Социальные выплаты матерям одиночкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные выплаты матерям одиночкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 N 88-9410/2023 по делу N 2-961/2022 (УИД 86RS0010-01-2022-001245-85)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию, развитию и содержанию ребенка до 14 лет.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о ненаправлении судом запроса в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Мегиону о том, предоставлялся ли истцу налоговый вычет в двойном размере при определении размера налоговой базы НДФЛ по подпункту 4 части 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации как единственному родителю, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегионе о том, назначались ли истцу выплаты на ребенка как единственному родителю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037, правильность выводов судов не опровергают, поскольку само по себе неполучение налогового вычета и социальных выплат не свидетельствует о том, что истец не одна воспитывает своих малолетних детей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию, развитию и содержанию ребенка до 14 лет.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о ненаправлении судом запроса в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Мегиону о том, предоставлялся ли истцу налоговый вычет в двойном размере при определении размера налоговой базы НДФЛ по подпункту 4 части 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации как единственному родителю, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мегионе о том, назначались ли истцу выплаты на ребенка как единственному родителю в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037, правильность выводов судов не опровергают, поскольку само по себе неполучение налогового вычета и социальных выплат не свидетельствует о том, что истец не одна воспитывает своих малолетних детей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация принципа справедливости в налоговом праве Российской Федерации
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Все вышесказанное приводит к необходимости рассмотрения того, что именно следует считать справедливым налоговым бременем. Справедливый объем налогового бремени чаще всего определяется на основании принципа учета фактической способности к уплате налога. Таким образом, состоятельные налогоплательщики способны нести более весомое налоговое бремя, а налогоплательщики с небольшим доходом получают возможность отчислять в бюджет налог, рассчитываемый по более низкой ставке, в противном случае бремя налогов окажется для них непомерным <12>. В русле данной логики целесообразно освобождать от выплаты налогов граждан, относимых к уязвимым социальным категориям: малоимущих, одиноких матерей, инвалидов и др.
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Все вышесказанное приводит к необходимости рассмотрения того, что именно следует считать справедливым налоговым бременем. Справедливый объем налогового бремени чаще всего определяется на основании принципа учета фактической способности к уплате налога. Таким образом, состоятельные налогоплательщики способны нести более весомое налоговое бремя, а налогоплательщики с небольшим доходом получают возможность отчислять в бюджет налог, рассчитываемый по более низкой ставке, в противном случае бремя налогов окажется для них непомерным <12>. В русле данной логики целесообразно освобождать от выплаты налогов граждан, относимых к уязвимым социальным категориям: малоимущих, одиноких матерей, инвалидов и др.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Начисляются ли страховые взносы на матпомощь работникам, не относящуюся к указанной в пп. 3, 11 п. 1 ст. 422 НК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал следующее. Наличие трудовых отношений между работодателем и работниками не свидетельствует о том, что все выплаты сотрудникам представляют собой оплату их труда. Основанные на коллективном договоре выплаты социального характера, не относящиеся к стимулирующим, не зависящие от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Суммы материальной помощи одиноким матерям и многодетным семьям являлись единовременными выплатами социального характера, они не предусмотрены трудовыми договорами, не относятся к выплатам, связанным с выполнением трудовых обязанностей, выплачивались на основании коллективных договоров. Следовательно, данные суммы не облагаются страховыми взносами. При этом была учтена правовая позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Начисляются ли страховые взносы на матпомощь работникам, не относящуюся к указанной в пп. 3, 11 п. 1 ст. 422 НК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал следующее. Наличие трудовых отношений между работодателем и работниками не свидетельствует о том, что все выплаты сотрудникам представляют собой оплату их труда. Основанные на коллективном договоре выплаты социального характера, не относящиеся к стимулирующим, не зависящие от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Суммы материальной помощи одиноким матерям и многодетным семьям являлись единовременными выплатами социального характера, они не предусмотрены трудовыми договорами, не относятся к выплатам, связанным с выполнением трудовых обязанностей, выплачивались на основании коллективных договоров. Следовательно, данные суммы не облагаются страховыми взносами. При этом была учтена правовая позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.);
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и т.п.);
Приказ Росстата от 16.11.2023 N 567
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований"на социальную поддержку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя; предоставление мер социальной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей (включая пособия по опеке и попечительству; выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений; социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (подраздел 1004 "Охрана семьи и детства").
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований"на социальную поддержку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя; предоставление мер социальной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей (включая пособия по опеке и попечительству; выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений; социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (подраздел 1004 "Охрана семьи и детства").
Вопрос: Кому и как выплачивается компенсация за приобретение школьной формы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- родители (законные представители) из неполных семей (разведенные, одинокие матери, одинокие отцы, семьи по потере кормильца) из числа малообеспеченных;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- родители (законные представители) из неполных семей (разведенные, одинокие матери, одинокие отцы, семьи по потере кормильца) из числа малообеспеченных;
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для семей с детьми?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области с 01.01.2025 по 31.12.2025 один из родителей (усыновителей) либо единственный родитель (усыновитель) при определенных условиях может получить единовременную денежную выплату в размере 300 000 руб. при рождении третьего или последующего ребенка (ст. ст. 1, 2, ч. 1, 2 ст. 3, ст. 5 Закона Московской области от 18.12.2024 N 257/2024-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области с 01.01.2025 по 31.12.2025 один из родителей (усыновителей) либо единственный родитель (усыновитель) при определенных условиях может получить единовременную денежную выплату в размере 300 000 руб. при рождении третьего или последующего ребенка (ст. ст. 1, 2, ч. 1, 2 ст. 3, ст. 5 Закона Московской области от 18.12.2024 N 257/2024-ОЗ).
