Социальные льготы предпенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные льготы предпенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что меры социальной поддержки указанным выше ветеранам труда предпенсионного возраста, которые назначены до 31.12.2025, предоставляются до назначения указанным лицам пенсии (ч. 10 ст. 14.2 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что меры социальной поддержки указанным выше ветеранам труда предпенсионного возраста, которые назначены до 31.12.2025, предоставляются до назначения указанным лицам пенсии (ч. 10 ст. 14.2 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ).
Статья: Правовое регулирование государственных информационных систем субъектов Российской Федерации и гарантии конституционных прав граждан
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Так, в Москве постановка на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки <11>, присвоение статуса "предпенсионер" в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки <12>, предоставление информации жилищного учета <13> осуществляются исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы. Парадоксально, что первые две услуги предоставляются гражданам пожилого возраста, для многих из которых использование информационных технологий затруднительно. По состоянию на октябрь 2025 г. в общей сложности в Москве насчитывается 97 государственных услуг, которые предоставляются исключительно в электронной форме <14> (в том числе подача заявления и иных документов, а также выдача итоговых документов по результатам предоставления государственной услуги).
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Так, в Москве постановка на учет для получения бесплатной санаторно-курортной путевки <11>, присвоение статуса "предпенсионер" в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки <12>, предоставление информации жилищного учета <13> осуществляются исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы. Парадоксально, что первые две услуги предоставляются гражданам пожилого возраста, для многих из которых использование информационных технологий затруднительно. По состоянию на октябрь 2025 г. в общей сложности в Москве насчитывается 97 государственных услуг, которые предоставляются исключительно в электронной форме <14> (в том числе подача заявления и иных документов, а также выдача итоговых документов по результатам предоставления государственной услуги).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В обоснование заявленных требований С., приложив к исковому заявлению уведомление центра социальной поддержки об отказе в назначении государственных социальных услуг, сведения о его отнесении к категории граждан предпенсионного возраста, уведомление центра занятости населения о прекращении выплаты с 2 октября 2020 г. С. пособия по безработице, выписку из лицевого счета о долге за электроэнергию, накладную на уголь, больничный лист, указывал, что он 13 мая 2021 г. обратился в центр социальной поддержки с заявлением о предоставлении ему единовременной материальной помощи на оплату долга за электроэнергию и на приобретение угля.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В обоснование заявленных требований С., приложив к исковому заявлению уведомление центра социальной поддержки об отказе в назначении государственных социальных услуг, сведения о его отнесении к категории граждан предпенсионного возраста, уведомление центра занятости населения о прекращении выплаты с 2 октября 2020 г. С. пособия по безработице, выписку из лицевого счета о долге за электроэнергию, накладную на уголь, больничный лист, указывал, что он 13 мая 2021 г. обратился в центр социальной поддержки с заявлением о предоставлении ему единовременной материальной помощи на оплату долга за электроэнергию и на приобретение угля.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 июля 2020 года, отказано в удовлетворении исковых требований заявительницы о признании незаконным решения органа службы занятости населения в части установления ей пособия по безработице с 1 января 2019 года в размере 8 000 рублей, возложении на ответчика обязанности установить ей с указанной даты пособие по безработице в размере 11 280 рублей, взыскании недоплаченной суммы пособия и судебных расходов. При этом суды исходили из того, что заявительница была признана безработной до 1 января 2019 года, т.е. в период, когда законодательство о занятости населения еще не устанавливало специальных правил определения размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, а значит, в силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" выплата ей пособия по безработице должна производиться по правилам, действующим на момент его назначения. Действие же статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", введенной названным Федеральным законом и предусматривающей для граждан предпенсионного возраста дополнительные гарантии социальной поддержки (включая повышенный максимальный размер пособия по безработице), на И.И. Котлову, по мнению судов, не распространяется.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 июля 2020 года, отказано в удовлетворении исковых требований заявительницы о признании незаконным решения органа службы занятости населения в части установления ей пособия по безработице с 1 января 2019 года в размере 8 000 рублей, возложении на ответчика обязанности установить ей с указанной даты пособие по безработице в размере 11 280 рублей, взыскании недоплаченной суммы пособия и судебных расходов. При этом суды исходили из того, что заявительница была признана безработной до 1 января 2019 года, т.е. в период, когда законодательство о занятости населения еще не устанавливало специальных правил определения размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, а значит, в силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" выплата ей пособия по безработице должна производиться по правилам, действующим на момент его назначения. Действие же статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", введенной названным Федеральным законом и предусматривающей для граждан предпенсионного возраста дополнительные гарантии социальной поддержки (включая повышенный максимальный размер пособия по безработице), на И.И. Котлову, по мнению судов, не распространяется.
