Социальные гарантии гражданским служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные гарантии гражданским служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Исходя из законодательно закрепленного определения российской государственной службы <1>, одним из ее признаков является служебный характер деятельности. Он, по мнению автора, появился не случайно. Таким образом, законодатель хотел, во-первых, подчеркнуть особую природу данного вида деятельности и, во-вторых, обеспечить окончательный уход от трудовой модели государственной службы, господствовавшей на протяжении всего советского периода. Конституционный Суд РФ не раз подчеркивал, что государственные служащие исполняют особые публично-правовые обязанности, в связи с чем оправданным является наличие ограничений при реализации ими своих прав. Однако при этом в правовом регулировании государственной службы требуется соблюдение баланса между соблюдением законных интересов, связанных с ее организацией и эффективным функционированием и защитой прав и свобод лиц, находящихся на государственной службе <2>. Периодически эта проблемная сфера попадает в поле зрения органов государственной власти. Так, одной из приоритетных для совершенствования сфер на 2019 - 2021 гг. была определена система социальных гарантий для гражданских служащих <3>.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Исходя из законодательно закрепленного определения российской государственной службы <1>, одним из ее признаков является служебный характер деятельности. Он, по мнению автора, появился не случайно. Таким образом, законодатель хотел, во-первых, подчеркнуть особую природу данного вида деятельности и, во-вторых, обеспечить окончательный уход от трудовой модели государственной службы, господствовавшей на протяжении всего советского периода. Конституционный Суд РФ не раз подчеркивал, что государственные служащие исполняют особые публично-правовые обязанности, в связи с чем оправданным является наличие ограничений при реализации ими своих прав. Однако при этом в правовом регулировании государственной службы требуется соблюдение баланса между соблюдением законных интересов, связанных с ее организацией и эффективным функционированием и защитой прав и свобод лиц, находящихся на государственной службе <2>. Периодически эта проблемная сфера попадает в поле зрения органов государственной власти. Так, одной из приоритетных для совершенствования сфер на 2019 - 2021 гг. была определена система социальных гарантий для гражданских служащих <3>.
Статья: Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения как дополнительная государственная гарантия государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы реализации
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Как представляется, значительные сроки прохождения гражданской службы для возникновения права на единовременную субсидию при наличии факта нуждаемости гражданского служащего в жилом помещении в течение всего этого периода, содержат признаки кабальности, злоупотребления субъектами Российской Федерации полномочиями по нормативному правовому регулированию рассматриваемых отношений. Такая гарантия социальной защищенности гражданского служащего, на наш взгляд, не способствует не только повышению мотивации эффективного исполнения своих должностных обязанностей, но и сохранению квалифицированных и опытных кадров на гражданской службе, превращает единовременную субсидию в награду за продолжительный труд.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Как представляется, значительные сроки прохождения гражданской службы для возникновения права на единовременную субсидию при наличии факта нуждаемости гражданского служащего в жилом помещении в течение всего этого периода, содержат признаки кабальности, злоупотребления субъектами Российской Федерации полномочиями по нормативному правовому регулированию рассматриваемых отношений. Такая гарантия социальной защищенности гражданского служащего, на наш взгляд, не способствует не только повышению мотивации эффективного исполнения своих должностных обязанностей, но и сохранению квалифицированных и опытных кадров на гражданской службе, превращает единовременную субсидию в награду за продолжительный труд.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1532
(ред. от 02.04.2025)
"Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации"В целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Российской Федерации, в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:
(ред. от 02.04.2025)
"Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации"В целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Российской Федерации, в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем социальных гарантий: профилактическое и медицинское обслуживание, забота о семьях сотрудников, обеспечение жильем, ежемесячные надбавки к окладу за стаж службы, квалификационное звание и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, пенсионное обеспечение, основной, дополнительный и другие виды отпусков. Так, если основной отпуск для сотрудников органов внутренних дел и гражданского служащего одинаковые - 30 календарных дней, и дополнительный отпуск у них за выслугу при стаже 15 лет составляет 10 календарных дней, то для сотрудника органов внутренних дел при стаже 20 лет дополнительный отпуск увеличивается до 15 календарных дней. За ненормированный служебный день отпуск у гражданского служащего увеличивается на три дня, а у сотрудника органов внутренних дел он может составлять от 3 до 10 календарных дней.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем социальных гарантий: профилактическое и медицинское обслуживание, забота о семьях сотрудников, обеспечение жильем, ежемесячные надбавки к окладу за стаж службы, квалификационное звание и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, пенсионное обеспечение, основной, дополнительный и другие виды отпусков. Так, если основной отпуск для сотрудников органов внутренних дел и гражданского служащего одинаковые - 30 календарных дней, и дополнительный отпуск у них за выслугу при стаже 15 лет составляет 10 календарных дней, то для сотрудника органов внутренних дел при стаже 20 лет дополнительный отпуск увеличивается до 15 календарных дней. За ненормированный служебный день отпуск у гражданского служащего увеличивается на три дня, а у сотрудника органов внутренних дел он может составлять от 3 до 10 календарных дней.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Статья: Институт кадровых комиссий на государственной и муниципальной службе: временная мера или новый вектор развития
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Так, например, согласно названным выше Рекомендациям Минтруда, рекомендация кадровой комиссии является обязательным условием для назначения на должность на территории новых субъектов Российской Федерации во всех случаях, когда конкурс может не проводиться или не проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем в некоторых случаях внеконкурсное назначение на должность выступает в качестве социальной гарантии, предоставляемой государственному гражданскому служащему при увольнении по определенным основаниям <1>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Так, например, согласно названным выше Рекомендациям Минтруда, рекомендация кадровой комиссии является обязательным условием для назначения на должность на территории новых субъектов Российской Федерации во всех случаях, когда конкурс может не проводиться или не проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем в некоторых случаях внеконкурсное назначение на должность выступает в качестве социальной гарантии, предоставляемой государственному гражданскому служащему при увольнении по определенным основаниям <1>.