Социально значимые виды деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Социально значимые виды деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о соответствии понятия "предпринимательская деятельность" современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)По мнению Г. Писарева, "статус социального предпринимателя формируется с учетом основных признаков предпринимательской деятельности" ему присуща социальная миссия - осуществление социально значимых видов деятельности, направленных на разрешение социальных проблем, с целью получения прибыли (дохода)" <14>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)По мнению Г. Писарева, "статус социального предпринимателя формируется с учетом основных признаков предпринимательской деятельности" ему присуща социальная миссия - осуществление социально значимых видов деятельности, направленных на разрешение социальных проблем, с целью получения прибыли (дохода)" <14>.
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
(Абрамова Е.В., Мондохонов А.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Немаловажную роль в профилактике суицидальных настроений играет вовлеченность несовершеннолетних в социально значимые виды деятельности, формирование установок на самореализацию в социально одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке, волонтерстве и др.).
(Абрамова Е.В., Мондохонов А.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Немаловажную роль в профилактике суицидальных настроений играет вовлеченность несовершеннолетних в социально значимые виды деятельности, формирование установок на самореализацию в социально одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке, волонтерстве и др.).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")II. Отдельные виды деятельности с особой социальной значимостью по категориям риска
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")II. Отдельные виды деятельности с особой социальной значимостью по категориям риска
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, ч. 4 гл. IV Стратегии закрепляет в качестве приоритетной группы адресатов прямой поддержки в форме субсидий (в том числе покрывающих затраты, связанные с началом ведения бизнеса) - субъекты "...малого и среднего предпринимательства, реализующие проекты в сфере социального предпринимательства или осуществляющие социально значимые виды деятельности, а также субъекты молодежного предпринимательства".
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, ч. 4 гл. IV Стратегии закрепляет в качестве приоритетной группы адресатов прямой поддержки в форме субсидий (в том числе покрывающих затраты, связанные с началом ведения бизнеса) - субъекты "...малого и среднего предпринимательства, реализующие проекты в сфере социального предпринимательства или осуществляющие социально значимые виды деятельности, а также субъекты молодежного предпринимательства".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли размер платы по договору аренды публичных земельных участков быть выше утвержденных ставок
(КонсультантПлюс, 2025)К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Может ли размер платы по договору аренды публичных земельных участков быть выше утвержденных ставок
(КонсультантПлюс, 2025)К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что положения подпункта "д" пункта 3 Правил не подлежат применению в качестве нормативно регулируемой цены ввиду распространения их действия только на земельные участки, относящиеся к федеральной собственности. Указывая на несостоятельность ссылки общества на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (далее - постановление N 15837/11), суды исходили из того, что указанная правовая позиция распространяется только на договоры аренды земельных участков, предоставленных для целей жилищного строительства, с учетом установленного постановлением N 582 принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Можно ли размер платы за аренду публичного земельного участка определять в соответствии с механизмом расчета, установленным договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что положения подпункта "д" пункта 3 Правил не подлежат применению в качестве нормативно регулируемой цены ввиду распространения их действия только на земельные участки, относящиеся к федеральной собственности. Указывая на несостоятельность ссылки общества на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (далее - постановление N 15837/11), суды исходили из того, что указанная правовая позиция распространяется только на договоры аренды земельных участков, предоставленных для целей жилищного строительства, с учетом установленного постановлением N 582 принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, устанавливая порядок определения размера арендной платы, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны учитывать основные принципы определения арендной платы при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закрепленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, к которым относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости; принцип предельно допустимой простоты; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности; принцип запрета необоснованных предпочтений; принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, устанавливая порядок определения размера арендной платы, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны учитывать основные принципы определения арендной платы при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закрепленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, к которым относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости; принцип предельно допустимой простоты; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности; принцип запрета необоснованных предпочтений; принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка.
Статья: Способы определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Важно подчеркнуть, что ни один из упомянутых в данной статье способов определения арендной платы не учитывает специальных условий (преференций, скидок, льгот), предоставляемых в ряде случаев государственными органами или органами местного самоуправления лицам, хозяйственная деятельность которых направлена на реализацию социально значимых функций, или лицам, нуждающимся в социальной поддержке. Исходя из содержания принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности в отношении таких лиц арендная плата должна устанавливаться в пределах размера земельного налога.
