Социальный контракт 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальный контракт 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 N 66а-1030/2023 (УИД 45OS0000-01-2023-000051-25)
Об оставлении без изменения решения Курганского областного суда от 01.08.2023 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими подпунктов 5 и 10 пункта 30 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности... утв. постановлением правительства Курганской области от 12.02.2020 N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта" (в ред. от 29.12.2022), в остальной части производство по делу прекращено.Однако суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства данных обстоятельств не установил. В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО10, выступающий также в качестве представителя ФИО2, на обстоятельства применения в отношении данных лиц иных оснований для расторжения социального контракта, помимо предусмотренных подпунктами 5 и 10 пункта 30 Порядка, не ссылался, на нарушение или угрозу нарушения их прав этими положениями недействующей редакции постановления от 12 февраля 2020 года N 11 в настоящее время не указывал.
Об оставлении без изменения решения Курганского областного суда от 01.08.2023 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими подпунктов 5 и 10 пункта 30 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности... утв. постановлением правительства Курганской области от 12.02.2020 N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта" (в ред. от 29.12.2022), в остальной части производство по делу прекращено.Однако суд первой инстанции в ходе судебного разбирательства данных обстоятельств не установил. В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО10, выступающий также в качестве представителя ФИО2, на обстоятельства применения в отношении данных лиц иных оснований для расторжения социального контракта, помимо предусмотренных подпунктами 5 и 10 пункта 30 Порядка, не ссылался, на нарушение или угрозу нарушения их прав этими положениями недействующей редакции постановления от 12 февраля 2020 года N 11 в настоящее время не указывал.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальный контракт как способ адресной социальной адаптации граждан России
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Одной из новых форм поддержки населения в России является социальный контракт, который был введен в 2010 г., но масштабное применение практики социальных контрактов началось только с 2020 г., когда в связи с последствиями пандемии количество граждан, находящихся в трудном жизненном положении, заметно увеличилось [5]. На сегодняшний день социальный контракт является практически единственным способом преодоления причин бедности в долгосрочной перспективе. Иные формы поддержки населения связаны с конкретными жизненными обстоятельствами, например рождение ребенка, выход на пенсию, потеря работы и другие.
(Жильцова Ю.В., Киселева А.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Одной из новых форм поддержки населения в России является социальный контракт, который был введен в 2010 г., но масштабное применение практики социальных контрактов началось только с 2020 г., когда в связи с последствиями пандемии количество граждан, находящихся в трудном жизненном положении, заметно увеличилось [5]. На сегодняшний день социальный контракт является практически единственным способом преодоления причин бедности в долгосрочной перспективе. Иные формы поддержки населения связаны с конкретными жизненными обстоятельствами, например рождение ребенка, выход на пенсию, потеря работы и другие.
Статья: Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<14> Эксперты утверждают, что на основе комплексного анализа и прогнозирования Минтруда России около девяти миллионов малоимущих семей и одиноких граждан смогут улучшить свое материальное положение при помощи социального контракта к 2024 г. // Российская газета. 2020. 23 марта. URL: https://rg.ru/2020/03/23/reg-sibfo/kak-socialnyj-kontrakt-pomogaet-semiam-preodolet-bednost.html.
(Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)<14> Эксперты утверждают, что на основе комплексного анализа и прогнозирования Минтруда России около девяти миллионов малоимущих семей и одиноких граждан смогут улучшить свое материальное положение при помощи социального контракта к 2024 г. // Российская газета. 2020. 23 марта. URL: https://rg.ru/2020/03/23/reg-sibfo/kak-socialnyj-kontrakt-pomogaet-semiam-preodolet-bednost.html.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4356-р
<Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы>Среди самозанятых женщины составляют 40 процентов. С целью поддержки самозанятых граждан расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Более чем в 4 раза увеличилось количество заключенных социальных контрактов (2021 год - 282,1 тыс. заключенных социальных контрактов). В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается семьям с детьми. С 2020 года программа социальных контрактов осуществляется при софинансировании за счет средств федерального бюджета.
<Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы>Среди самозанятых женщины составляют 40 процентов. С целью поддержки самозанятых граждан расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Более чем в 4 раза увеличилось количество заключенных социальных контрактов (2021 год - 282,1 тыс. заключенных социальных контрактов). В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается семьям с детьми. С 2020 года программа социальных контрактов осуществляется при софинансировании за счет средств федерального бюджета.
Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 N 1298-р
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года>доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта (процентов от общей численности получателей государственной социальной помощи), в 2017 году - 13,5, в 2018 году - 14,2, в 2019 году - 15,3, в 2020 году - 16 и в 2025 году - 20, в том числе:
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года>доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта (процентов от общей численности получателей государственной социальной помощи), в 2017 году - 13,5, в 2018 году - 14,2, в 2019 году - 15,3, в 2020 году - 16 и в 2025 году - 20, в том числе:
Статья: Конституирование поручений Президента Российской Федерации и первый опыт их оформления в сфере миграции
(Безруков А.В., Крысанов А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Напомним, что инициативу конституционного реформирования глава государства озвучил в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации <3>. При этом важно обратить внимание, что в указанном послании в первую очередь Президент Российской Федерации (далее - Президент РФ) сделал акцент на напряженности демографического периода в нашей стране. Глава государства нацелил на решение демографических проблем за счет усиления в первоочередном порядке социальной политики, компонентами которой должны стать (или уже стали в текущем периоде) мероприятия, направленные на увеличение числа мест в яслях, выплаты малообеспеченным семьям с детьми до достижения ими семилетнего возраста, расширение практики социального контракта, а также продление и расширение программы материнского капитала и многие другие.
(Безруков А.В., Крысанов А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Напомним, что инициативу конституционного реформирования глава государства озвучил в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации <3>. При этом важно обратить внимание, что в указанном послании в первую очередь Президент Российской Федерации (далее - Президент РФ) сделал акцент на напряженности демографического периода в нашей стране. Глава государства нацелил на решение демографических проблем за счет усиления в первоочередном порядке социальной политики, компонентами которой должны стать (или уже стали в текущем периоде) мероприятия, направленные на увеличение числа мест в яслях, выплаты малообеспеченным семьям с детьми до достижения ими семилетнего возраста, расширение практики социального контракта, а также продление и расширение программы материнского капитала и многие другие.
Статья: Социальная помощь. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)Минтруд России в числе значимых выделяет две меры по борьбе с бедностью. Первая мера - пилотный проект по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. Вторая мера - поддержка малоимущих семей с детьми посредством ежемесячной денежной выплаты малоимущим семьям на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установленной Указом Президента РФ с 1 января 2020 года <3>. Минтруд России сообщил, что мониторинг этой меры производится на основе данных о среднедушевом доходе семей от общей численности семей, получающих ежемесячную выплату в размере величины прожиточного минимума. На текущий момент иная информация, содержащая оценки влияния меры на достижение национальных целей по росту реальных доходов и снижению бедности, отсутствует.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)Минтруд России в числе значимых выделяет две меры по борьбе с бедностью. Первая мера - пилотный проект по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. Вторая мера - поддержка малоимущих семей с детьми посредством ежемесячной денежной выплаты малоимущим семьям на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установленной Указом Президента РФ с 1 января 2020 года <3>. Минтруд России сообщил, что мониторинг этой меры производится на основе данных о среднедушевом доходе семей от общей численности семей, получающих ежемесячную выплату в размере величины прожиточного минимума. На текущий момент иная информация, содержащая оценки влияния меры на достижение национальных целей по росту реальных доходов и снижению бедности, отсутствует.
Статья: Социальная помощь. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Петров Е., Осадчая О., Мезенцева Ю., Воропаева О., Тумин М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)В связи с предоставлением субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на реализацию мероприятий, направленных на оказание ГСП на основании СК, количество заключенных соцконтрактов в 2021 году по отношению к 2020 году увеличилось в 5,7 раза, объем использованных средств увеличился в 25,4 раза.
(Петров Е., Осадчая О., Мезенцева Ю., Воропаева О., Тумин М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)В связи с предоставлением субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на реализацию мероприятий, направленных на оказание ГСП на основании СК, количество заключенных соцконтрактов в 2021 году по отношению к 2020 году увеличилось в 5,7 раза, объем использованных средств увеличился в 25,4 раза.
Статья: Особенности рассмотрения споров с банками, принудительно исполняющими требования исполнительных документов
(Романовский С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей";
(Романовский С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)19) единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей";
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)С точки зрения исторических тенденций развития методологического индивидуализма Л. Уден пишет, что методологический индивидуализм прошел путь "от экстремальной версии методологического индивидуализма, проиллюстрированной теорией социального контракта и теорией Вальраса об общем рыночном равновесии, к австрийцам (представителям австрийской экономической школы), которые понимали людей как социальных существ, к Попперу, который ввел социальные институты как объективные ограничения действий отдельных лиц, и, наконец, к социологам, которые ввели оригинальную идею о целостности социальной структуры, состоящую из позиций (должностей), связанных друг с другом, независимо от персонального состава лиц, которые их занимают" <1>. Таким образом, исторический вектор развития индивидуализма от "сильного" к "слабому" показывает усиление роли социальных институтов при исследовании действий отдельных лиц. Как видно, сам по себе методологический индивидуализм неоднороден. Критерий, согласно которому при рассмотрении индивидуальных действий учитываются или не учитываются те или иные социальные институты, позволяет Л. Удену говорить о "сильном" (strong) индивидуализме, признающем только индивида, и "слабом" (weak) индивидуализме, в рамках которого индивид рассматривается в контексте институтов, что существенно затрудняет продолжение дискуссии об оппозиционности индивидуализма и холизма <2>.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)С точки зрения исторических тенденций развития методологического индивидуализма Л. Уден пишет, что методологический индивидуализм прошел путь "от экстремальной версии методологического индивидуализма, проиллюстрированной теорией социального контракта и теорией Вальраса об общем рыночном равновесии, к австрийцам (представителям австрийской экономической школы), которые понимали людей как социальных существ, к Попперу, который ввел социальные институты как объективные ограничения действий отдельных лиц, и, наконец, к социологам, которые ввели оригинальную идею о целостности социальной структуры, состоящую из позиций (должностей), связанных друг с другом, независимо от персонального состава лиц, которые их занимают" <1>. Таким образом, исторический вектор развития индивидуализма от "сильного" к "слабому" показывает усиление роли социальных институтов при исследовании действий отдельных лиц. Как видно, сам по себе методологический индивидуализм неоднороден. Критерий, согласно которому при рассмотрении индивидуальных действий учитываются или не учитываются те или иные социальные институты, позволяет Л. Удену говорить о "сильном" (strong) индивидуализме, признающем только индивида, и "слабом" (weak) индивидуализме, в рамках которого индивид рассматривается в контексте институтов, что существенно затрудняет продолжение дискуссии об оппозиционности индивидуализма и холизма <2>.
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)- у самозанятых граждан есть узаконенная возможность заключения социального контракта <14>. Так, согласно содержанию Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2394 <15> самозанятые вправе заключить с Департаментом по социальной защите населения субъекта РФ социальный контракт. Заключенный социальный контракт предоставляет возможность самозанятым гражданам получить финансовую помощь на открытие и ведение бизнеса. При этом установлены законодательные ограничения:
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)- у самозанятых граждан есть узаконенная возможность заключения социального контракта <14>. Так, согласно содержанию Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2394 <15> самозанятые вправе заключить с Департаментом по социальной защите населения субъекта РФ социальный контракт. Заключенный социальный контракт предоставляет возможность самозанятым гражданам получить финансовую помощь на открытие и ведение бизнеса. При этом установлены законодательные ограничения:
Вопрос: Как получить справку о наличии личного подсобного хозяйства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора о предоставлении торгового места гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляются сведения, которые должны быть подтверждены документально, в том числе с помощью справки о наличии личного подсобного хозяйства (Вопрос: "Вопросы торговли и бытового обслуживания населения" (Администрация Губернатора Московской обл., 2020)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора о предоставлении торгового места гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, предоставляются сведения, которые должны быть подтверждены документально, в том числе с помощью справки о наличии личного подсобного хозяйства (Вопрос: "Вопросы торговли и бытового обслуживания населения" (Администрация Губернатора Московской обл., 2020)).
