Социальные выплаты инвалидам в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные выплаты инвалидам в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор купли-продажи с использованием материнского капитала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 7 Закона N 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование пенсии матери, приобретение товаров и услуг для социальной реабилитации детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет). Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и Перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утверждены Приказом Минтруда России от 24.03.2020 N 149н.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 7 Закона N 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование пенсии матери, приобретение товаров и услуг для социальной реабилитации детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста 3 лет). Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и Перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утверждены Приказом Минтруда России от 24.03.2020 N 149н.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"Органы местного самоуправления (исполнительные органы субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура, в которые граждане подали заявление об участии в процессных мероприятиях, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства, относящихся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, а также для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"Органы местного самоуправления (исполнительные органы субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура, в которые граждане подали заявление об участии в процессных мероприятиях, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства, относящихся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, а также для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 N 9-П
"По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова"11 апреля 2018 года А.В. Окулов отказался от получения государственного жилищного сертификата выпуска 2018 года по семейным обстоятельствам и одновременно подал заявление о выделении ему сертификата выпуска 2019 года на семью из трех человек для приобретения жилья в Нижегородской области, а 1 июля 2019 года он попросил предоставить сертификат, приняв во внимание увеличение семьи до четырех человек. Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, куда было направлено учетное дело А.В. Окулова, письмом от 2 августа 2019 года уведомило его об отсутствии у него права на получение сертификата, в частности, в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" это право имеют лишь те граждане из числа детей-инвалидов, которые родились до 1 января 1992 года.
"По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова"11 апреля 2018 года А.В. Окулов отказался от получения государственного жилищного сертификата выпуска 2018 года по семейным обстоятельствам и одновременно подал заявление о выделении ему сертификата выпуска 2019 года на семью из трех человек для приобретения жилья в Нижегородской области, а 1 июля 2019 года он попросил предоставить сертификат, приняв во внимание увеличение семьи до четырех человек. Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, куда было направлено учетное дело А.В. Окулова, письмом от 2 августа 2019 года уведомило его об отсутствии у него права на получение сертификата, в частности, в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" это право имеют лишь те граждане из числа детей-инвалидов, которые родились до 1 января 1992 года.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2023 N 714 "О предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами"
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)В бухгалтерском учете расходы, производимые работодателем в соответствии со ст. 262 ТК РФ на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, отражаются:
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)В бухгалтерском учете расходы, производимые работодателем в соответствии со ст. 262 ТК РФ на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, отражаются:
Статья: Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Пандемия COVID-19 обострила уже существующие проблемы, связанные с социальной защитой инвалидов и реализацией их права вести независимый образ жизни, провозглашенного Конвенцией ООН о правах инвалидов 2006 г. Несмотря на то что в России за последнее время наблюдался определенный прогресс в улучшении правового положения инвалидов, для преодоления последствий коронавирусной инфекции необходимо принятие дальнейших мер по созданию условий для активного участия инвалидов в жизни общества, включая повышение размеров выплат по социальному обеспечению, развитие занятости среди инвалидов и доступности инфраструктуры и услуг.
(Манджиева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Пандемия COVID-19 обострила уже существующие проблемы, связанные с социальной защитой инвалидов и реализацией их права вести независимый образ жизни, провозглашенного Конвенцией ООН о правах инвалидов 2006 г. Несмотря на то что в России за последнее время наблюдался определенный прогресс в улучшении правового положения инвалидов, для преодоления последствий коронавирусной инфекции необходимо принятие дальнейших мер по созданию условий для активного участия инвалидов в жизни общества, включая повышение размеров выплат по социальному обеспечению, развитие занятости среди инвалидов и доступности инфраструктуры и услуг.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<20> См. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<20> См. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- материальную помощь одиноким родителям, вдовам (вдовцам), воспитывающим детей без супруга, и работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида;
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- материальную помощь одиноким родителям, вдовам (вдовцам), воспитывающим детей без супруга, и работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида;
Статья: Установление факта нахождения на иждивении наследодателя как способ защиты прав наследников
(Аблятипова Н.А., Волкова И.Ю.)
("Нотариус", 2024, N 2)Проанализированное дело свидетельствует о наличии проблемы формального подхода судов при признании иждивенцем инвалида, которому наследодатель оказывал материальную помощь. При рассмотрении этого вопроса суды зачастую ограничиваются формальным фактом получения наследником социальных выплат, не сравнивая при этом размер помощи, предоставляемой наследодателем, и объем выплат. Это приводит к нарушению прав таких лиц, так как они не могут своевременно принять наследство и вынуждены обращаться в вышестоящие инстанции, что увеличивает временной промежуток восстановления права и негативно сказывается на эффективности судебной защиты.
(Аблятипова Н.А., Волкова И.Ю.)
("Нотариус", 2024, N 2)Проанализированное дело свидетельствует о наличии проблемы формального подхода судов при признании иждивенцем инвалида, которому наследодатель оказывал материальную помощь. При рассмотрении этого вопроса суды зачастую ограничиваются формальным фактом получения наследником социальных выплат, не сравнивая при этом размер помощи, предоставляемой наследодателем, и объем выплат. Это приводит к нарушению прав таких лиц, так как они не могут своевременно принять наследство и вынуждены обращаться в вышестоящие инстанции, что увеличивает временной промежуток восстановления права и негативно сказывается на эффективности судебной защиты.
