Социальные льготы одиноким матерям
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные льготы одиноким матерям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю оформить компенсации за детский сад и на оплату питания сотрудникам
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выплачиваете компенсацию стоимости посещения детского сада, то можете установить, что она полагается только категориям работников, нуждающимся в повышенной социальной защите: работникам - одиноким родителям, мобилизованным работникам и т.п. Дискриминацией это не является (ст. 3 ТК РФ). Но и выплата компенсации всем работникам нарушением не будет.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выплачиваете компенсацию стоимости посещения детского сада, то можете установить, что она полагается только категориям работников, нуждающимся в повышенной социальной защите: работникам - одиноким родителям, мобилизованным работникам и т.п. Дискриминацией это не является (ст. 3 ТК РФ). Но и выплата компенсации всем работникам нарушением не будет.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, то есть единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, то есть единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).
Статья: Отцовство и материнство вне родительства: нюансы правового регулирования
(Гринева А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Нередко встречается и вариант, как говорится, "наоборот", когда социально-правовое значение отцовства и родительства намеренно нивелируется родителями ребенка. Фиктивное расторжение брака или изначально отсутствие его регистрации, рождение ребенка, в графе "сведения об отце" которого стоит прочерк, - такое поведение родителей зачастую обусловлено нахождением одного из них на государственной службе, пересечением коммерческих интересов, нежеланием предоставлять информацию о наличии ребенка и т.п. Так или иначе, но соответствующее родительство является формально порочным. О.Ю. Ильина считает, что в подобных ситуациях родители злоупотребляют своим правом, чтобы мать могла получать социальное пособие, пользоваться льготами как мать-одиночка и т.п. <3> По мнению Н.Н. Тарусиной, действующая альтернатива (прочерк или вымышленные сведения об отце. - А.Г.) противоречит интересам ребенка, в связи с чем норме закона следует придать императивный характер, и если мать не желает указывать вымышленные сведения об отце ребенка, то такую фиктивную запись должен оформлять орган опеки и попечительства <4>. Позволим себе не согласиться с уважаемым автором, поскольку реализация такой инициативы может создать еще больше сложностей в механизме обеспечения прав и интересов детей.
(Гринева А.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Нередко встречается и вариант, как говорится, "наоборот", когда социально-правовое значение отцовства и родительства намеренно нивелируется родителями ребенка. Фиктивное расторжение брака или изначально отсутствие его регистрации, рождение ребенка, в графе "сведения об отце" которого стоит прочерк, - такое поведение родителей зачастую обусловлено нахождением одного из них на государственной службе, пересечением коммерческих интересов, нежеланием предоставлять информацию о наличии ребенка и т.п. Так или иначе, но соответствующее родительство является формально порочным. О.Ю. Ильина считает, что в подобных ситуациях родители злоупотребляют своим правом, чтобы мать могла получать социальное пособие, пользоваться льготами как мать-одиночка и т.п. <3> По мнению Н.Н. Тарусиной, действующая альтернатива (прочерк или вымышленные сведения об отце. - А.Г.) противоречит интересам ребенка, в связи с чем норме закона следует придать императивный характер, и если мать не желает указывать вымышленные сведения об отце ребенка, то такую фиктивную запись должен оформлять орган опеки и попечительства <4>. Позволим себе не согласиться с уважаемым автором, поскольку реализация такой инициативы может создать еще больше сложностей в механизме обеспечения прав и интересов детей.
Статья: Криминологические детерминанты преступлений, совершаемых женщинами
(Мальцева А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)- еще 26% высказались за расширение социальных пособий и льгот для матерей-одиночек и многодетных семей, считая, что это поможет избежать криминальных способов зарабатывания денег.
(Мальцева А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)- еще 26% высказались за расширение социальных пособий и льгот для матерей-одиночек и многодетных семей, считая, что это поможет избежать криминальных способов зарабатывания денег.
Статья: Особые права работниц, являющихся матерями-одиночками
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери...".
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери...".
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, т.е. единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Тем самым указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями (усыновителями) детей, т.е. единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).
Статья: Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ <15> также не предусмотрено дополнительных гарантий по социальной поддержке одиноких матерей и отцов в периоды, признанные чрезвычайной ситуацией.
(Степанян А.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 1)Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ <15> также не предусмотрено дополнительных гарантий по социальной поддержке одиноких матерей и отцов в периоды, признанные чрезвычайной ситуацией.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ <209>). Названный Закон предусматривает для указанных лиц дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), права на медицинское обслуживание (ст. 7), прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (ст. 8.1), права на труд и на социальную защиту от безработицы (ст. 9).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что и закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ <209>). Названный Закон предусматривает для указанных лиц дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), права на медицинское обслуживание (ст. 7), прав на имущество и жилое помещение (ст. 8), права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (ст. 8.1), права на труд и на социальную защиту от безработицы (ст. 9).