Информация: Правительство определило приоритетный порядок оказания поддержки в форме социального контракта, а также усовершенствовало условия его предоставления
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)По словам Михаила Мишустина, социальные контракты доказали свою эффективность и востребованность. На софинансирование расходов по их реализации в ближайшие шесть лет регионам будет направлено дополнительно не менее 100 млрд рублей.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)По словам Михаила Мишустина, социальные контракты доказали свою эффективность и востребованность. На софинансирование расходов по их реализации в ближайшие шесть лет регионам будет направлено дополнительно не менее 100 млрд рублей.
Статья: Социальная помощь. Официальная позиция
(Баталина О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)За несколько последних лет государственная социальная помощь на основании социального контракта претерпела серьезную трансформацию. Благодаря этому поддержка распространена на большее число граждан, в том числе на семьи с детьми. Основное нововведение - запуск федерального софинансирования, унификация правил предоставления помощи и расширение перечня мероприятий, доступных по соцконтракту. В 2020 году изменения затронули 21 пилотный регион, а с 2021 года возможности социального контракта распространены на все регионы Российской Федерации.
(Баталина О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)За несколько последних лет государственная социальная помощь на основании социального контракта претерпела серьезную трансформацию. Благодаря этому поддержка распространена на большее число граждан, в том числе на семьи с детьми. Основное нововведение - запуск федерального софинансирования, унификация правил предоставления помощи и расширение перечня мероприятий, доступных по соцконтракту. В 2020 году изменения затронули 21 пилотный регион, а с 2021 года возможности социального контракта распространены на все регионы Российской Федерации.
Статья: Оказание социальных услуг как приоритетное направление деятельности местных властей в скандинавских государствах
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Как отмечает шведский исследователь О. Петерссон, общепринятым является "убеждение в том, что универсалистский этос социальной политики способен служить интегрирующей силой, сглаживающей различия между общественными группами". При этом в условиях, когда "каждый человек является равноправной составляющей системы и получает свою долю ее благ и тягот, легитимность государственного целого будет только укрепляться" <6>. Открытость, транспарентность и свобода выражения мнений в странах Скандинавии предопределили высокий уровень доверия граждан не только по отношению друг к другу, но и к органам власти и проводимой ими политике. Скандинавская модель опирается на своеобразный "социальный контракт": готовность населения платить высокие налоги в обмен на гарантию обеспечения его социальных прав и должного финансирования услуг, предоставляемых в рамках "щедрой сети социальной безопасности" <7>.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Как отмечает шведский исследователь О. Петерссон, общепринятым является "убеждение в том, что универсалистский этос социальной политики способен служить интегрирующей силой, сглаживающей различия между общественными группами". При этом в условиях, когда "каждый человек является равноправной составляющей системы и получает свою долю ее благ и тягот, легитимность государственного целого будет только укрепляться" <6>. Открытость, транспарентность и свобода выражения мнений в странах Скандинавии предопределили высокий уровень доверия граждан не только по отношению друг к другу, но и к органам власти и проводимой ими политике. Скандинавская модель опирается на своеобразный "социальный контракт": готовность населения платить высокие налоги в обмен на гарантию обеспечения его социальных прав и должного финансирования услуг, предоставляемых в рамках "щедрой сети социальной безопасности" <7>.