Социальное страхование самозанятых
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное страхование самозанятых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О пенсионном страховании самозанятого пенсионера и предоставлении ему социальных выплат.
(Письмо Минтруда России от 30.12.2022 N 21-1/ООГ-9065)Вопрос: Если неработающий пенсионер зарегистрируется как самозанятый, будут ли ему социальные выплаты?
(Письмо Минтруда России от 30.12.2022 N 21-1/ООГ-9065)Вопрос: Если неработающий пенсионер зарегистрируется как самозанятый, будут ли ему социальные выплаты?
Статья: Комментарий к Письму Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 05.08.2024 N 19-20/35785 "Нужно ли подавать подраздел 1.1 формы ЕФС-1, если за самозанятого фирма платит взносы "на травматизм"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18)"Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18)"Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 9)Проект Закона, включающего самозанятых в систему соцстрахования после 6 месяцев добровольной уплаты взносов, ранее был разработан Минтрудом (см. ГК, 2022, N 24, с. 94). Он предусматривал выплату только пособий по временной нетрудоспособности, без декретных (причем заодно лишал декретных и всех ИП). Сейчас проект числится в базе со статусом "Отказ от разработки" <3>. Но, как видим, от самой идеи Правительство РФ не отказалось.
("Главная книга", 2024, N 9)Проект Закона, включающего самозанятых в систему соцстрахования после 6 месяцев добровольной уплаты взносов, ранее был разработан Минтрудом (см. ГК, 2022, N 24, с. 94). Он предусматривал выплату только пособий по временной нетрудоспособности, без декретных (причем заодно лишал декретных и всех ИП). Сейчас проект числится в базе со статусом "Отказ от разработки" <3>. Но, как видим, от самой идеи Правительство РФ не отказалось.
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Исходя из этого, в правовой литературе отмечается, что отсутствие у самозанятых обязанности уплаты страховых взносов может создавать дисбаланс и дестабилизировать систему социального страхования <8>. Как представляется, прежде всего этот вывод справедлив для тех плательщиков НПД, которые параллельно с осуществлением самозанятости не работают по трудовому договору, а, например, занимаются своей деятельностью исключительно на онлайн-платформах. Также при проведении оценки факта отсутствия у самозанятых обязанности платить страховые взносы важно иметь в виду разнообразие их видов, которое обусловливает, в свою очередь, выполнение ими различных функций и дифференцирование порядка расчета и уплаты таких платежей. Исходя из этого, обоснованно анализировать идею включения самозанятых в систему социального страхования при учете особенностей различных видов страховых взносов.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Исходя из этого, в правовой литературе отмечается, что отсутствие у самозанятых обязанности уплаты страховых взносов может создавать дисбаланс и дестабилизировать систему социального страхования <8>. Как представляется, прежде всего этот вывод справедлив для тех плательщиков НПД, которые параллельно с осуществлением самозанятости не работают по трудовому договору, а, например, занимаются своей деятельностью исключительно на онлайн-платформах. Также при проведении оценки факта отсутствия у самозанятых обязанности платить страховые взносы важно иметь в виду разнообразие их видов, которое обусловливает, в свою очередь, выполнение ими различных функций и дифференцирование порядка расчета и уплаты таких платежей. Исходя из этого, обоснованно анализировать идею включения самозанятых в систему социального страхования при учете особенностей различных видов страховых взносов.
Статья: Налог на профессиональный доход в России и за рубежом: особенности правового регулирования
(Лукьянов К.Ю.)
("Юрист", 2023, N 4)К примеру, в Китае регулирование деятельности самозанятых с позиции права не предусмотрено. Несмотря на это, государственные органы осуществляют систематический учет количества самозанятых и предоставляют меры косвенной поддержки таких граждан с использованием нефинансовых методов, в том числе посредством обучения и предоставления доступа к учебной и научной литературе <7>. Кроме того, в Китае обязательным является участие самозанятых в системе социального страхования.
(Лукьянов К.Ю.)
("Юрист", 2023, N 4)К примеру, в Китае регулирование деятельности самозанятых с позиции права не предусмотрено. Несмотря на это, государственные органы осуществляют систематический учет количества самозанятых и предоставляют меры косвенной поддержки таких граждан с использованием нефинансовых методов, в том числе посредством обучения и предоставления доступа к учебной и научной литературе <7>. Кроме того, в Китае обязательным является участие самозанятых в системе социального страхования.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, они могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <27>), в этом случае у них будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <28>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <29>, поскольку самозанятые не поименованы в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <30> в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <31>. Таким образом, остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <32>.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, они могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <27>), в этом случае у них будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <28>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <29>, поскольку самозанятые не поименованы в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <30> в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <31>. Таким образом, остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <32>.
Информация: Госдума в 1 чтении одобрила нормы о добровольном страховании самозанятых для получения больничных
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)"Оплачиваемые больничные - это новые гарантии для самозанятых в случае их вступления в добровольные правоотношения по социальному страхованию. Самозанятые граждане сами смогут выбрать, как именно будет оплачиваться больничный: исходя из 50 или 35 тыс. рублей в расчете за полный месяц нетрудоспособности. При сумме страхового покрытия в 50 тыс. рублей размер страхового взноса составит 1 920 рублей в месяц, а при сумме 35 тыс. рублей - 1 344 рубля в месяц. После уплаты взносов в течение полугода у граждан появится право на получение пособия в размере 70%, а по истечении 12 месяцев - в размере 100% страховой суммы. Взаимодействие самозанятых с Социальным фондом будет вестись в удобном формате через мобильное приложение "Мой налог". При расчете пособия будет учитываться и страховой стаж, сформированный в годы работы по найму", - отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
("Официальный сайт Минтруда России", 2025)"Оплачиваемые больничные - это новые гарантии для самозанятых в случае их вступления в добровольные правоотношения по социальному страхованию. Самозанятые граждане сами смогут выбрать, как именно будет оплачиваться больничный: исходя из 50 или 35 тыс. рублей в расчете за полный месяц нетрудоспособности. При сумме страхового покрытия в 50 тыс. рублей размер страхового взноса составит 1 920 рублей в месяц, а при сумме 35 тыс. рублей - 1 344 рубля в месяц. После уплаты взносов в течение полугода у граждан появится право на получение пособия в размере 70%, а по истечении 12 месяцев - в размере 100% страховой суммы. Взаимодействие самозанятых с Социальным фондом будет вестись в удобном формате через мобильное приложение "Мой налог". При расчете пособия будет учитываться и страховой стаж, сформированный в годы работы по найму", - отметил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Современная цифровая экономика в своем развитии сталкивается с многочисленными проблемами и вызовами. Они отражаются на всех сферах жизни общества, в том числе на социальной, которая в значительной степени привязана к экономике и зависит от наполнения бюджета. Происходящие под влиянием цифровых технологий преобразования в социальной сфере расширяют ее возможности и в то же время создают угрозу нарушения прав граждан из-за несовершенств работы информационных систем, технических сбоев программ, необеспечения надлежащей защиты информации и персональных данных. Таким образом, законодательство о социальном обеспечении с учетом новых тенденций должно делать основной упор на гарантии прав и законных интересов граждан. В такой процесс должны быть вовлечены все субъекты хозяйственной деятельности, включая тех, кто пока еще не охвачен системой обязательного социального страхования (самозанятые, лица творческих профессий - фрилансеры, неформально занятые граждане и т.п.).
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Современная цифровая экономика в своем развитии сталкивается с многочисленными проблемами и вызовами. Они отражаются на всех сферах жизни общества, в том числе на социальной, которая в значительной степени привязана к экономике и зависит от наполнения бюджета. Происходящие под влиянием цифровых технологий преобразования в социальной сфере расширяют ее возможности и в то же время создают угрозу нарушения прав граждан из-за несовершенств работы информационных систем, технических сбоев программ, необеспечения надлежащей защиты информации и персональных данных. Таким образом, законодательство о социальном обеспечении с учетом новых тенденций должно делать основной упор на гарантии прав и законных интересов граждан. В такой процесс должны быть вовлечены все субъекты хозяйственной деятельности, включая тех, кто пока еще не охвачен системой обязательного социального страхования (самозанятые, лица творческих профессий - фрилансеры, неформально занятые граждане и т.п.).