Содержание лицензии на пользование недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание лицензии на пользование недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" Закона РФ "О недрах"СТАТЬЯ 12 "СОДЕРЖАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" Закона РФ "О недрах"СТАТЬЯ 12 "СОДЕРЖАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Лицензия на пользование недрами должна содержать:
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Лицензия на пользование недрами должна содержать:
Приказ Минприроды России N 782, Роснедр N 13 от 25.10.2021
(ред. от 11.04.2023)
"Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 N 66307)Зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2021 г. N 66307
(ред. от 11.04.2023)
"Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 N 66307)Зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2021 г. N 66307
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- содержание лицензии на право пользования недрами (ст. 12);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- содержание лицензии на право пользования недрами (ст. 12);
Статья: Готовится новая форма декларации по налогу на прибыль организаций
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)Скорректирован перечень кодов признака налогоплательщика. Исключается строка, содержащая сведения о лицензии на пользование участками недр. Эти сведения будут раскрываться в реквизите "Номер документа".
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)Скорректирован перечень кодов признака налогоплательщика. Исключается строка, содержащая сведения о лицензии на пользование участками недр. Эти сведения будут раскрываться в реквизите "Номер документа".
Готовое решение: Какие ставки НДС применяются
(КонсультантПлюс, 2025)драгоценных металлов организациями, которые добывают или производят их из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также организациями, которые без лицензии на пользование недрами производят драгоценные металлы из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)драгоценных металлов организациями, которые добывают или производят их из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также организациями, которые без лицензии на пользование недрами производят драгоценные металлы из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Существенные отличия порядка создания искусственных островов содержатся непосредственно в пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона о морских водах РФ, а также в Правилах создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации <12> (далее - Правила создания искусственных островов). Так, право на создание таких островов возникает на основании лицензии на пользование недрами. Согласно Федеральному закону о морских водах РФ получение каких-либо иных разрешений не требуется, то есть по смыслу закона лицензия на пользование недрами заменяет разрешение на строительство и все иные документы, которые необходимы для его получения, кроме проектной документации. Правилами создания искусственных островов предусматривается необходимость получения отдельного разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4). Однако нет точного разъяснения, выдается ли отдельное разрешение также при наличии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Нет определенности в этом вопросе и в пункте 1 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов (далее - Административный регламент предоставления государственной услуги) <13>. По букве Федерального закона о морских водах РФ разрешение должно выдаваться при отсутствии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Также из содержания Правил создания искусственных островов неясно, должно ли быть получено решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование для создания искусственных островов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК РФ, а также его место в процедуре получения разрешения.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Существенные отличия порядка создания искусственных островов содержатся непосредственно в пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона о морских водах РФ, а также в Правилах создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации <12> (далее - Правила создания искусственных островов). Так, право на создание таких островов возникает на основании лицензии на пользование недрами. Согласно Федеральному закону о морских водах РФ получение каких-либо иных разрешений не требуется, то есть по смыслу закона лицензия на пользование недрами заменяет разрешение на строительство и все иные документы, которые необходимы для его получения, кроме проектной документации. Правилами создания искусственных островов предусматривается необходимость получения отдельного разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4). Однако нет точного разъяснения, выдается ли отдельное разрешение также при наличии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Нет определенности в этом вопросе и в пункте 1 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов (далее - Административный регламент предоставления государственной услуги) <13>. По букве Федерального закона о морских водах РФ разрешение должно выдаваться при отсутствии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Также из содержания Правил создания искусственных островов неясно, должно ли быть получено решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование для создания искусственных островов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК РФ, а также его место в процедуре получения разрешения.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, содержатся в лицензии на право пользования недрами либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, содержатся в лицензии на право пользования недрами либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.
Статья: Горная выработка как объект обложения налогом на имущество организаций: природный ресурс или недвижимость
(Котляров М.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)По состоянию на 7 мая 2025 г. в Государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами <5> содержится 269 970 записей, из которых 93 064 имеют статус действующих. В России расположены тысячи месторождений, в результате освоения которых создаются специфические объекты - горные выработки. Очевидно, что любые инициативы, а тем более практические действия по отнесению горных выработок к самостоятельным объектам налогообложения затрагивают интересы большого количества компаний-недропользователей.
(Котляров М.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)По состоянию на 7 мая 2025 г. в Государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами <5> содержится 269 970 записей, из которых 93 064 имеют статус действующих. В России расположены тысячи месторождений, в результате освоения которых создаются специфические объекты - горные выработки. Очевидно, что любые инициативы, а тем более практические действия по отнесению горных выработок к самостоятельным объектам налогообложения затрагивают интересы большого количества компаний-недропользователей.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В силу требований п. 14 ст. 12 Закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В силу требований п. 14 ст. 12 Закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель.