Социальные гарантии безработным
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные гарантии безработным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""В соответствии со ст. 28, 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определенных законом условий. Выплата пособия по безработице гражданину, признанному безработным согласно ст. 3 названного Закона, не ставится в зависимость от оснований увольнения работника и нарушения работодателем при увольнении трудового законодательства."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации""В кассационной жалобе ответчик указал, что пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определенных законом условий. Выплата пособия по безработице гражданину, признанному безработным согласно статье 3 Закона о занятости, не ставится в зависимость от оснований увольнения работника и нарушения работодателем при увольнении трудового законодательства. Выплаты производились Центром занятости в силу прямого указания закона, поэтому они не могут рассматриваться как понесенные убытки. Причинно-следственная связь между произведенными истцом выплатами и действиями работодателя по увольнению работника отсутствует, так как основанием для выплат, произведенных Центром занятости, послужил факт признания гражданина безработным, а не его увольнение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Законе о занятости определены экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, полномочия органов государственной власти, закреплены статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2). Законодательно закреплены права граждан в области занятости: право на выбор места работы; на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, на психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости; на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации; на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 8 - 11).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.010.030 Безработные (статус)
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.010.030 Безработные (статус)
"Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2026 - 2028 годы"
(утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 28.08.2025)9. Социальные гарантии, компенсации и льготы
(утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 28.08.2025)9. Социальные гарантии, компенсации и льготы
Статья: Судебная практика по спорам о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ в Определении от 27.02.2024 N 327-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цивилева Андрея Станиславовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" указал, что самостоятельная экономическая (профессиональная) деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально на основе свободного выбора ее сферы, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности. Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая (профессиональная) деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ в Определении от 27.02.2024 N 327-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цивилева Андрея Станиславовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" указал, что самостоятельная экономическая (профессиональная) деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально на основе свободного выбора ее сферы, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности. Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая (профессиональная) деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.
Статья: Занятость, самозанятость и платформенная занятость граждан в свете законопроекта о занятости населения в Российской Федерации
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)В статье представлен анализ законопроекта N 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" в части введения новых дефиниций "занятость", "самозанятость", "платформенная занятость" и иных связанных с ними положений. Акцентируется внимание на том, что цель принятия законопроекта заключается в обеспечении занятости, социальных гарантий и мер поддержки безработных граждан. В связи с чем обосновывается вывод о том, что установленные в законопроекте понятия "самозанятость" и "платформенная занятость" не могут являться базовыми положениями, определяющими основной статус лиц, их осуществляющих. Делается вывод о тенденции к обособлению режимов деятельности граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, самозанятых лиц, формулируются предложения по совершенствованию законодательства.
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)В статье представлен анализ законопроекта N 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" в части введения новых дефиниций "занятость", "самозанятость", "платформенная занятость" и иных связанных с ними положений. Акцентируется внимание на том, что цель принятия законопроекта заключается в обеспечении занятости, социальных гарантий и мер поддержки безработных граждан. В связи с чем обосновывается вывод о том, что установленные в законопроекте понятия "самозанятость" и "платформенная занятость" не могут являться базовыми положениями, определяющими основной статус лиц, их осуществляющих. Делается вывод о тенденции к обособлению режимов деятельности граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, самозанятых лиц, формулируются предложения по совершенствованию законодательства.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, в деле о восстановлении заявителя на учете в качестве безработного, взыскании пособия по безработице, убытков, компенсации морального вреда, невыплаченного прожиточного минимума, признав обжалуемые судебные постановления принятыми в нарушение закона, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ прямо заявила о "...формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению дела, предметом которого являлся спор, связанный с реализацией гражданином установленных законом государственных гарантий социальной защиты от безработицы, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права заявителя на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту" <1>. Это дело также вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, в деле о восстановлении заявителя на учете в качестве безработного, взыскании пособия по безработице, убытков, компенсации морального вреда, невыплаченного прожиточного минимума, признав обжалуемые судебные постановления принятыми в нарушение закона, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ прямо заявила о "...формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению дела, предметом которого являлся спор, связанный с реализацией гражданином установленных законом государственных гарантий социальной защиты от безработицы, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права заявителя на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту" <1>. Это дело также вошло в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) <2>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. также: Серегина Л.В. Пособие по безработице - одна из важнейших гарантий социальной поддержки безработных граждан // Институт социальных пособий и компенсаций в Российской Федерации: генезис правового регулирования: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Антонова. М.: Проспект, 2021. С. 137 - 146; Антонова Н.В. Пособия из государственного бюджета по законодательству России, Белоруссии и Казахстана: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 163 - 188.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. также: Серегина Л.В. Пособие по безработице - одна из важнейших гарантий социальной поддержки безработных граждан // Институт социальных пособий и компенсаций в Российской Федерации: генезис правового регулирования: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Антонова. М.: Проспект, 2021. С. 137 - 146; Антонова Н.В. Пособия из государственного бюджета по законодательству России, Белоруссии и Казахстана: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 163 - 188.
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Законе о занятости устанавливаются экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, определены полномочия органов государственной власти, закреплен статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо в Законе о занятости предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Законе о занятости устанавливаются экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, в частности порядок регулирования и организации занятости, определены полномочия органов государственной власти, закреплен статус безработного, социальные гарантии поддержки его и нетрудоспособных членов его семьи и т.д. Особо в Законе о занятости предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 34.1), а также граждан предпенсионного возраста (ст. 34.2).