на этапе проверки сообщения о преступлении расходов к процессуальным издержкам <61>.