Последние изменения: Возмещение СФР расходов на предупредительные меры и специальную оценку условий труда
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление компенсаций, мер социальной поддержки и дополнительных гарантий гражданам предпенсионного возраста не мешает работникам, уже достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, претендовать на оплату санаторно-курортного лечения за счет сумм страховых взносов.
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление компенсаций, мер социальной поддержки и дополнительных гарантий гражданам предпенсионного возраста не мешает работникам, уже достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, претендовать на оплату санаторно-курортного лечения за счет сумм страховых взносов.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные льготы для лиц предпенсионного возраста. Наиболее развита система льгот для предпенсионеров в Москве. Так, граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, могут воспользоваться следующими льготами (с помощью социальной карты) <6>:
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные льготы для лиц предпенсионного возраста. Наиболее развита система льгот для предпенсионеров в Москве. Так, граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, могут воспользоваться следующими льготами (с помощью социальной карты) <6>:
Статья: Механизм осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей работника и работодателя: судебное толкование
(Офман Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Но сегодня суды в своих рассуждениях о слабой стороне правоотношения идут дальше и выделяют среди работников особую группу - "лица, нуждающиеся в повышенной социальной защите", относя к ней беременных женщин, одиноких матерей, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, лиц старшей возрастной группы, в том числе предпенсионеров, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уязвимость таких лиц аргументируется различными факторами: дискриминацией, в том числе косвенной; незнанием трудового законодательства; меньшей конкурентоспособностью на рынке труда; страхом потерять источник средств к существованию <5>. Представляется, что преимущественная защита данных лиц за пределами законодательного регулирования не обусловлена объективными причинами, а связана прежде всего с необходимостью обеспечения их устойчивой занятости.
(Офман Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Но сегодня суды в своих рассуждениях о слабой стороне правоотношения идут дальше и выделяют среди работников особую группу - "лица, нуждающиеся в повышенной социальной защите", относя к ней беременных женщин, одиноких матерей, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, лиц старшей возрастной группы, в том числе предпенсионеров, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уязвимость таких лиц аргументируется различными факторами: дискриминацией, в том числе косвенной; незнанием трудового законодательства; меньшей конкурентоспособностью на рынке труда; страхом потерять источник средств к существованию <5>. Представляется, что преимущественная защита данных лиц за пределами законодательного регулирования не обусловлена объективными причинами, а связана прежде всего с необходимостью обеспечения их устойчивой занятости.
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Оспариваемая норма исключает возможность предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки, установленных статьей 34.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" для лиц предпенсионного возраста, тем гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до 1 января 2019 года. В силу этого оспариваемое законоположение ставит таких граждан в худшее положение по сравнению с теми гражданами из числа относящихся к той же категории (лица предпенсионного возраста), которые приобрели статус безработного после указанной даты.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Оспариваемая норма исключает возможность предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки, установленных статьей 34.2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" для лиц предпенсионного возраста, тем гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до 1 января 2019 года. В силу этого оспариваемое законоположение ставит таких граждан в худшее положение по сравнению с теми гражданами из числа относящихся к той же категории (лица предпенсионного возраста), которые приобрели статус безработного после указанной даты.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Наряду с включением в Закон о занятости норм, изменяющих правила определения пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву и имеющим ранее оплачиваемую работу, Закон о занятости дополняется нормами, устанавливающими дополнительные гарантии социальной поддержки впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным ОСЗН в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1) <1>, а также гражданам предпенсионного возраста (ст. 34.2) <2>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Наряду с включением в Закон о занятости норм, изменяющих правила определения пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву и имеющим ранее оплачиваемую работу, Закон о занятости дополняется нормами, устанавливающими дополнительные гарантии социальной поддержки впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным ОСЗН в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1) <1>, а также гражданам предпенсионного возраста (ст. 34.2) <2>.
Вопрос: Работник проходит медкомиссию для оформления инвалидности. Должен ли работодатель отпускать его с работы с оплатой этого времени?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Статья: Явление социальной инклюзии в праве социального обеспечения
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Законе о занятости устанавливаются экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, определены полномочия органов государственной власти, закреплен статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо в Законе о занятости предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Законе о занятости устанавливаются экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, определены полномочия органов государственной власти, закреплен статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо в Законе о занятости предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).