Содержание детской площадки МКД
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание детской площадки МКД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 03.07.2024 по делу N 33-547/2024 (УИД 17RS0017-01-2022-011591-83)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Обстоятельства: В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях многоквартирного дома, находятся в ненадлежащем состоянии.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя исковое заявление, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего содержания детских игровых площадок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов, относящихся в общедомовому имуществу, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, данные объекты необходимо привести в надлежащее состояние. Судом учтено, что ООО УК "ЖЭУ-2" не осуществляет управление многоквартирным **, в связи с чем отказал в удовлетворения требований в части вышеуказанных домов.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Обстоятельства: В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что детские игровые площадки, расположенные на придомовых территориях многоквартирного дома, находятся в ненадлежащем состоянии.
Решение: Отказано.Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя исковое заявление, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего содержания детских игровых площадок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов, относящихся в общедомовому имуществу, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, данные объекты необходимо привести в надлежащее состояние. Судом учтено, что ООО УК "ЖЭУ-2" не осуществляет управление многоквартирным **, в связи с чем отказал в удовлетворения требований в части вышеуказанных домов.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 19.10.2022 по делу N 33а-18738/2022, 2а-5000/2022 (УИД 03RS0003-01-2022-004772-98)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании решения о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена.
Обстоятельства: Установлен факт того, что на рассматриваемых земельных участках планировалось размещение автомобильной стоянки и мусоросборных площадок, что не относится к элементам благоустройства.
Решение: Удовлетворено.Данное обстоятельство также подтверждено письмом управляющей компании ООО Домоуправление "Южный" от 22 июля 2021 года, согласно которому жилые дома N 1, 3, 3/1 находятся в управлении ООО Домоуправление "Южный"; на прилегающей к вышеуказанным многоквартирным домам территории N... расположены детская площадка, огороженная забором, скамейка, зеленые насаждения. На них возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах, осуществлению содержания и ухода за объектами благоустройства и элементами озеленения, расположенными на земельном участке, прилегающем к жилым домам (л.д. 72, т. 1).
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании решения о выдаче разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена.
Обстоятельства: Установлен факт того, что на рассматриваемых земельных участках планировалось размещение автомобильной стоянки и мусоросборных площадок, что не относится к элементам благоустройства.
Решение: Удовлетворено.Данное обстоятельство также подтверждено письмом управляющей компании ООО Домоуправление "Южный" от 22 июля 2021 года, согласно которому жилые дома N 1, 3, 3/1 находятся в управлении ООО Домоуправление "Южный"; на прилегающей к вышеуказанным многоквартирным домам территории N... расположены детская площадка, огороженная забором, скамейка, зеленые насаждения. На них возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах, осуществлению содержания и ухода за объектами благоустройства и элементами озеленения, расположенными на земельном участке, прилегающем к жилым домам (л.д. 72, т. 1).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок установки и содержания детских площадок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наличие оговорки "как правило", по существу, означает отсутствие у каких-либо лиц, включая собственников квартир в многоквартирном доме, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или управляющие организации, закрепленной законом обязанности устанавливать детские игровые и спортивные площадки. В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, эти работы не входят.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наличие оговорки "как правило", по существу, означает отсутствие у каких-либо лиц, включая собственников квартир в многоквартирном доме, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или управляющие организации, закрепленной законом обязанности устанавливать детские игровые и спортивные площадки. В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, эти работы не входят.
Статья: О толковании законодательного понятия общественного контроля в деятельности отдельных местных общественных палат (советов)
(Кокотова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Расширение предмета контроля в части круга подконтрольных субъектов. Наиболее принципиальным отличием можно назвать расширение предмета контроля <6>. В статьях 1 и 4 Закона об общественном контроле он определяется как деятельность органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Однако в практике рассматриваемых общественных палат (советов), помимо деятельности названных субъектов, проверяются также, например, организации общественного питания <7>, управляющие организации <8>. Для осуществления этого контроля используется проведение осмотров проверяемых объектов: детских площадок, подъездов многоквартирных домов, мест сбора мусора, т.е. контролируется в том числе территория, обязанности по содержанию которой, в соответствии с ч. 1 и 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ <9>, лежат на собственниках многоквартирных домов. Органы же местного самоуправления лишь осуществляют контроль за тем, надлежащим ли образом выполняются эти обязательства. Конечно, можно предположить, что общественные палаты (советы) оценивают в данном случае качество осуществления муниципального контроля, однако это представляется чрезмерно большой натяжкой. Для осуществления подобного контроля потребовалась бы проверка достаточного количества управляющих компаний, сопровождаемая анализом данных о количестве и периодичности проверок управляющих организаций, проведенных органами местного самоуправления, что не делается. Что касается общественного питания, то создание условий для обеспечения жителей такими услугами относится к вопросам местного значения тех же городских и сельских поселений.
