Содействие гражданам в поиске подходящей работы
Подборка наиболее важных документов по запросу Содействие гражданам в поиске подходящей работы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Содействие в поиске подходящей работы
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Содействие в поиске подходящей работы
Вопрос: О форме заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
(Письмо Минтруда России от 16.04.2025 N 16-5/ООГ-522)Вопрос: Приказом Минтруда России от 20.10.2021 N 738н была утверждена форма заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. При этом на Госуслугах форма такого же заявления отличается от утвержденной этим Приказом. Какой из этих форм необходимо пользоваться?
(Письмо Минтруда России от 16.04.2025 N 16-5/ООГ-522)Вопрос: Приказом Минтруда России от 20.10.2021 N 738н была утверждена форма заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. При этом на Госуслугах форма такого же заявления отличается от утвержденной этим Приказом. Какой из этих форм необходимо пользоваться?
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 22. Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 22. Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы
Постановление Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В связи с этим при подборе на вакантную должность кандидата из числа лиц с ограничениями по здоровью органы службы занятости в рамках предоставления услуги по оказанию содействия работодателю в подборе необходимых работников (подп. "8" п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости) могли бы помочь работодателю в правильном оформлении приема на работу такого гражданина и определить объем положенных ему в соответствии с трудовым законодательством гарантий. Оказание такой услуги может быть предусмотрено в Федеральном государственном стандарте государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников <29>. Это позволит повысить активность работодателей в выборе кандидатов для замещения вакантных рабочих мест из числа лиц с ограничениями по здоровью.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В связи с этим при подборе на вакантную должность кандидата из числа лиц с ограничениями по здоровью органы службы занятости в рамках предоставления услуги по оказанию содействия работодателю в подборе необходимых работников (подп. "8" п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости) могли бы помочь работодателю в правильном оформлении приема на работу такого гражданина и определить объем положенных ему в соответствии с трудовым законодательством гарантий. Оказание такой услуги может быть предусмотрено в Федеральном государственном стандарте государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников <29>. Это позволит повысить активность работодателей в выборе кандидатов для замещения вакантных рабочих мест из числа лиц с ограничениями по здоровью.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с широким использованием дистанционной формы обращения в ОСЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и признании безработным, в котором ими не всегда указываются точные и достоверные сведения, участились случаи обращения в суды Государственных казенных учреждений - центров занятости населения (далее - ГКУ ЦЗН) с исками к таким гражданам о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице <1>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В связи с широким использованием дистанционной формы обращения в ОСЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы и признании безработным, в котором ими не всегда указываются точные и достоверные сведения, участились случаи обращения в суды Государственных казенных учреждений - центров занятости населения (далее - ГКУ ЦЗН) с исками к таким гражданам о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице <1>.
Ситуация: Что такое центр занятости населения и какие функции он выполняет для граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Центром занятости населения является государственное учреждение, созданное субъектом РФ в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения, которое относится к органам службы занятости. Центры занятости населения в том числе регистрируют граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, оказывают гражданам содействие в поиске подходящей работы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Центром занятости населения является государственное учреждение, созданное субъектом РФ в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения, которое относится к органам службы занятости. Центры занятости населения в том числе регистрируют граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, оказывают гражданам содействие в поиске подходящей работы.
