Социальное неравенство
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное неравенство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, являются поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения (статьи 1, 3, абзац второй части 1 статьи 12).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, являются поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения (статьи 1, 3, абзац второй части 1 статьи 12).
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"снижения уровня социального неравенства;
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"снижения уровня социального неравенства;
Статья: Реализация принципа справедливости в налоговом праве Российской Федерации
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Прогрессивная система налоговых ставок, напротив, направлена на смягчение социального неравенства за счет увеличения ставки налогообложения по мере роста доходов. Она более справедлива с точки зрения перераспределения материальных благ в обществе. Кроме того, прогрессивная система способствует увеличению бюджетных поступлений. Тем не менее данный подход может снизить для населения стимулы к увеличению доходов, способствовать уклонению от налоговых выплат, а также создавать дополнительные сложности в администрировании налогов.
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Прогрессивная система налоговых ставок, напротив, направлена на смягчение социального неравенства за счет увеличения ставки налогообложения по мере роста доходов. Она более справедлива с точки зрения перераспределения материальных благ в обществе. Кроме того, прогрессивная система способствует увеличению бюджетных поступлений. Тем не менее данный подход может снизить для населения стимулы к увеличению доходов, способствовать уклонению от налоговых выплат, а также создавать дополнительные сложности в администрировании налогов.
Статья: Цифровой разрыв в странах современного мира: причины и механизмы преодоления
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Статья посвящена проблемам цифрового разрыва и неравенства в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий. Причинами такого разрыва могут быть врожденная технофобия отдельных граждан, их плохое здоровье, пожилой возраст, опасение кражи персональных данных, недостаточность финансовых средств, языковой барьер. Граждане, не способные должным образом пользоваться современными технологиями, фактически лишаются возможности принимать полноценное участие в общественной и политической жизни. Предлагаемые механизмы преодоления цифрового разрыва предусматривают разработку единых стандартов, которые бы обеспечивали равный доступ граждан к Интернету независимо от их технологических знаний и возможностей. Внедрение подобных стандартов представляется особенно важным применительно к гражданам с невысоким уровнем доходов, пожилым, бездомным, а также людям с ограниченными возможностями и слабыми языковыми знаниями. Последствия цифрового разрыва могут быть также смягчены с помощью продуманной политики на рынке труда, соответствующего обучения сотрудников и улучшения системы образования на всех уровнях. Цифровой разрыв является одним из проявлений социального неравенства, и его преодоление в конечном счете вряд ли возможно без сокращения других видов неравенства.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Статья посвящена проблемам цифрового разрыва и неравенства в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий. Причинами такого разрыва могут быть врожденная технофобия отдельных граждан, их плохое здоровье, пожилой возраст, опасение кражи персональных данных, недостаточность финансовых средств, языковой барьер. Граждане, не способные должным образом пользоваться современными технологиями, фактически лишаются возможности принимать полноценное участие в общественной и политической жизни. Предлагаемые механизмы преодоления цифрового разрыва предусматривают разработку единых стандартов, которые бы обеспечивали равный доступ граждан к Интернету независимо от их технологических знаний и возможностей. Внедрение подобных стандартов представляется особенно важным применительно к гражданам с невысоким уровнем доходов, пожилым, бездомным, а также людям с ограниченными возможностями и слабыми языковыми знаниями. Последствия цифрового разрыва могут быть также смягчены с помощью продуманной политики на рынке труда, соответствующего обучения сотрудников и улучшения системы образования на всех уровнях. Цифровой разрыв является одним из проявлений социального неравенства, и его преодоление в конечном счете вряд ли возможно без сокращения других видов неравенства.
Статья: О развитии семейного налогообложения в Российской Федерации
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Поступления налога на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) составляют значительную часть бюджета Российской Федерации (см. рис. 1), а в рамках налогообложения физических лиц НДФЛ является основным, поэтому изучение возможностей этого налога как важного экономического инструмента сглаживания социального неравенства является весьма актуальным.
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Поступления налога на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) составляют значительную часть бюджета Российской Федерации (см. рис. 1), а в рамках налогообложения физических лиц НДФЛ является основным, поэтому изучение возможностей этого налога как важного экономического инструмента сглаживания социального неравенства является весьма актуальным.
Статья: Развитие ESG-финансирования в России
(Борисова О.В.)
("Финансы", 2024, N 12)Разберем, что включают в себя основные аспекты, отражаемые в ESG: "1) экологические связаны со смягчением последствий изменения климата и адаптацией к нему, а также окружающей средой, например предотвращением загрязнения и осуществлением устойчивой экономической деятельности; 2) социальные - вопросы неравенства, инклюзивное, трудовых отношений, инвестиций в людей и их навыки и сообщества, а также прав человека; 3) корпоративное управление - со структурами управления, отношениями между сотрудниками и вознаграждением руководителей" [2], а также с учетом влияния на социальные и экологические соображения в процессе принятия решений.