(Кокотова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Расширение предмета контроля в части круга подконтрольных субъектов. Наиболее принципиальным отличием можно назвать расширение предмета контроля <6>. В статьях 1 и 4 Закона об общественном контроле он определяется как деятельность органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Однако в практике рассматриваемых общественных палат (советов), помимо деятельности названных субъектов, проверяются также, например, организации общественного питания <7>, управляющие организации <8>. Для осуществления этого контроля используется проведение осмотров проверяемых объектов: детских площадок, подъездов многоквартирных домов, мест сбора мусора, т.е. контролируется в том числе территория, обязанности по содержанию которой, в соответствии с ч. 1 и 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ <9>, лежат на собственниках многоквартирных домов. Органы же местного самоуправления лишь осуществляют контроль за тем, надлежащим ли образом выполняются эти обязательства. Конечно, можно предположить, что общественные палаты (советы) оценивают в данном случае качество осуществления муниципального контроля, однако это представляется чрезмерно большой натяжкой. Для осуществления подобного контроля потребовалась бы проверка достаточного количества управляющих компаний, сопровождаемая анализом данных о количестве и периодичности проверок управляющих организаций, проведенных органами местного самоуправления, что не делается. Что касается общественного питания, то создание условий для обеспечения жителей такими услугами относится к вопросам местного значения тех же городских и сельских поселений.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
(ред. от 07.03.2025)
"Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Приказ Минстроя России от 05.12.2014 N 789/пр
(ред. от 04.07.2024)
"Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2015 N 36550)На какое расстояние должны быть удалены от многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 <9>, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 16 <10>, от 14 декабря 2021 г. N 37 <10.1>, от 14 февраля 2022 г. N 6 <10.2>?
(ред. от 04.07.2024)
"Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2015 N 36550)На какое расстояние должны быть удалены от многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 <9>, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 16 <10>, от 14 декабря 2021 г. N 37 <10.1>, от 14 февраля 2022 г. N 6 <10.2>?
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Несмотря на указанную судебную практику, правила благоустройства отдельных муниципальных образований по-прежнему содержат правовые нормы, аналогичные признанным недействующими, что актуализирует задачу их приведения в соответствие с федеральными законами. Например, правила благоустройства Омска предусматривают, что в случае, если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован или образован по границам такого дома, обязанность по содержанию и уборке прилегающей к такому МКД территории, в том числе расположенных на такой территории элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в МКД, в следующих пределах:
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Несмотря на указанную судебную практику, правила благоустройства отдельных муниципальных образований по-прежнему содержат правовые нормы, аналогичные признанным недействующими, что актуализирует задачу их приведения в соответствие с федеральными законами. Например, правила благоустройства Омска предусматривают, что в случае, если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован или образован по границам такого дома, обязанность по содержанию и уборке прилегающей к такому МКД территории, в том числе расположенных на такой территории элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в МКД, в следующих пределах:
Статья: Общее имущество многоквартирного дома
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)4. Предложить организовать ремонт детских, игровых и спортивных площадок за счет средств, перечисляемых собственниками квартир на текущий ремонт и содержание общего имущества МКД.
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)4. Предложить организовать ремонт детских, игровых и спортивных площадок за счет средств, перечисляемых собственниками квартир на текущий ремонт и содержание общего имущества МКД.
Ситуация: Как осуществляется содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)содержание и ремонт стоянок, проездов, подъездных путей, которые находятся на земельном участке, входящем в состав общего имущества, и используются для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)содержание и ремонт стоянок, проездов, подъездных путей, которые находятся на земельном участке, входящем в состав общего имущества, и используются для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД;
Вопрос: Установлены ли правила содержания диких животных в домашних условиях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выгул животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц (исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- выгул животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц (исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных).
Вопрос: Как устранить препятствия в пользовании общедомовым имуществом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен дом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен дом.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Подтверждает данный вывод ст. 36 ЖК РФ, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Напомним, согласно подп. "ж" п. 2 Правил трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. По окончании строительства они передаются застройщиком организации, обслуживающей данный дом.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Подтверждает данный вывод ст. 36 ЖК РФ, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Напомним, согласно подп. "ж" п. 2 Правил трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. По окончании строительства они передаются застройщиком организации, обслуживающей данный дом.