Статья: К вопросу об ответственности специального субъекта за преступления, предусмотренные статьями 159 - 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество при получении выплат занимает значимую статистическую позицию среди всех видов мошенничества, причем налицо тенденция к ее увеличению: если в 2019 г. доля осужденных за совершение данного вида мошенничества среди других осужденных за мошенничество составляла 9,6%, то в 2020 г. - 12%, в 2021 г. - 15,6% <5>. Особенности предмета мошенничества при получении выплат заключаются в том, что это специфический вид имущества, которое имеющее на то право лицо получает от государства в виде пособий, субсидий, компенсаций и проч. Соответственно, особенность субъекта данного преступления - в придании себе заведомо мнимого статуса нуждающегося в таких выплатах. В доктрине называют варианты совершения лицами мошенничества при получении выплат, указывая на факты предоставления такими гражданами фиктивных документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение таких выплат, либо несообщения ими о прекращении наличия оснований для получения выплат. Причем характер выплат весьма разнообразен: здесь авторами упоминаются и материнский капитал, и субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, и пенсия по инвалидности, и другое <6>. Судебная практика содержит самые разнообразные примеры на этот счет. Так, приговором Мценского районного суда Орловской области от 17 ноября 2020 г. Л. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Последняя с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты (путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений) обратилась в местное управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей социальной пенсии по случаю потери кормильца.
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Мошенничество при получении выплат занимает значимую статистическую позицию среди всех видов мошенничества, причем налицо тенденция к ее увеличению: если в 2019 г. доля осужденных за совершение данного вида мошенничества среди других осужденных за мошенничество составляла 9,6%, то в 2020 г. - 12%, в 2021 г. - 15,6% <5>. Особенности предмета мошенничества при получении выплат заключаются в том, что это специфический вид имущества, которое имеющее на то право лицо получает от государства в виде пособий, субсидий, компенсаций и проч. Соответственно, особенность субъекта данного преступления - в придании себе заведомо мнимого статуса нуждающегося в таких выплатах. В доктрине называют варианты совершения лицами мошенничества при получении выплат, указывая на факты предоставления такими гражданами фиктивных документов, содержащих заведомо ложные сведения, дающие право на получение таких выплат, либо несообщения ими о прекращении наличия оснований для получения выплат. Причем характер выплат весьма разнообразен: здесь авторами упоминаются и материнский капитал, и субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения, и пенсия по инвалидности, и другое <6>. Судебная практика содержит самые разнообразные примеры на этот счет. Так, приговором Мценского районного суда Орловской области от 17 ноября 2020 г. Л. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Последняя с целью незаконного получения социальной пенсии по случаю потери кормильца с федеральной социальной доплатой к пенсии и единовременной выплаты (путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений) обратилась в местное управление Пенсионного фонда РФ для назначения на своих несовершеннолетних детей социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Статья: Дети с инвалидностью: новый порядок предоставления выходных дней
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В бухгалтерском учете расходы, осуществляемые работодателем в соответствии со ст. 262 ТК РФ на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, отражаются:
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В бухгалтерском учете расходы, осуществляемые работодателем в соответствии со ст. 262 ТК РФ на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, отражаются:
Статья: Возмещение вреда, причиненного военнослужащему
(Калинин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)По своей правовой природе государственное социальное обеспечение и страхование выступают основными публично-правовыми способами возмещения вреда. Так, установленная в ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности. Ежегодная индексация осуществляется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации. К данным выплатам не применим порядок индексации, установленный гражданско-процессуальным законодательством, в частности ст. 208 ГПК РФ.
(Калинин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)По своей правовой природе государственное социальное обеспечение и страхование выступают основными публично-правовыми способами возмещения вреда. Так, установленная в ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности. Ежегодная индексация осуществляется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации. К данным выплатам не применим порядок индексации, установленный гражданско-процессуальным законодательством, в частности ст. 208 ГПК РФ.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)23. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам".
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)23. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам".
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Процесс конституционализации терминов, применяемых в сфере социальной защиты, продолжился в 2020 г., когда в числе прочих конституционных поправок увидели свет положения, конкретизирующие отдельные параметры системы социальной защиты, включая перечень ее основных форм (таких как обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка граждан), принципы организации пенсионного обеспечения, гарантии антиинфляционной защиты пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ в редакции, вступившей в силу 4 июля 2020 г.).
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Процесс конституционализации терминов, применяемых в сфере социальной защиты, продолжился в 2020 г., когда в числе прочих конституционных поправок увидели свет положения, конкретизирующие отдельные параметры системы социальной защиты, включая перечень ее основных форм (таких как обязательное социальное страхование и адресная социальная поддержка граждан), принципы организации пенсионного обеспечения, гарантии антиинфляционной защиты пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ в редакции, вступившей в силу 4 июля 2020 г.).