Содержание генерального плана
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание генерального плана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФСТАТЬЯ 23 "СОДЕРЖАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПОСЕЛЕНИЯ,
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФСТАТЬЯ 23 "СОДЕРЖАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПОСЕЛЕНИЯ,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание генерального плана поселения,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание генерального плана поселения,
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
(ред. от 31.07.2025)Статья 23. Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа
Приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 N 273
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"XXVII. Состав генерального плана городского округа,
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"XXVII. Состав генерального плана городского округа,
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Генеральный план (Генплан) может готовиться в отношении всей территории поселения (муниципального округа, городского округа) или ее части, например только в отношении одного населенного пункта. По своему содержанию Генплан схож со схемой территориального планирования муниципального района. Этот документ включает:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Генеральный план (Генплан) может готовиться в отношении всей территории поселения (муниципального округа, городского округа) или ее части, например только в отношении одного населенного пункта. По своему содержанию Генплан схож со схемой территориального планирования муниципального района. Этот документ включает:
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Данный вывод подтверждается законодательными изменениями, принятыми Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20> (далее - Закон N 264-ФЗ). Закон N 264-ФЗ внес изменения в перечень градостроительных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрев возможность установления в законодательстве субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности особенностей содержания документов территориального планирования, а именно генеральные планы могут не содержать карты планируемого размещения объектов местного значения и территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются. В научной литературе профессиональным сообществом эти новеллы законодательства были восприняты неоднозначно, поскольку внесенные изменения, с одной стороны, соответствуют ключевым задачам Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2023 года с прогнозом до 2035 года <21> по сокращению инвестиционно-строительного цикла, с другой стороны, фактически снижают уровень общественного контроля за деятельностью уполномоченных органов в сфере градостроительной деятельности ввиду того, что "на публичные слушания может выноситься генеральный план, который не позволяет гражданам понять и оценить перспективы развития их муниципалитета" <22>. Кроме того, отсутствие необходимости закрепления дополнительных критериев или случаев, при которых допускается "отступления от правил" к содержанию генеральных планов в соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, на практике может привести к юридическим коллизиям. Так, например, широкие пределы дискреции субъектов Российской Федерации создали "юридическую неоднозначность и организационную сложность использования института перераспределения полномочий муниципальных образований" <23>. В целом, практика регионов Российской Федерации <24> свидетельствует об отсутствии заинтересованности в "механическом" ускорении реализации инвестиционных и строительных проектов в целях сохранения правовой и политической определенности комплексного развития городов.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Данный вывод подтверждается законодательными изменениями, принятыми Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20> (далее - Закон N 264-ФЗ). Закон N 264-ФЗ внес изменения в перечень градостроительных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрев возможность установления в законодательстве субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности особенностей содержания документов территориального планирования, а именно генеральные планы могут не содержать карты планируемого размещения объектов местного значения и территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются. В научной литературе профессиональным сообществом эти новеллы законодательства были восприняты неоднозначно, поскольку внесенные изменения, с одной стороны, соответствуют ключевым задачам Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2023 года с прогнозом до 2035 года <21> по сокращению инвестиционно-строительного цикла, с другой стороны, фактически снижают уровень общественного контроля за деятельностью уполномоченных органов в сфере градостроительной деятельности ввиду того, что "на публичные слушания может выноситься генеральный план, который не позволяет гражданам понять и оценить перспективы развития их муниципалитета" <22>. Кроме того, отсутствие необходимости закрепления дополнительных критериев или случаев, при которых допускается "отступления от правил" к содержанию генеральных планов в соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, на практике может привести к юридическим коллизиям. Так, например, широкие пределы дискреции субъектов Российской Федерации создали "юридическую неоднозначность и организационную сложность использования института перераспределения полномочий муниципальных образований" <23>. В целом, практика регионов Российской Федерации <24> свидетельствует об отсутствии заинтересованности в "механическом" ускорении реализации инвестиционных и строительных проектов в целях сохранения правовой и политической определенности комплексного развития городов.
Статья: Пределы судебного контроля при обжаловании решений, действий и бездействия должностных лиц
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Другой пример неоднозначности правового регулирования содержится в ст. 51 ГрК РФ, регулирующей процедуру согласования уведомлений о начале строительства объектов ИЖС. С одной стороны, в указанной норме содержится закрытый перечень оснований отказа в согласовании уведомления (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ), что ясно и недвусмысленно указывает на круг вопросов, которые подлежат проверке при оказании муниципальной услуги. С другой стороны, должностные лица при рассмотрении подобных обращений анализируют помимо содержания ст. 51 ГрК РФ другие обстоятельства, например содержание генерального плана, утвержденного на данной территории, увеличивая тем самым основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Согласно правовой позиции ВС РФ, высказанной в отношении ст. 51 ГрК РФ, органу местного самоуправления все же следует проводить полную и всестороннюю оценку фактических обстоятельств <15> во избежание излишнего формализма при принятии решения. В частности, установление сервитута на земельный участок <16> или наличие мирового соглашения с собственником соседнего земельного участка позволяют осуществлять реконструкцию жилого дома, несмотря на формальное несоответствие планируемой реконструкции правилам землепользования и застройки, утвержденным на спорной территории.
(Кузнецова О.А., Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Другой пример неоднозначности правового регулирования содержится в ст. 51 ГрК РФ, регулирующей процедуру согласования уведомлений о начале строительства объектов ИЖС. С одной стороны, в указанной норме содержится закрытый перечень оснований отказа в согласовании уведомления (ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ), что ясно и недвусмысленно указывает на круг вопросов, которые подлежат проверке при оказании муниципальной услуги. С другой стороны, должностные лица при рассмотрении подобных обращений анализируют помимо содержания ст. 51 ГрК РФ другие обстоятельства, например содержание генерального плана, утвержденного на данной территории, увеличивая тем самым основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Согласно правовой позиции ВС РФ, высказанной в отношении ст. 51 ГрК РФ, органу местного самоуправления все же следует проводить полную и всестороннюю оценку фактических обстоятельств <15> во избежание излишнего формализма при принятии решения. В частности, установление сервитута на земельный участок <16> или наличие мирового соглашения с собственником соседнего земельного участка позволяют осуществлять реконструкцию жилого дома, несмотря на формальное несоответствие планируемой реконструкции правилам землепользования и застройки, утвержденным на спорной территории.
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)При этом заявитель, являясь собственником земельных участков, в настоящее время не использует земельные участки в какой-либо хозяйственной деятельности (владеет активом). Наряду с этим спорные земельные участки не заняты жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса. Доказательств в подтверждение нахождения на земельных участках данных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в 2022 году материалы дела не содержат. Ссылка заявителя на утвержденный генеральный план, согласно которому спорные земельные участки предназначены для застройки индивидуальными жилыми домами, социальными объектами и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не опровергает наличие у ИП цели на извлечение прибыли.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)При этом заявитель, являясь собственником земельных участков, в настоящее время не использует земельные участки в какой-либо хозяйственной деятельности (владеет активом). Наряду с этим спорные земельные участки не заняты жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса. Доказательств в подтверждение нахождения на земельных участках данных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в 2022 году материалы дела не содержат. Ссылка заявителя на утвержденный генеральный план, согласно которому спорные земельные участки предназначены для застройки индивидуальными жилыми домами, социальными объектами и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не опровергает наличие у ИП цели на извлечение прибыли.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов) содержится в генеральном плане (п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов) содержится в генеральном плане (п. 3 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).