(Борисова О.В.)
("Финансы", 2024, N 12)Разберем, что включают в себя основные аспекты, отражаемые в ESG: "1) экологические связаны со смягчением последствий изменения климата и адаптацией к нему, а также окружающей средой, например предотвращением загрязнения и осуществлением устойчивой экономической деятельности; 2) социальные - вопросы неравенства, инклюзивное, трудовых отношений, инвестиций в людей и их навыки и сообщества, а также прав человека; 3) корпоративное управление - со структурами управления, отношениями между сотрудниками и вознаграждением руководителей" [2], а также с учетом влияния на социальные и экологические соображения в процессе принятия решений.
Статья: Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможность его применения в России
(Измайлова М.О.)
("Финансы", 2023, N 11)- установление не облагаемого налогом минимума (налогового вычета). Необлагаемый минимум представляет собой некоторую фиксированную денежную величину, на которую уменьшается сумма начисленного дохода. Использование той или иной страной необлагаемого минимума применительно к конкретному налогу призвано нивелировать социальное неравенство различных слоев налогоплательщиков, прежде всего различных социально-демографических групп физических лиц, мелкого бизнеса, в соответствии с принципом справедливости, реализуя конституционный принцип равенства и способствуя более полной реализации социальной роли налогов. Введение необлагаемого минимума нацелено также на изменение экономического поведения налогоплательщиков в направлении снижения налогового оппортунизма [10];
(Измайлова М.О.)
("Финансы", 2023, N 11)- установление не облагаемого налогом минимума (налогового вычета). Необлагаемый минимум представляет собой некоторую фиксированную денежную величину, на которую уменьшается сумма начисленного дохода. Использование той или иной страной необлагаемого минимума применительно к конкретному налогу призвано нивелировать социальное неравенство различных слоев налогоплательщиков, прежде всего различных социально-демографических групп физических лиц, мелкого бизнеса, в соответствии с принципом справедливости, реализуя конституционный принцип равенства и способствуя более полной реализации социальной роли налогов. Введение необлагаемого минимума нацелено также на изменение экономического поведения налогоплательщиков в направлении снижения налогового оппортунизма [10];
Статья: Будущее социальности государства и социального государства в контексте цифровизации
(Аристов Е.В., Понкин И.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)В этом предостережении речь идет о значительных негативных последствиях того, что правительства по всему миру активно принимают меры по цифровизации, автоматизации и информатизации своих систем социальной защиты. Филипп Олстон высказал опасения, которые ранее уже высказывались учеными и активистами, но пока не получили широкого распространения, особенно в отношении возможного ослабления прав на неприкосновенность частной жизни, усиления слежки и резкого возрастания социального неравенства. Филипп Олстон также выразил обеспокоенность по поводу чрезмерного влияния правительства и дальнейшей маргинализации уязвимых групп населения из-за препятствий в доступе к цифровым системам и навигации по ним. Доклад стал важным выступлением, переведя дискуссию с рассуждений о далеком будущем на признание текущих обстоятельств. В нем было подчеркнуто, что "цифровое государство всеобщего благосостояния либо уже стало реальностью, либо только зарождается во многих странах мира", при этом активно проявляются сопутствующие риски и неравенство [31].
(Аристов Е.В., Понкин И.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)В этом предостережении речь идет о значительных негативных последствиях того, что правительства по всему миру активно принимают меры по цифровизации, автоматизации и информатизации своих систем социальной защиты. Филипп Олстон высказал опасения, которые ранее уже высказывались учеными и активистами, но пока не получили широкого распространения, особенно в отношении возможного ослабления прав на неприкосновенность частной жизни, усиления слежки и резкого возрастания социального неравенства. Филипп Олстон также выразил обеспокоенность по поводу чрезмерного влияния правительства и дальнейшей маргинализации уязвимых групп населения из-за препятствий в доступе к цифровым системам и навигации по ним. Доклад стал важным выступлением, переведя дискуссию с рассуждений о далеком будущем на признание текущих обстоятельств. В нем было подчеркнуто, что "цифровое государство всеобщего благосостояния либо уже стало реальностью, либо только зарождается во многих странах мира", при этом активно проявляются сопутствующие риски и неравенство [31].