Статья: Детский сад: проблемы и их анализ на законодательном уровне
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд пришел к выводу, что в ходе судебного следствия подтвердился факт осуществления Ф. предпринимательской деятельности в жилом помещении, которая нарушает права и законные интересы И. и иных собственников жилого дома. Размещение группы по присмотру за детьми в жилой квартире на втором этаже мешает нормальным условиям проживания и отдыха И. в своей квартире, создавая повышенный шум. Кроме того, Ф. в целях осуществления предпринимательской деятельности использует общее имущество собственников жилого дома, а именно лестничную площадку, для хранения детских колясок и санок, а также детскую площадку с находящимся на ней оборудованием на принадлежащем собственникам земельном участке без согласия указанных собственников, что также является нарушением их прав. Не имеет правового значения для существа спора соответствие размещения группы по присмотру за детьми в квартире на втором этаже и использования детской площадки требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилого фонда". Указанные правила не содержат разрешения индивидуальным предпринимателям использовать принадлежащее собственникам многоквартирного дома имущество без их согласия.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд пришел к выводу, что в ходе судебного следствия подтвердился факт осуществления Ф. предпринимательской деятельности в жилом помещении, которая нарушает права и законные интересы И. и иных собственников жилого дома. Размещение группы по присмотру за детьми в жилой квартире на втором этаже мешает нормальным условиям проживания и отдыха И. в своей квартире, создавая повышенный шум. Кроме того, Ф. в целях осуществления предпринимательской деятельности использует общее имущество собственников жилого дома, а именно лестничную площадку, для хранения детских колясок и санок, а также детскую площадку с находящимся на ней оборудованием на принадлежащем собственникам земельном участке без согласия указанных собственников, что также является нарушением их прав. Не имеет правового значения для существа спора соответствие размещения группы по присмотру за детьми в квартире на втором этаже и использования детской площадки требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилого фонда". Указанные правила не содержат разрешения индивидуальным предпринимателям использовать принадлежащее собственникам многоквартирного дома имущество без их согласия.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования цены договора управления многоквартирным домом
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках указанного спора правоприменитель пришел к выводу о том, что цена договора управления по своему нормативному содержанию шире, нежели понятие "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения". Последнее является составной частью цены договора, однако она им не исчерпывается. Фактическое наполнение услуг, стоимость которых учтена в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, ограничивается подзаконными нормативными правовыми актами, а именно Минимальным перечнем, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Постановление N 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <6> (далее - Правила N 416). Соответственно, услуги (работы), не предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, однако оказываемые лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при их утверждении на общем собрании подлежат дополнительной оплате собственниками помещений в многоквартирном доме. Иными словами, цена договора управления многоквартирным домом структурно состоит из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также стоимости иных (дополнительных) услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках договора управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения применяется для определения стоимости работ (услуг), выполнение которых предписано нормативными правовыми актами и является необходимым условием надлежащего исполнения договора управления многоквартирным домом. Цель оказания дополнительных услуг - повышение уровня комфортности проживания граждан в жилых помещениях. Такие услуги не являются нормативно обязательными при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (обеспечение дистанционного доступа к входной подъездной двери посредством мобильного приложения, оборудование современной детской площадки, создание и обслуживание на придомовом земельном участке зон для выгула домашних животных и т.д.).
(Чучман И.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках указанного спора правоприменитель пришел к выводу о том, что цена договора управления по своему нормативному содержанию шире, нежели понятие "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения". Последнее является составной частью цены договора, однако она им не исчерпывается. Фактическое наполнение услуг, стоимость которых учтена в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, ограничивается подзаконными нормативными правовыми актами, а именно Минимальным перечнем, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Постановление N 491), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами <6> (далее - Правила N 416). Соответственно, услуги (работы), не предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, однако оказываемые лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при их утверждении на общем собрании подлежат дополнительной оплате собственниками помещений в многоквартирном доме. Иными словами, цена договора управления многоквартирным домом структурно состоит из размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также стоимости иных (дополнительных) услуг, оказываемых управляющей организацией в рамках договора управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения применяется для определения стоимости работ (услуг), выполнение которых предписано нормативными правовыми актами и является необходимым условием надлежащего исполнения договора управления многоквартирным домом. Цель оказания дополнительных услуг - повышение уровня комфортности проживания граждан в жилых помещениях. Такие услуги не являются нормативно обязательными при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (обеспечение дистанционного доступа к входной подъездной двери посредством мобильного приложения, оборудование современной детской площадки, создание и обслуживание на придомовом земельном участке зон для выгула домашних животных и т.д.).
Ситуация: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К благоустройству придомовой территории можно отнести, в частности, проводимые в рамках текущего или капитального ремонта восстановление разрушенных участков тротуаров, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников, асфальтирование, устройство ограждений, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок (п. 17 Приложения 7, п. 3 Приложения 8 к Правилам N 170).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К благоустройству придомовой территории можно отнести, в частности, проводимые в рамках текущего или капитального ремонта восстановление разрушенных участков тротуаров, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников, асфальтирование, устройство ограждений, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок (п. 17 Приложения 7, п. 3 Приложения 8 к Правилам N 170).