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Отметим недостаточно широкий охват нуждающихся категорий получателей социальных пособий и выплат. Как отмечалось, условия их назначения устанавливаются региональными актами и отличаются в зависимости от местности, в которой проживают нуждающиеся граждане, в то время как критерии нуждаемости должны быть едиными. Например, в Постановлении Правительства Москвы от 17 декабря 2019 г. N 1753-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП" дифференциация размеров пособий зависит от принадлежности получателя к одной из следующих категорий: одинокие матери (отцы), военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, семья родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов.
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Отметим недостаточно широкий охват нуждающихся категорий получателей социальных пособий и выплат. Как отмечалось, условия их назначения устанавливаются региональными актами и отличаются в зависимости от местности, в которой проживают нуждающиеся граждане, в то время как критерии нуждаемости должны быть едиными. Например, в Постановлении Правительства Москвы от 17 декабря 2019 г. N 1753-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2020 год и о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП" дифференциация размеров пособий зависит от принадлежности получателя к одной из следующих категорий: одинокие матери (отцы), военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, семья родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов.
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В 2021 г. Президент РФ выступил с инициативой о введении ежемесячных выплат на детей в возрасте от 8 до 16 лет включительно, воспитываемых одиноким родителем, а также на детей указанного возраста, в отношении которых на основании судебного акта подлежат уплате алименты. Размер такой выплаты должен был составить в среднем по стране 5 650 руб. <16>. Предложенная главой государства идея была реализована российским законодателем, и ФЗ N 81-ФЗ был дополнен ст. 10.1 - 10.3, посвященными новому виду социальной выплаты - ежемесячному пособию на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет <17>. Введение указанного пособия было неоднозначно воспринято обществом: возникли опасения, что новая социальная выплата с учетом ее размера и условий назначения повлечет за собой значительное расширение практики отказов родителей от юридической фиксации отцовства <18>. Весьма непродолжительный период действия соответствующих правовых норм - с 1 июля 2021 г. до 1 мая 2022 г. - не позволил, однако, проверить обоснованность подобных предположений.
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В 2021 г. Президент РФ выступил с инициативой о введении ежемесячных выплат на детей в возрасте от 8 до 16 лет включительно, воспитываемых одиноким родителем, а также на детей указанного возраста, в отношении которых на основании судебного акта подлежат уплате алименты. Размер такой выплаты должен был составить в среднем по стране 5 650 руб. <16>. Предложенная главой государства идея была реализована российским законодателем, и ФЗ N 81-ФЗ был дополнен ст. 10.1 - 10.3, посвященными новому виду социальной выплаты - ежемесячному пособию на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет <17>. Введение указанного пособия было неоднозначно воспринято обществом: возникли опасения, что новая социальная выплата с учетом ее размера и условий назначения повлечет за собой значительное расширение практики отказов родителей от юридической фиксации отцовства <18>. Весьма непродолжительный период действия соответствующих правовых норм - с 1 июля 2021 г. до 1 мая 2022 г. - не позволил, однако, проверить обоснованность подобных предположений.
Статья: О последствиях рождения детей спустя длительное время после смерти их родителей
(Михеева Л.Ю.)
("Закон", 2024, N 11)2) законодатель меняет подход к предназначению данной социальной выплаты и предоставляет право на нее всем без исключения детям, по тем или иным причинам не имеющим правовой возможности получить содержание от родителя (очевидно, что такая выплата при этом будет переименована и названа "пенсией в связи с отсутствием второго или единственного родителя").
(Михеева Л.Ю.)
("Закон", 2024, N 11)2) законодатель меняет подход к предназначению данной социальной выплаты и предоставляет право на нее всем без исключения детям, по тем или иным причинам не имеющим правовой возможности получить содержание от родителя (очевидно, что такая выплата при этом будет переименована и названа "пенсией в связи с отсутствием второго или единственного родителя").
Статья: Расходы на общежитие - нецелевое расходование бюджетных средств?
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В п. 5.6 разд. V Методических рекомендаций, направленных Письмом Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249, указано, что социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В п. 5.6 разд. V Методических рекомендаций, направленных Письмом Минпросвещения России от 02.03.2022 N 05-249, указано, что социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Мошенничество в сфере социального страхования - еще одно важное направление работы ведомства Федерального директора публичных преследований. Сюда относятся случаи мошенничества, при которых граждане обращаются за выплатой пособий по социальному обеспечению, на которые они не имеют права, например пособия по безработице, выплат одинокому родителю, по уходу за ребенком и т.п.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Мошенничество в сфере социального страхования - еще одно важное направление работы ведомства Федерального директора публичных преследований. Сюда относятся случаи мошенничества, при которых граждане обращаются за выплатой пособий по социальному обеспечению, на которые они не имеют права, например пособия по безработице, выплат одинокому родителю, по уходу за ребенком и т.п.
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Обстоятельства, в силу которых ребенок может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, определены ст. 121 Семейного кодекса РФ (ред. от 2 июля 2021 г.): смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, и др. Указанные обстоятельства легли в основу понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", использующихся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 17 февраля 2021 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ). Кроме того, Законом N 159-ФЗ введено понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К ним отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, не стало обоих или единственного родителя. Также в названном Законе поименованы лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Обстоятельства, в силу которых ребенок может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, определены ст. 121 Семейного кодекса РФ (ред. от 2 июля 2021 г.): смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, и др. Указанные обстоятельства легли в основу понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", использующихся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 17 февраля 2021 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ). Кроме того, Законом N 159-ФЗ введено понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К ним отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, не стало обоих или единственного родителя. Также в названном Законе поименованы лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.