Статья: Перспективы развития института административной ответственности: реальность и иллюзии
(Денисенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)В рамках дальнейшего рассмотрения заявленной проблемы обратимся к зарубежному опыту, который служит своеобразным зеркалом, показывающим те элементы, в которых российская модель административной ответственности могла бы найти недостающее равновесие между репрессивной эффективностью и социальной справедливостью. Характерно, что европейские правовые системы прежде всего переосмыслили категорию "денежный штраф" не как абстрактную сумму, а как функцию от благосостояния конкретного лица. Так, германо-скандинавская система day-fine, направленная на устранение социального неравенства, которая считается новаторской, поскольку при назначении наказания систематически учитывается как благосостояние нарушителя, т.е. его способность платить, так и серьезность правонарушения <11>, конвертирует наказание в количество "дневных ставок" (обычно от пяти до трехсот), каждая из которых составляет фиксированную долю ежедневного дохода. Тем самым санкция перестает быть регрессивной: для малого предпринимателя и для корпорации соразмерное взыскание ощущается одинаково чувствительно, а не номинально. Учитывая российскую налоговую инфраструктуру (ФНС располагает исчерпывающими данными о доходах физических лиц), переход к диапазонной шкале - не техническая, а политико-правовая проблема: придется отказаться от символически "круглых" штрафов в пользу алгоритмически рассчитываемых, что заставит пересмотреть саму логику бюджетного планирования доходов от административных взысканий.
(Денисенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)В рамках дальнейшего рассмотрения заявленной проблемы обратимся к зарубежному опыту, который служит своеобразным зеркалом, показывающим те элементы, в которых российская модель административной ответственности могла бы найти недостающее равновесие между репрессивной эффективностью и социальной справедливостью. Характерно, что европейские правовые системы прежде всего переосмыслили категорию "денежный штраф" не как абстрактную сумму, а как функцию от благосостояния конкретного лица. Так, германо-скандинавская система day-fine, направленная на устранение социального неравенства, которая считается новаторской, поскольку при назначении наказания систематически учитывается как благосостояние нарушителя, т.е. его способность платить, так и серьезность правонарушения <11>, конвертирует наказание в количество "дневных ставок" (обычно от пяти до трехсот), каждая из которых составляет фиксированную долю ежедневного дохода. Тем самым санкция перестает быть регрессивной: для малого предпринимателя и для корпорации соразмерное взыскание ощущается одинаково чувствительно, а не номинально. Учитывая российскую налоговую инфраструктуру (ФНС располагает исчерпывающими данными о доходах физических лиц), переход к диапазонной шкале - не техническая, а политико-правовая проблема: придется отказаться от символически "круглых" штрафов в пользу алгоритмически рассчитываемых, что заставит пересмотреть саму логику бюджетного планирования доходов от административных взысканий.
Статья: Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- снижение уровня социального неравенства;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- снижение уровня социального неравенства;
Статья: Налоговые вычеты по НДФЛ
(Пугачев А.А.)
("Финансы", 2023, N 4)Преодоление бедности и неравенства - одна из ключевых задач социально-экономического развития России. Президентом необходимость ее решения поставлена в ранг национальных приоритетов, что было закреплено Указом от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [1]. На совещании по социально-экономической поддержке субъектов РФ, состоявшемся 16.03.2022, Президент России В.В. Путин подчеркнул, что "даже в текущей непростой ситуации по итогам года нам необходимо добиться снижения уровня бедности и неравенства" <1>.
(Пугачев А.А.)
("Финансы", 2023, N 4)Преодоление бедности и неравенства - одна из ключевых задач социально-экономического развития России. Президентом необходимость ее решения поставлена в ранг национальных приоритетов, что было закреплено Указом от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [1]. На совещании по социально-экономической поддержке субъектов РФ, состоявшемся 16.03.2022, Президент России В.В. Путин подчеркнул, что "даже в текущей непростой ситуации по итогам года нам необходимо добиться снижения уровня бедности и неравенства" <1>.
Статья: Потенциал и риски внедрения Big Data и прогнозной аналитики в систему административной юстиции
(Баррера Т.Р.У., Сидорова Е.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Административная юрисдикция играет ключевую роль в разрешении споров между гражданами и государственными органами. Ее истоки восходят к наполеоновской Франции, где в 1799 году был создан Государственный совет, заложивший основы современной административной юстиции. Однако сегодня эта система сталкивается с новыми вызовами, такими как популизм, социальное неравенство, технологическая трансформация и ослабление принципов правового государства. В этом контексте административная юрисдикция должна развиваться в сторону более гибкой и эффективной модели, способной оперативно реагировать на потребности общества.
(Баррера Т.Р.У., Сидорова Е.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Административная юрисдикция играет ключевую роль в разрешении споров между гражданами и государственными органами. Ее истоки восходят к наполеоновской Франции, где в 1799 году был создан Государственный совет, заложивший основы современной административной юстиции. Однако сегодня эта система сталкивается с новыми вызовами, такими как популизм, социальное неравенство, технологическая трансформация и ослабление принципов правового государства. В этом контексте административная юрисдикция должна развиваться в сторону более гибкой и эффективной модели, способной оперативно реагировать на потребности общества.