Содержание мест погребения
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание мест погребения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктами 18, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
(КонсультантПлюс, 2025)К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктами 18, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки деятельности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктами 18, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
(КонсультантПлюс, 2025)К вопросам местного значения городского поселения в соответствии с пунктами 18, 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения
Ситуация: Как получить удостоверение о захоронении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицом, ответственным за место захоронения, считается гражданин, взявший на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним. На практике часто таким лицом является тот, кто занимался организацией похорон и нес необходимые расходы по захоронению (п. 2.1.15 ГОСТ 32609-2014; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 N 88-19/2021 по делу N 2-4628/2019).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лицом, ответственным за место захоронения, считается гражданин, взявший на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним. На практике часто таким лицом является тот, кто занимался организацией похорон и нес необходимые расходы по захоронению (п. 2.1.15 ГОСТ 32609-2014; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 N 88-19/2021 по делу N 2-4628/2019).
Статья: Муниципальная реформа в России в контексте мировых моделей организации местного самоуправления в федеративных системах
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Реформа компетенции далека от того, чтобы ее можно было назвать сбалансированной, скорее совсем наоборот: текущие полномочия местного уровня власти изымаются и частично возвращаются под условием установления за ними контроля при отсутствии финансирования. О циничности и фактической паразитарности такого подхода можно сделать вывод, обратившись к конкретному примеру: в ранее действовавшем федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к полномочиям местного уровня власти отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14), а новый Закон относит к потенциальным полномочиям органов местного самоуправления лишь содержание мест захоронения (пункт 10 части 2 статьи 32). Таким образом, законодатели предлагают передать государственной власти субъектов РФ такой неоднозначный источник доходов как ритуальные услуги, при этом оставляя муниципалитетам заведомо расходные полномочия по содержанию мест захоронения, продолжая контролировать осуществление этих полномочий и не выделяя дополнительных средств на их реализацию. Подобный подход к правовому регулированию компетенции местного уровня власти не только не характерен для проанализированных федеративных систем, но вообще скорее присущ феодально-абсолютистскому обществу, нежели современной сверхдержаве, которой активно позиционирует себя Россия.
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Реформа компетенции далека от того, чтобы ее можно было назвать сбалансированной, скорее совсем наоборот: текущие полномочия местного уровня власти изымаются и частично возвращаются под условием установления за ними контроля при отсутствии финансирования. О циничности и фактической паразитарности такого подхода можно сделать вывод, обратившись к конкретному примеру: в ранее действовавшем федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к полномочиям местного уровня власти отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14), а новый Закон относит к потенциальным полномочиям органов местного самоуправления лишь содержание мест захоронения (пункт 10 части 2 статьи 32). Таким образом, законодатели предлагают передать государственной власти субъектов РФ такой неоднозначный источник доходов как ритуальные услуги, при этом оставляя муниципалитетам заведомо расходные полномочия по содержанию мест захоронения, продолжая контролировать осуществление этих полномочий и не выделяя дополнительных средств на их реализацию. Подобный подход к правовому регулированию компетенции местного уровня власти не только не характерен для проанализированных федеративных систем, но вообще скорее присущ феодально-абсолютистскому обществу, нежели современной сверхдержаве, которой активно позиционирует себя Россия.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил два контракта с единственным исполнителем по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по текущему содержанию кладбищ города. При этом перечень объектов являлся одинаковым. Общая сумма контрактов превысила максимально допустимую цену, предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил два контракта с единственным исполнителем по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по текущему содержанию кладбищ города. При этом перечень объектов являлся одинаковым. Общая сумма контрактов превысила максимально допустимую цену, предусмотренную п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Эксгумация в процессе судопроизводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 5, п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 17 Закона о погребении действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством РФ. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, связанных с погребением, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 5, п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 17 Закона о погребении действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством РФ. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, связанных с погребением, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статья: Расходы на погребение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 6.1 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованных протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1 (далее - Рекомендации), в церемонию похорон входят, как правило, обряды: омовения и подготовки к похоронам; траурного кортежа (похоронного поезда); прощания и панихиды (траурного митинга); переноса останков к месту погребения; захоронения останков (праха после кремации); поминовения. Подготовка к погребению включает в себя: получение медицинского свидетельства о смерти; получение государственного свидетельства о смерти в органах ЗАГС; перевозку умершего в патологоанатомическое отделение (если для этого есть основания); приобретение и доставку похоронных принадлежностей; оформление счета-заказа на проведение погребения; омовение, пастижерные операции и облачение с последующим уложением умершего в гроб; приобретение продуктов для поминальной трапезы или заказ на нее. При необходимости в этот перечень включается перевозка умершего с места смерти к месту погребения в другой населенный пункт (п. 6.49 Рекомендаций).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 6.1 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованных протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1 (далее - Рекомендации), в церемонию похорон входят, как правило, обряды: омовения и подготовки к похоронам; траурного кортежа (похоронного поезда); прощания и панихиды (траурного митинга); переноса останков к месту погребения; захоронения останков (праха после кремации); поминовения. Подготовка к погребению включает в себя: получение медицинского свидетельства о смерти; получение государственного свидетельства о смерти в органах ЗАГС; перевозку умершего в патологоанатомическое отделение (если для этого есть основания); приобретение и доставку похоронных принадлежностей; оформление счета-заказа на проведение погребения; омовение, пастижерные операции и облачение с последующим уложением умершего в гроб; приобретение продуктов для поминальной трапезы или заказ на нее. При необходимости в этот перечень включается перевозка умершего с места смерти к месту погребения в другой населенный пункт (п. 6.49 Рекомендаций).
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- содержание мест захоронения;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- содержание мест захоронения;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)На практике руководствуются Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (протокол Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1 (далее - Рекомендации о порядке похорон)).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)На практике руководствуются Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (протокол Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1 (далее - Рекомендации о порядке похорон)).
Статья: Правовое регулирование деятельности по оказанию ритуальных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минрегиона РФ от 23.07.2007 N 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг", в частности, отмечается: в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В связи с изложенным муниципальные унитарные предприятия (специализированные службы по вопросам похоронного дела) не правомочны самостоятельно устанавливать цены и тарифы на оказываемые ими ритуальные услуги. Закон о похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью. Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минрегиона РФ от 23.07.2007 N 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг", в частности, отмечается: в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В связи с изложенным муниципальные унитарные предприятия (специализированные службы по вопросам похоронного дела) не правомочны самостоятельно устанавливать цены и тарифы на оказываемые ими ритуальные услуги. Закон о похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью. Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.