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Важно подчеркнуть, что ни один из упомянутых в данной статье способов определения арендной платы не учитывает специальных условий (преференций, скидок, льгот), предоставляемых в ряде случаев государственными органами или органами местного самоуправления лицам, хозяйственная деятельность которых направлена на реализацию социально значимых функций, или лицам, нуждающимся в социальной поддержке. Исходя из содержания принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности в отношении таких лиц арендная плата должна устанавливаться в пределах размера земельного налога.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
Статья: Новое в практике земельных споров
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Экономическая коллегия обратила внимание на то, что при определении стоимости пользования землей необходимо руководствоваться принципами экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Экономическая коллегия обратила внимание на то, что при определении стоимости пользования землей необходимо руководствоваться принципами экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Несмотря на регулярно повторяющиеся в литературе оценки целей этих видов деятельности как общественно полезных, социально значимых, частно-публичных, в отношении, например, арбитражного управляющего установлено, что он занимается частной практикой (ст. 20 Закона о банкротстве). Декларировано, что ни адвокатская, ни нотариальная деятельность не являются предпринимательской (ст. 1 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ, ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате); действующая редакция Закона о банкротстве отказалась от требования к арбитражному управляющему быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 20). Адвокат, нотариус, арбитражный управляющий получают доход - характеристика самостоятельной экономической деятельности. Установление минимальных размеров и гарантированная оплата труда адвокатов, работающих в государственных юридических бюро, ежемесячное денежное вознаграждение судьи, включая должностной оклад и оклад за квалификационный класс (ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1), - характеристика оплачиваемого труда по найму. Некорректны при сравнении формулировки Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о том, что нотариальная деятельность не преследует цели извлечения прибыли, и о нотариальных тарифах (соответственно ст. 1 и 22). Мы можем лишь сделать однозначный вывод о том, что это возмездная деятельность. В законодательстве о налогах и сборах, о социальном страховании правовой статус адвокатов, нотариусов и т.п. лиц близок к статусу индивидуального предпринимателя. В ряде актов Конституционного суда РФ они отнесены к самозанятым <1>, что также запутывает ситуацию. Добавим сюда, что согласно позиции Конституционного Суда РФ работающие по трудовому договору (и шире - по найму) являются экономически более слабой стороны, чем самостоятельно осуществляющие экономическую деятельность, направленную на получение прибыли от использования своих способностей и имущества <2>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Несмотря на регулярно повторяющиеся в литературе оценки целей этих видов деятельности как общественно полезных, социально значимых, частно-публичных, в отношении, например, арбитражного управляющего установлено, что он занимается частной практикой (ст. 20 Закона о банкротстве). Декларировано, что ни адвокатская, ни нотариальная деятельность не являются предпринимательской (ст. 1 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ, ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате); действующая редакция Закона о банкротстве отказалась от требования к арбитражному управляющему быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 20). Адвокат, нотариус, арбитражный управляющий получают доход - характеристика самостоятельной экономической деятельности. Установление минимальных размеров и гарантированная оплата труда адвокатов, работающих в государственных юридических бюро, ежемесячное денежное вознаграждение судьи, включая должностной оклад и оклад за квалификационный класс (ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1), - характеристика оплачиваемого труда по найму. Некорректны при сравнении формулировки Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о том, что нотариальная деятельность не преследует цели извлечения прибыли, и о нотариальных тарифах (соответственно ст. 1 и 22). Мы можем лишь сделать однозначный вывод о том, что это возмездная деятельность. В законодательстве о налогах и сборах, о социальном страховании правовой статус адвокатов, нотариусов и т.п. лиц близок к статусу индивидуального предпринимателя. В ряде актов Конституционного суда РФ они отнесены к самозанятым <1>, что также запутывает ситуацию. Добавим сюда, что согласно позиции Конституционного Суда РФ работающие по трудовому договору (и шире - по найму) являются экономически более слабой стороны, чем самостоятельно осуществляющие экономическую деятельность, направленную на получение прибыли от использования своих способностей и имущества <2>.
Статья: К вопросу о развитии института социального предпринимательства в Российской Федерации
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Необходимо отметить, что в Российской Федерации институт социального предпринимательства сравнительно рано оказался в сфере публичного внимания и относительной институционализации: так, в 2007 г. главой компании "ЛУКОЙЛ" В.Ю. Алекперовым был основан Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", целью которого стало предоставление денежных грантов и беспроцентных займов социальным проектам <10>. Рубеж 2010-х годов ознаменовался также состоянием активного теоретического и методологического "размежевания" и уточнения используемой терминологии - данные процессы нашли свое выражение в законодательном закреплении сразу нескольких взаимообусловленных понятий: "социально значимые виды деятельности", "социально ориентированные организации" и "социальное предпринимательство".
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Необходимо отметить, что в Российской Федерации институт социального предпринимательства сравнительно рано оказался в сфере публичного внимания и относительной институционализации: так, в 2007 г. главой компании "ЛУКОЙЛ" В.Ю. Алекперовым был основан Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", целью которого стало предоставление денежных грантов и беспроцентных займов социальным проектам <10>. Рубеж 2010-х годов ознаменовался также состоянием активного теоретического и методологического "размежевания" и уточнения используемой терминологии - данные процессы нашли свое выражение в законодательном закреплении сразу нескольких взаимообусловленных понятий: "социально значимые виды деятельности", "социально ориентированные организации" и "социальное предпринимательство".
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Смягчат ли ответственность за несвоевременное представление (непредставление) декларации, если деятельность налогоплательщика социально значимая
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал в качестве смягчающего обстоятельства социально значимый вид деятельности общества.
Смягчат ли ответственность за несвоевременное представление (непредставление) декларации, если деятельность налогоплательщика социально значимая
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал в качестве смягчающего обстоятельства социально значимый вид деятельности общества.