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Закон о занятости предусматривает предоставление гражданам и работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения, которые классифицируются на основные, дополнительные и иные меры. К основным мерам относятся: содействие гражданам в поиске подходящей работы; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора профессии; организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами; содействие началу осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; содействие гражданам, ищущим работу, безработным гражданам в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости и др.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Закон о занятости предусматривает предоставление гражданам и работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения, которые классифицируются на основные, дополнительные и иные меры. К основным мерам относятся: содействие гражданам в поиске подходящей работы; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора профессии; организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами; содействие началу осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; содействие гражданам, ищущим работу, безработным гражданам в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости и др.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<3> См.: Приказы Минтруда России от 28 января 2022 г. N 27н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы"; от 28 января 2022 г. N 26н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<3> См.: Приказы Минтруда России от 28 января 2022 г. N 27н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы"; от 28 января 2022 г. N 26н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях сохранения кадрового потенциала регионов с неблагоприятным климатом гражданам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных, Законом о занятости установлен повышенный размер пособия по безработице. Так, безработным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 Закона о занятости). Увеличение пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы) (п. 1 и 1.1 ст. 30 Закона о занятости), на размер районного коэффициента Законом о занятости не предусмотрено. Это связано с правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Его размер исчисляется исходя из среднего заработка за последние три месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. К ним относятся в том числе выплаты, связанные с условиями труда, включающие выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) (п. 12 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2023 г. N 1026 <1>). В связи с этим необходимости в увеличении пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку, на размер районного коэффициента не возникает, поскольку он уже учтен при определении среднего заработка.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях сохранения кадрового потенциала регионов с неблагоприятным климатом гражданам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных, Законом о занятости установлен повышенный размер пособия по безработице. Так, безработным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 Закона о занятости). Увеличение пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы) (п. 1 и 1.1 ст. 30 Закона о занятости), на размер районного коэффициента Законом о занятости не предусмотрено. Это связано с правилами исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Его размер исчисляется исходя из среднего заработка за последние три месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. К ним относятся в том числе выплаты, связанные с условиями труда, включающие выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате) (п. 12 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2023 г. N 1026 <1>). В связи с этим необходимости в увеличении пособия по безработице, установленного в процентном отношении к среднему заработку, на размер районного коэффициента не возникает, поскольку он уже учтен при определении среднего заработка.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНИНОМ И ГРАЖДАНИНОМ,
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНИНОМ И ГРАЖДАНИНОМ,
Статья: Средний заработок будет рассчитываться службой занятости по-новому
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно пп. "а" п. 2 Правил в настоящее время в общем случае средний заработок исчисляется за три месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы.
(Подкопаев М.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Согласно пп. "а" п. 2 Правил в настоящее время в общем случае средний заработок исчисляется за три месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы.
Статья: Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В аспекте исследуемой проблемы рассмотрим правовые способы содействия государственной службой занятости трудоустройству тех лиц, которые нуждаются в подыскании соответствующей работы. Эти способы обусловлены видом государственной услуги, за которой обращаются граждане в органы службы занятости. Перечень услуг закреплен в Законе: это содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Самостоятельными видами услуг являются социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости безработных, включая оказание им единовременной либо ежемесячной социальной поддержки на основании заключенного с ними социального контракта (например, для ведения подсобного хозяйства), финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; содействие безработным гражданам в переезде или переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; организация сопровождения при содействии занятости инвалидов; обеспечение бесплатного доступа к информационно-аналитической системе - Общероссийская база вакансий "Работа в России".
(Тучкова Э.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В аспекте исследуемой проблемы рассмотрим правовые способы содействия государственной службой занятости трудоустройству тех лиц, которые нуждаются в подыскании соответствующей работы. Эти способы обусловлены видом государственной услуги, за которой обращаются граждане в органы службы занятости. Перечень услуг закреплен в Законе: это содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Самостоятельными видами услуг являются социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости безработных, включая оказание им единовременной либо ежемесячной социальной поддержки на основании заключенного с ними социального контракта (например, для ведения подсобного хозяйства), финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации; содействие безработным гражданам в переезде или переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; организация сопровождения при содействии занятости инвалидов; обеспечение бесплатного доступа к информационно-аналитической системе - Общероссийская база вакансий "Работа в России".
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Содействие гражданам в поиске подходящей работы и организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования осуществляются органами службы занятости в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг, утвержденными Приказами Минтруда N 524н <8> и N 380н <9>. Как следует из названных актов, данные государственные услуги состоят из набора последовательных административных процедур (действий), начиная с информирования гражданина о порядке предоставления услуги, заканчивая оформлением и выдачей гражданину при его согласии направления на работу или выдачей предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию и внесением результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Содействие гражданам в поиске подходящей работы и организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования осуществляются органами службы занятости в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг, утвержденными Приказами Минтруда N 524н <8> и N 380н <9>. Как следует из названных актов, данные государственные услуги состоят из набора последовательных административных процедур (действий), начиная с информирования гражданина о порядке предоставления услуги, заканчивая оформлением и выдачей гражданину при его согласии направления на работу или выдачей предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию и внесением результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.